[<10>] ====== Толкования на Ин. 7:37 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В последний же день великий праздника стояше Иисус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет** А когда слуги первосвященников и книжников увидели сие и услышали от Иисуса: **«аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет»**; то узнали, что это был не простой человек, как они, но Тот, Кто и святым даровал питие; и что Он Тот, Кто был предузнан пророком Исаиею, поелику Он воистину – cияниe света и Слово Бога. И таким образом напаял Он древле, как поток из источника рай, а теперь дарует Он так же благодатный дар Духа каждому, говоря: **«аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы»**. Ни один человек не мог сказать сего, но только Бог Живый, Который воистину дарует жизнь и Святого Духа. **//Из 44-го праздничного послания.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 37-38 **В последний же день великий праздника стояше Иисус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы** Христос говорит:** аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет**. Эти слова означают: Я никого не влеку принуждением и насилием; но кто имеет великое усердие, кто пламенеет желанием, того Я призываю. Но почему евангелист заметил, что (это было) в последний день великий? Потому, что первый и последний дни были великими, а средние между ними большею частию проводимы были в увеселениях. Почему же говорит: **в последний**? Потому, что в этот день все были в собрании. В первый день (Господь) еще не пришел, объяснив Своим ученикам и причину этого. Во второй же и в третий день Он не говорит ничего такого, чтобы не тратить напрасно слов, так как (иудеи в эти дни) предавались увеселениям. Но в последний день, когда они возвращались домой, Он дает им напутствие ко спасению и громко говорит, частию для того, чтобы показать Свое дерзновение, частию по причине большого многолюдства. А чтобы показать, что Он говорит о питии духовном, присовокупляет: **веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы.** Чревом называет здесь сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: //и закон Твой посреде чрева моего// [[old:ps:039:09|(Пс. 39, 9)]]. Но где сказано в Писании: **реки от чрева его истекут воды живы**? Нигде. Что же значат слова: **веруяй в Мя, якоже рече Писание**? Здесь надобно поставить точку, так, чтобы слова: **реки от чрева его истекут** – были изречением Самого Христа. Так как многие говорили: //Сей есть Христос,// и еще: Христос, //егда приидет, еда больша знамения сотворит,// то Он показывает, что должно иметь правое познание и убеждаться не столько чудесами, сколько Писанием. Действительно, многие, хотя и видели Его чудодействовавшим, однако ж не принимали за Христа, а, напротив, готовы были сказать: //не Писание ли рече, яко от Семене Давидова Христос приидет?// [[new:in:07:42|(ст. 42)]]. Поэтому Христос весьма часто обращался к Писанию, желая показать, что не избегает доказательств от Писания; поэтому же и теперь отсылает их к Писаниям. Итак, выше Он говорил: //испытайте Писаний// [[new:in:05:39|(5, 39)]]; и еще: //есть писано во пророцех: и будут вси научени Богом// [[new:in:06:45|(6, 45)]]; также: //Моисей на вы глаголет// [[new:in:05:45|(5, 45)]]. Равным образом и здесь говорит: **якоже рече Писание, реки от чрева его истекут**, указывая этими словами на богатство и изобилие благодати. Это же самое Он и в другом месте выражает словами: //источник воды, текущия в живот вечный// [[new:in:04:14|(4, 14)]], то есть (верующий в Него) будет иметь великую благодать. Итак, в том месте Он называет ее животом вечным, а здесь водою живою. Живою же называет ее потому, что она всегда действенна. Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается. Таким образом, чтобы показать и неоскудеваемость дара благодати, и вместе неизреченную ее действенность, Он назвал ее источником и реками, – не одною рекою, но бесчисленными. А в том месте [[new:in:04:14|(4, 14)]] обилие Он представил под образом течения. И всякий ясно увидит истину сказанного, если представит себе мудрость Стефана, язык Петра, силу Павла, – как ничто их не останавливало, ничто не удерживало – ни ярость народная, ни восстания тиранов, ни козни демонов, ни ежедневные смерти, и как, напротив, они, подобно рекам, несущимся с великим стремлением, все увлекали вслед за собою. