[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Рече же им паки Иисус: Аз иду, и взыщете Мене, и во гресе вашем умрете: аможе Аз иду, вы не можете приити** **Рече же им паки Иисус: Аз иду, и взыщете Мене** [[new:in:08:21|(ст. 21)]]. Для чего Он часто говорит об этом? Для того, чтобы потрясти и устрашить их души. В самом деле, смотри, какой страх это наводило на них! Невзирая на то, что хотели умертвить Его, чтобы избавиться от Него, они стараются узнать, куда Он отходит. Так важным они представляли себе это! А с другой стороны, Он хотел научить их, что это дело не зависит от их насилия, но что еще издревле Он предызобразил его; вместе с тем Он предуказал уже этими словами и воскресение. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете придти** **«Рече же паки им: Аз иду, и взыщете Мене, и во гресе вашем умрете».** Весьма ясно Христос говорит здесь о том, что надлежит дорожить настоящим временем, в которое каждый может получить себе пользу. Напротив, небрежение своим благом и нерадение о нем не только оказывается совсем бесполезным, но и причиняет подобающую небрежности скорбь. Итак, будучи //«благ и кроток»//, как написано [[old:ps:085:05|(Пс. 85:5)]], Господь наш терпит бесчестящих Его, благодеет оскорбляющих и как Бог оказывается выше человеческого малодушия. Благополезно угрожает Своим удалением от них и ясно говорит: **«ухожу»**, дабы тем сильнее заставить их подумать о том, что пришедшего к ним Искупителя не следует оставлять бесполезным для них, – побудить их спешить к вере и соделать их уже более готовыми к благопослушанию. Но возгласив это **«ухожу»** и пригрозив Своим удалением от всего народа, благоусмотрительно присоединил и указание на имеющий быть отсюда вред для них, ибо умрете, говорит, **«в грехах своих»**. И сама уже природа предмета открывает нам истинность этого слова. В самом деле, совсем не принявшие Пришедшего к нам с небес для оправдания всех верою разве не должны, без всякого сомнения, умереть **«в грехах»** своих? И не допустившие к себе Того, Кто может очищать, не будут ли иметь на себе постоянную скверну от своего нечестия? Неужели для кого-либо может быть сомнение в том, куда должна отправить человеческую душу смерть неискупленного и еще обремененного тяжестью греха? Преисподняя, думаю, примет такого, во тьме долгой будет пребывать он и в огне и пламени обитать, справедливо причислившись к тем, о которых сказано где-то гласом пророка: //«Червь их не умрет, и огонь их не погаснет, и будут в видение для всякой плоти»// [[old:is:66:24|(Ис. 66:24)]]. Вот для того, чтобы им избавиться от испытания этого, Христос многообразно и призывал их к скорейшему прекращению своего обычного неверия, говоря им не просто только то, что уйдет и удалится, но и считая необходимым присоединить и указание на ту беду, какой они подвергнутся вследствие этого: **«умрете»**, говорит, **«во грехах ваших»**. Поскольку же в средине поставил еще, что **«и будете искать Меня»**, а между тем мы доселе не видим, чтобы иудеи искали Его, то, почитая истинными слова Его, нам следует обратиться вот к какому рассуждению. Хотя теперь они, находясь в телах и еще обуреваемые игрою плотских страстей, благодаря весьма великой бесчувственности своей и не ищут Искупителя, но, попав в ад, несчастные, и очутившись в местах казней, когда окажутся в самых бедах, тогда-то вот даже и невольно будут искать, ибо //«там//, – сказано, – //плач и скрежет зубов»// [[new:mf:08:12|(Мф. 8:12)]]. Каждый из справедливо там находящихся оплакивает свое нерадение о благе и как бы говорит словами книги Притчей: //«Не слушал я слов воспитывавшего меня и учившего меня»// [[old:pr:05:13|(Притч. 5:13)]]. Так и Павел говорит: //«Будем же опасаться, чтобы, пока остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим»// [[new:evr:04:01|(Евр. 4:1)]], ибо //«надо бежать, чтобы получить»// [[new:1kor:09:24|(1Кор. 9:24)]], и Извлекающего нас из жестокого рабства не досаждать непослушанием, а, напротив, принимать и восхищать благодать как бы простертыми руками. **«И аможе Аз иду, вы не можете приити».