[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и пославый Мя со Мною есть: не остави Мене единаго Отец, яко Аз угодная Ему всегда творю** См. Толкование на [[new:in:08:28#svt_ioann_zlatoust|Ин. 8:28]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно**. **«И Пославый Мя со Мною есть, и не остави Мя Единаго (яко Аз угодная Ему творю всегда)».** Ясно показывает здесь, что открывает волю Бога и Отца, Сам имея не другую какую-либо отличную от воли Отца, ибо Он есть живая и ипостасная Воля и Хотение Родившего Его, согласно сказанному одним из святых в книге псалмов: //«В воле Твоей путеводишь Меня»// [[old:ps:072:24|(Пс. 72:24)]], и опять: //«Господи, в хотении Твоем доставь красоте моей силу»// [[old:ps:024:08|(Пс. 24:8)]], то есть во Христе все добро для любящих Его, но как сообщающий для нашего ведения намерения и мысли Бога и Отца. Как наше внешнее и произносимое языком слово открывает находящиеся в глубине нашей души мысли и намерения, получая как бы некое научение и соответственно этому построяя речь, таким же образом мы должны благочестиво представлять, что и Сын, конечно превосходя приведенное сравнение, изрекает мысли и намерения Отца, так как Он есть и Слово и Премудрость Бога и Отца. И поскольку Оно не безыпостасно, как человеческое, но имеет сущность и жизнь как обладающий собственным существованием в Отце и с Отцом, то и говорит здесь, что Он не один, но что с Ним и Пославший Его. Когда же говорит: **«со Мною»**, то выражает опять нечто благоприличное и таинственное. Не так, конечно, должны мы понимать эти изречения Его, что подобно тому, как с пророком каким-либо бывает Бог, защищающий его Своею силою и помогающий Своими внушениями или возбуждающий к пророчеству откровениями чрез Духа, так и с Ним (пребывает) Родивший. Но здесь Он употребляет это **«со Мною»** в другом смысле, а именно в том, что **«Пославший Меня»**, то есть Бог и Отец, есть одной со Мною природы. Таким же образом разумей и находящееся у пророка Исаии о Христе: //«Узнайте, народы, и покоряйтеся, потому что с нами Бог»// [[old:is:08:09|(Ис. 8:9–10)]]. Слова эти, конечно, могут приличествовать и тем, которые возымели на Него надежду спасения. Однако ж и таковые говорят //«с нами Бог»// не потому, что, как, пожалуй, может подумать кто, Бог будет помощником и защитником, но потому, что //«Он с нами»//, то есть из нас, ибо Слово Бога стало человеком, и этим все мы получили спасение, расторгли узы смерти и освободились от тления греха, как скоро низошло к нам и с нами явилось во образе Божием сущее Бог Слово. Поэтому как там (у пророка) разумеем выражение //«с нами Бог»// вместо //«Слово, сущее от Бога и Отца, явилось в одной с нами природе»//, так и здесь, когда Христос говорит: **«Пославший Меня со Мною есть и не оставил Меня одного»**, мы должны, сохраняя полное соответствие в рассуждениях, ясно видеть таинственное указание Его на то, что, как уже ранее сказано нами, Бог и Отец одной есть со Мною природы. **«И не оставил Меня одного»**, ибо действительно было бы странно не иметь **«Мне с Собою»** Бога и Отца, от Которого Я родился. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно** См. Толкование на [[new:in:08:28#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 8:28]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И Пославый Мя со Мною есть** Чтобы мы не подумали, что Пославший больше Его, предупреждает такое предположение говоря: и Пославый Мя со Мною есть, как неотделимый. Послание свидетельствует о Домостроительстве Божием, а бытие вместе с Посланным – о взаимной их связи. Пресвятая Троица, равно наполняя всякое место, нераздельна. **Не остави Мене единаго Отец, яко Аз угодная Ему всегда творю** Если Иисус Христос сказал это как человек, то Он сказал, что Бог вездесущ, согласно с известным изречением: //еда небо и землю не Аз наполняю// [[old:ier:23:24|(Иер. 23, 24)]]? Хотя Бог преимущественным образом находится, сказано там, в тех, которые достойны Его. Если же Он сказал это, как Бог, то сказал о нераздельности Пресвятой Троицы, в Которой есть различие Ипостасей, но Которая едина вследствие тождества существа и Божества. //Аз угодная Ему всегда творю//, или как повинующийся Ему по человечеству, или как равный Ему по Божеству и воле. А //если угодная Ему всегда творю//, то значит угодно Ему и исцеление приходящих в субботу. Понимай эти уничиженные речи, как сказанные с премудрой целью ради немощи иудеев, о чем выше мы уже говорили; они особенно привлекали народ, пример чего есть тут же. Смотри: см. [[new:in:08:30|Ин.8:30]] ===== Лопухин А.П. ===== **Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно** Несмотря на то, что врагам удастся умертвить Христа, Он выражает Свою твердую уверенность в том, что Отец постоянно пребывает с Ним как могущественный защитник. //«Отец не оставил Меня».// Спаситель здесь говорит, что до сих пор враги Христа, несмотря на все свои старания, не смогли причинить существенного вреда Христу. Отсюда естественно сделать вывод о том, что в будущем, когда враги Христа умертвят Его, Бог все-таки не оставит Его. //«Ибо Я всегда делаю»//. Здесь указывается нравственное основание единения Христа с Богом, а не метафизическое (происхождение Логоса от Бога). Но и последнее здесь не исключается. **//Толковая Библия.//** [<10>]