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей** **«В последний же день праздника великий стояше Иисус, и зваше глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет».** Надо внимательно исследовать и в этом изречении, что такое премудрый Евангелист опять загадочно говорит нам, с особенною некоторою выразительностью назвав **«великим последний праздничный день»**. Или что побудило Господа нашего Иисуса Христа, как бы по необходимому какому основанию и соответствовавшему времени, именно в этот день обратиться к иудеям со словами: **«Если кто жаждет, да придет ко Мне и пьет».** Ведь Ему было бы можно воспользоваться и другими словами, например: Я – свет, Я – истина. Но применив изложение к учению о вере, Он употребил это **«да пьет»** как нечто необходимое и соответствовавшее речи об этом празднике. В немногих словах попытаюсь высказать цель, заключающуюся в этом изречении. Когда Бог установлял праздник кущепоставления, Он дал Моисею такое повеление: //«В пятнадцатый день месяца седьмого – праздник кущей (палаток) Господу, и приносите всесожжения и жертвы семь дней, и день первый назван святым будет вам»// [[old:lev:23:34|(Лев. 23:34–36)]]. Потом, дав постановления касательно жертв, присоединил опять: //«И в пятнадцатый день месяца седьмого сего, приносите всесожжения Господу семь дней, а день первый – покой, и день седьмой – покой: и в день первый возьмите красивых фиников, и ветви дерева густолиственные, и плод дерева прекрасного, и вербы, и ветви ивы с потока – (чтобы) радоваться»// [[old:lev:23:39|(Лев. 23:39, 40)]]. Уже во второй книге мы подробно исследовали по частям приведенное место и длинное сделали о нем рассуждение, однако же и здесь, сократив в немногих словах, снова напомним сказанное. Мы говорили, что праздник кущепоставления означает тревожделенное для нас время воскресения. Взятие красивых ветвей пальмовых и плодов прекрасного дерева и, кроме того, еще и прочее указывает на некое повторение или возвращение рая, который снова будет дан нам чрез Христа. А как к последнему речению прибавлено, что все надо взять **«с потока»** и также (с ветвями, взятыми) от него веселиться, то мы говорили, что потоку уподобляется Господь наш Иисус Христос, в Котором действительно обретем всякую радость в надежде и усладу, – в Нем и веселиться будем божественно и духовно. А что Он есть и называется духовно потоком, об этом засвидетельствует нам премудрый Псалмопевец, обращаясь с речью как бы к Богу и Отцу о нас: //«Сыны же человеческие в крове крыл Твоих будут надеяться, упьются от изобилия дома Твоего, и потоком сладости Твоей напоишь их»// [[old:ps:035:08|(Пс. 35:8–9)]]. И Сам Господь в одном месте у пророков говорит: //«Вот Я направляю к ним как бы реку мира и как бы поток полноводный»// [[old:is:66:12|(Ис. 66:12)]]. А как первый и седьмой день закон называет святым, то и сам божественный Евангелист наименовал его великим, во уважение, как кажется, общепринятого у иудеев обычая (так называть эти дни). Поэтому и Спаситель, указывая на Себя, называет тем самым потоком, о котором упоминается в постановлениях о празднике и который предвозвещен в изречении закона, говоря: **«Если кто жаждет, да приходит ко Мне и пьет».** Смотри, как отклоняет ум иудеев от образов, содержащихся в Писаниях, и искусно переводит прообразы в истину. Я, говорит, и есть поток, предвозвещенный законодателем в словах о празднике. И если ветви вербы и ивы и ветви дерева густые надо было взять с потока, поток же – Христос, то, очевидно, в тех постановлениях о празднике речь образная, не в собственном и истинном смысле, но содержащая символы предметов духовных, которые будут даны благочестивцам чрез Христа. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **В последний же день великий праздника стояше Иисус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет** **Аще кто жаждет**. Дело идет, конечно, не о телесной жажде, для утоления которой есть довольно рек, источников и водоемов, и потому нет нужды в чрезвычайном указании, куда идти для утоления оной. Итак должно заключить, что дело идет о жажде душевной, о желаниях сердца, неуспокоенных внутренно, неудовлетворенных отвне. **Аще кто жаждет**. Сие условное и разделительное выражение подает повод думать, что есть жаждущие, и есть такие, которые не имеют жажды, или не довольно сознают ее притупленным чувством, или заглушают ее ложным удовлетворением. **//Слово по освящении храма Покрова Пресвятыя Богородицы. 1852 г.