** Не только умрут, говорит, в грехах своих, но и ясно возвещает, что останутся вне благ Царствия (Небесного) и не взойдут в вышние обители. И в самом деле, не принявшие Пришедшего свыше каким образом могли бы следовать за Ним в Его восхождении на небо? Таким образом, наказание неверующих оказывается вредом не простым, но двойным. Как для впавших в телесную болезнь необходимо терпеть и переносить ужасные муки и страдания, а кроме того, еще лишаться и благ здоровья, таким же точно образом, полагаю, и очутившиеся в аду и несущие там равномерное грехам возмездие одновременно и подвергаются беде наказания, и лишаются сладостной надежды святых. Поэтому-то Господь наш Иисус Христос и говорит, что не только умрут в грехах своих, но и не взойдут в вышние обители. Связав их как бы двойным ужем, Он старается извлечь их из присущего им безрассудства, всячески спасая погибшее, связуя разорванное и исправляя сокрушенное. Таково свойство Пастыря Доброго, даже и душу Свою охотно отдающего за спасение овец. Ученикам Своим Он дал обещание: //«Пойду, и уготовлю место вам, и опять приду, и возьму вас с Собою»// [[new:in:14:02|(Ин. 14:2–3)]], показывая, что для святых доступно будет и само небо, и научая, что для любящих Его уготованы вышние обители. Напротив, решившимся не веровать в Него справедливо и необходимо говорит, что **«куда Я ухожу, вы не можете прийти»**. Разве тот, кто не возлюбил очищения чрез веру, может когда-либо последовать за Всесвятым Христом? Или каким образом тот, кто еще осквернен и не смыл нечистоту своих страстей, может быть вместе с Человеколюбивым Владыкою? //«Какое общение у света со тьмою»// [[new:2kor:06:14|(2Кор. 6:14)]], по слову Павла? Напротив, святыми, полагаю, должны быть желающие говорить Всесвятому Богу: //«Привязалась душа моя (вслед) к Тебе»// [[old:ps:062:09|(Пс. 62:9)]]. Такой смысл, полагаю, и теперь вполне соответствует толкуемому изречению. Но если это место надо исследовать точнее и всесторонне и к сказанному присоединить опять и еще другое нечто, то не замедлим сделать и это. **«Куда Я ухожу, вы не можете прийти».** Как истинный Бог, Я не удален ни от чего, все наполняю и присутствую во всем, но преимущественно живу на небе и с особенною приятностию обитаю среди святых духов. Но так как Я есмь и человеколюбивый творец всего, то не мог допустить погибели Моих творений. Поскольку Я видел, что человек идет к совершенной гибели и вследствие греха подпадает смерти, то подобало подать наконец руку помощи лежавшему и всячески помочь побежденному и падшему. Как же иначе можно было спасти погибшее? Надлежало, чтобы к болящим пришел врач, к умирающим явилась жизнь, с находящимися во тьме обитал свет. Но вам как людям по природе было недоступно возлететь на небо и жить там вместе с Спасителем. Поэтому Я Сам пришел к вам, ибо часто слышал вопли святых: //«Господи, приклони небеса Твои и сниди»// [[old:ps:143:05|(Пс. 143:5)]]. И вот Я сошел, говорит, приклонив небеса, ибо иначе вам невозможно было надеяться прийти туда. Пока Я еще допускаю сожительство с вами, сильнее стремитесь получить жизнь и, доколе присутствует у вас Обладающий силою и властию миловать, очищайтесь чрез веру, ибо Я уйду или снова вознесусь туда, куда **«вы не можете придти»**. А если уже несвоевременно и запоздало будете искать Подателя спасения, то не найдете. Легко видеть, что должно следовать отсюда. Вы умрете, конечно, во грехах и, отягченные прегрешениями своими, скорбные, сойдете наконец в темницу смерти и будете нести там наказание за столь продолжительное неверие. Итак, будучи благ и весьма человеколюбив, Спаситель страхом пред будущими бедствиями побуждает иудеев, даже вопреки их воле, ко спасению. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== Для тех, кто исследует Слово Божие по плотскому [разумению], Господь не вознесся к Отцу; но Он взошел к Отцу [Своему] для тех, кто взыскует Его по духу, посредством возвышенных умозрений. Ведь мы, пребывая долу, не усваиваем вполне Того, Кто по человеколюбию [Своему] и ради нас оказался долу. Однако когда мы возносимся с Ним к Отцу, то оставляем землю и все земное, дабы и нам, как неисправимым иудеям, не было сказано: **Куда Я иду, туда вы не можете придти**. Ибо без Слова невозможно оказаться у Отца Слова. //**Главы о богословии.