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **В последний же день великий праздника стояше Иисус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет ** Благодать никогда не отвергает ни одного человека, желающего спастись. Kак родник, непрестанно источающий чистые струи и обильные потоки, никогда не воспрещает желающему наслаждаться даром чистых обильных вод, так и божественная благодать отверста всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет. Ибо когда Спаситель в Евангелиях Божественным гласом Своим всех призывает, нимало не различая убогого и богатого, Он говорит: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. //**Творения.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 37-38 **В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой** ([[old:is:12:03|Ис. 12, 3]]; [[old:iol:03:18|Иоил. 3, 18]]). Первый день праздника и последний или седьмой называли великими, потому что и Закон последний день праздника называл нарочитым, святым [[old:lev:23:35|(Лев. 23, 35. 36)]]. Следуя сему, и евангелист называет последний день великим. - Справедливо Он обращается с речью к народу в последний день и тем как бы напутствует его на обратный путь домой. Ибо говорить тем, которые среди дня предавались увеселениям, было бы неблаговременно. Они не стали бы слушать. - Иисус возгласил громко частью для того, чтобы быть услышану, частью для того, чтобы показать смелость, что Он не боится никого. Что же говорит Он? //"Кто верует в Меня, как сказано в Писании"//. Здесь должно остановиться, потом снова читать: //"реки потекут из чрева его"//. Многие веровали по причине знамений. Он показывает, что веровать должно не столько на основании чудес, сколько на основании Писания. Ибо правая вера от Писания. Посему Он говорит: кто верует в Меня, //"как сказано в Писании"//, то есть, как Писание свидетельствует обо Мне, именно: что Я Сын Божий, Творец, Господь всего, Спаситель мира. Ибо многие, по-видимому, веровали, но не так, как сказано в Писании, а как им хотелось. Таковы все еретики. - Сказал, что у такого верующего потекут реки из чрева. Чревом в переносном смысле Он называет сердце, как и Давид: //"и закон Твой у меня в сердце"// [[old:ps:039:09|(Пс. 39, 9)]]. - Сказал, что потекут //"реки"// воды живой, а не река. Сим указывает на обилие и щедрость благодати Духа. Ибо Дух таков, что в чью душу войдет и утвердится в ней, Он заставляет ее течь обильнее всякого источника. Как у верующего, по Писанию, из чрева текут реки, сие всякий может узнать, когда обратит внимание на язык Петра, на стремительность Павла и мудрость Стефана. Слов их ничто не останавливало, но они всех увлекали вслед за собою, как реки какие, неудержимым течением своим. ===== Евфимий Зигабен ===== **В последний же день великий праздника стояше Иисус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет ** Первый и последний день вышеупомянутого праздника поставления кущей считались великими, так как все собравшиеся в эти дни более усердствовали в богослужении, проводя промежуточные дни праздника больше в пиршествах. Итак, когда всякий намерен был по окончании праздника идти домой, Иисус Христос хочет дать желающим напутствие ко спасению, и возгласил, чтобы показать этим Свою смелость и чтобы все слышали, так как народу было много. Он сказал: //аще кто жаждет//, жаждой учения, //да приидет ко Мне и пиет// духовное питие; не жаждущих Я не созываю, а только тех, которые сильно желают такого пития. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей** В последний и великий день какого праздника Иисус Христос проповедовал о Духе Святом? Так называемого праздника кущей, т.е. палаток, деланных из древесных ветвей, который был установлен в память странствования евреев по пустыне, где им приходилось жить в палатках. Праздник кущей праздновался несколько дней. Последний день праздновался очень торжественно, отчего день сей и назвался великим. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 37-38 **В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Kто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой** Евангелист сообщает еще одно изречение Христа, с которым Он в последний день праздника Kущей обратился к народу. Так как евангелист называет этот день «//великим//», то это, без сомнения, был седьмой день. Правда, по закону Моисея ([[old:lev:23:35|Лев.23:35]] и сл.; [[old:chis:29:35|Чис.29:35]]; ср. [[old:neem:08:18|Неем.8:18]]) и по иудейскому обычаю времени Христа, к семи дням праздника Kущей присоединялся еще восьмой день – тоже праздничного характера, названный в законе праздничным собранием («ацерет»), но этот день не имел сходства с предыдущими днями праздника Kущей. Так, пребывание в кущах оканчивалось седьмым днем; торжественные хождения к Силоамскому источнику за водой – также. И, кроме того, в седьмой день это хождение с пением 117-го псалма (осанна!) совершалось семь раз, почему этот день позже и получил название «великой осанны». В этот день также уносились от алтаря ветви, которыми он украшался в начале праздника. Словом, седьмой день был заключительным днем праздника, днем особого праздничного оживления. Поэтому-то и Господь в этот день не ожидал, как делали другие учителя, чтобы народ сам собрался вокруг Него, в то время как Он бы сидел (проповедники у евреев обыкновенно учили сидя, ср. [[new:mf:23:02|Мф.23:2]]), а, напротив, Сам звал к Себе народ, стоя в галерее храма. Сквозь шум толпы, которая двигалась от алтаря к Силоамскому источнику, по двору храма разносится Его призыв: //«кто жаждет, иди ко Мне, и пей».// Находившиеся на дворе храма богомольцы, певшие гимн пророку Исаии «почерпайте с радостью воду из источников спасения» [[old:is:12:03|(Ис.12:3)]], должны были понять, что Христос призывает к Себе как к тому //«источнику спасения//», о котором предсказывает пророк. Нужно заметить, что Христос здесь говорит нечто большее, чем Он сказал некогда самарянке: там [[new:in:04:10|(Ин.4:10, 14)]] Он изображал Себя только как раздаятеля живой воды, здесь же – как эту самую живую воду. Он относит, таким образом, к Себе те слова, с которыми Псалмопевец обращался к Иегове: //«у Тебя источники жизни, – во свете Твоем узрим свет»// [[old:ps:035:10|(Пс.35:10)]]. //«Kто жаждет»//. Это люди, сознающие недостаточность своих собственных сил для получения спасения (ср. [[new:mf:05:06|Мф.5:6]]). Они найдут полное удовлетворение своим запросам, уверовав во Христа, подобно тому как некогда евреи находили во время странствования в аравийской пустыне для себя воду в чудесной скале. Здесь Христос, таким образом, является как осуществление той идеи, какая была заключена в этом ветхозаветном прообразе: Он – истинная скала, источающая из себя чудесную воду, действительно удовлетворяющую жажду человечества. Другое обетование: «//кто верует в Меня...//» имеет самостоятельное значение: оно – новое и по содержанию, и по форме. Kасается оно не удовлетворения собственных потребностей того, кто с верою приходит ко Христу, а тех результатов, которых достигнет уверовавший во Христа человек по отношению к окружающей его среде. И образ здесь другой, чем в 37-м стихе. Там о Духе Божием говорится как о воде из источника, утоляющей жажду человека, а здесь Дух Святой сравнивается с каналами и ручьями, которые в безводное время орошают то или другое поле или целую страну, охраняя растительность от погибели. Это сравнение ставит верующего во Христа на один уровень с Христом как источником воды живой. Но все-таки не сам человек, не сердце или уста его, а его чрево (ἡ κοιλία) названо источным местом, откуда устремятся струи живой воды по засохшей земле. Это выражение – чрево – по отношению к человеку означает тело человека, главным образом, со стороны его назначения как органа питания и размножения [[old:vtor:28:04|(Втор.28:4, 11]] согласно переводу Семидесяти; [[old:sud:16:17|Суд.16:17;]] [[old:iov:01:21|Иов.1:21;]] ср. [[new:lk:01:15|Лк.1:15;]] [[new:in:03:04|Ин.3:4)]]. Следовательно, не в будущей, а в этой земной жизни верующие во Христа сделаются для многих других людей источником освящающим и оживляющим. Таковыми явились, например, апостолы, напоившие водами своих учений всю вселенную, //«всея вселенные питатели»//, как поет о них Православная Церковь (стихира на день апостолов Петра и Павла). //«Kак сказано в Писании».// В Священном Писании такого изречения не имеется, но есть нечто напоминающее его. Именно в книге Исаии говорится: //«и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад, и как источник, которого воды никогда не иссякают»// [[old:is:58:11|(Ис.58:11;]] ср. [[old:zah:14:08|Зах.14:8]]). То, что пророки говорили о значении израильского народа, которое он, сам будучи просвещен Богом, будет иметь для языческих народов, теперь Господь прилагает к верующим в Него. Kонечно, это должно было исполниться на верующих тогда, когда на них сойдет Дух Святой, посланный в мир по заслугам Христа [[new:in:16:13|(Ин.16:13–14)]]. [<10>]