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 21-24 **Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем; куда Я иду, туда вы не можете придти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: куда Я иду, вы не можете придти? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших** Для чего так часто Он говорит им: Я отхожу, и будете искать Меня? Для того чтобы потрясти и устрашить души их. Ибо смотри, в какую они тотчас впали заботу. Они в недоумении говорят: неужели Он убьет Сам Себя? Хотя они желали избавиться от Него, просили Его удалиться от них и даже хотели убить Его, однако же, настоящее обстоятельство представляют себе так важным, что пришли от него в недоумение. - //"Я отхожу"//. Часто говорит сие и для того, чтобы показать, что Он вперед знает о Своей смерти и что Крест есть дело не их силы, но Его произволения. //"Я, - //говорит//, - отхожу"//: не вы Меня ведете, но Я иду добровольно. - //"Куда Я иду, туда вы не можете придти".// Сими словами показывает, что Он подлинно воскреснет в славе и сядет одесную Бога, а они умрут во грехах своих. Что же они говорят на это? //"Неужели Он убьет Сам Себя?"// Отвергая такое их предположение и показывая, что самоубийство есть дело преступное, Господь говорит: //"Вы от нижних"//, и не можете помыслить ничего божественного; потому вам естественно так думать; но //"Я не от сего мира"//, то есть не забочусь ни о чем мирском и земном, и потому никогда не могу дойти до такого безумия, чтобы убить Самого Себя. Ибо это дело бесовское, а не божеское. Здесь Аполлинарий, ухватившись за сие изречение, вслед за манихеями, говорит: видишь ли, тело Господа было не от сего мира, но свыше, с неба, как и Павел говорит, что второй Человек Господь с неба [[new:1kor:15:47|(1 Кор. 15, 47)]]. Что же нужно сказать? Или нужно спросить его, как он понимает слова Господа к апостолам: //"Вы не от мира"// [[new:in:15:19|(Ин. 15, 19)]] - ужели так, что и они имели тела с неба, а не от сей твари? Или Господь сказал это потому, что они не заботились о благах мира сего? Так нужно понимать и сии слова: //"Я не от сего мира"//, то есть Я не то, что вы, заботящиеся о мирском. Подобным образом и Павел говорит некоторым:// "Вы не по плоти"// [[new:rim:08:09|(Рим. 8, 9),]] говорит не потому, будто они бестелесны, но свидетельствует об их любомудрии и свободе от плотских страстей. Что же опять Господь говорит им? //"Если не уверуете в Меня, то умрете во грехах своих"//. Если Он пришел затем, чтобы взять на Себя грех мира [[new:in:01:29|(Ин. 1, 29),]] а получить прощение грехов можно не иначе, как чрез крещение, креститься же невозможно, не уверовав прежде, то неверующий неизбежно умрет во грехе своем, ибо, не приняв крещения, он не совлекся ветхого человека. Посему и Господь в другом месте говорит, что //неверующий уже осужден// [[new:in:03:18|(Ин. 3, 18)]], не потому только, что не уверовал, но и потому, что умирает с прежними грехами. ===== Евфимий Зигабен ===== **Рече же им паки Иисус: Аз иду** отхожу из земной жизни. **и взыщете Мене** Иисус Христос сказал это выше; там оно и объяснено. ** И во гресе вашем умрете** Я пришел для того, чтобы освободить вас от всякого греха; но так как вы не пожелали, то Я ухожу, и, следовательно, вы умрете во всех своих грехах, не пожелав освободиться от них. Под грехом разумей и грех их против Иисуса Христа, так как они намерены были убить Его; в этом грехе они умерли, т.е. за этот грех они были истреблены римлянами, Веспасианом и Титом. **Аможе Аз иду, вы не можете приити** Постоянно Иисус Христос говорит им это, пробуждая их души и устрашая. ===== Лопухин А.П. ===== **Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Kуда Я иду, туда вы не можете придти** В следующий раз Христос обратился к тем же самым слушателям, в большинстве враждебно к Нему настроенным, с заявлением, что Он скоро, как бы исполняя их заветное желание, удалится от них, но потом они сами пожалеют об Его уходе, будут даже искать Его, но не найдут и умрут в грехе своем. Эти слова напоминают собой грозное пророчество, какое некогда изрек своим соплеменникам пророк Захария [[old:zah:12:10|(Зах.12:10)]]. [<10>]