[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:30 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 30-31 **Сия Ему глаголющу, мнози вероваша в Него. Глаголаше убо Иисус к веровавшым Ему Иудеом: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете** **Сия Ему глаголющу, мнози вероваша в Него** [[new:in:08:30|(ст. 30)]]. Когда снизошел к речи уничиженной, тогда многие уверовали в Него. Ужели и после этого станешь еще спрашивать, для чего Он говорит уничиженно? Евангелист ясно указал на причину этого, когда сказал: **сия Ему глаголющу, мнози вероваша в Него**. Чрез это событие Он как бы вопиет: не смущайся, слушатель, если услышишь что-нибудь уничиженное, потому что те, которые после столь продолжительного учения не уверовали, что Он от Отца, по справедливости, должны были слушать речь более уничиженную, чтобы уверовать. И это же служит оправданием тому, что будет говорено далее уничиженного. Итак, они уверовали, но не надлежащим образом, а просто и как случилось, пленившись и успокоившись уничиженностию Его слов. Что действительно они имели веру несовершенную, это открывает евангелист в следующих затем словах, в которых они оскорбляют Его. А что это те же самые лица, на это указал словами: **глаголаше убо Иисус к веровавшим Ему Иудеом: аще вы пребудете во словеси Моем** [[new:in:08:31|(ст. 31)]], показывая тем, что они еще не приняли учения Его, но только внимали Его словам. Поэтому и выразился сильнее: прежде Он просто сказал – взыщете Мене, а теперь присовокупил –// и во гресех ваших умрете//. Он показывает и то, каким образом это произойдет, то есть, пришедши туда (в вечность), вы уже не будете иметь возможности умолить Меня. //Сия глаголю в мире.// Этими словами Он открыл уже, что Он отходит к язычникам. Но так как иудеи еще не поняли, что Он прежде говорил им об Отце, то Он снова вещает о Нем. А евангелист представил и причину, почему Он говорил уничиженно. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Когда Он говорил это, многие уверовали в Него** **«Сия Ему глаголющу, мнози вероваша в Него».** Также и здесь премудрый Евангелист выражает свое удивление пред Христом, хотя часто употребляющим уничиженную речь, но достигающим чрез это великой цели. Между тем как Он мог говорить все как Бог и имел свободную и царственную власть обо всем вести речь, Он, однако, домостроительно применял слово Свое к слушателям, чем уловлял многих к благопослушанию Себе и заставлял потом следовать Ему с большим старанием. Поэтому не напрасно старание Спасителя говорить с народом более человекообразным способом, ибо некоторые из невежественнейших, видя в Нем человека и (в то же время) слыша подобающие Богу слова, впадали в немалую дерзость и скоро покидали Его (ср. [[new:in:06:66|Ин. 6:66]]). Но так как Он был одновременно и вместе Бог и человек, имел беспрекословную власть Божескую и человеческую и мог безукоризненно говорить каким Ему было угодно (из двух) образом, то Он с благими целями применялся к слабоумию слушателей, часто и разнообразно высказывая о Себе подобающее человеку (человекообразное), как-то: //«От Себя ничего не творю»// [[new:in:08:28|(Ин. 8:28)]] и тому подобное. Совсем ничего не разумея и относясь к Его речам без всякого исследования, они склонялись к простому этому и общедоступному смыслу. Поэтому они думали, будто Он говорит, что и //«получив от Отца силу, Я чудотворю»// и что //«Он со Мною есть, так как Ему угодное творю всегда»//. **«Веровали»** говорившему это Христу, как замечает Евангелист, не все, но **«многие»**. Будучи Богом истинным, ничего сокровенного не имеющим пред очами Своими, и обладая точным знанием о том, что не всех привлечет к благопослушанию, Он настойчиво употреблял продолжительные увещания к приходившим к Нему, чем дает нам прекраснейший пример и Самого Себя представляет образцом для учителей Церкви. Ведь хотя и не все, быть может, по своей неспособности, получат пользу, но как скоро есть вероятность, что для кого-нибудь будет полезно это старание, то не должно медлить с изъяснением полезного. В противном случае, зарывая как бы в бесплодное молчание данный нам талант, то есть благодать чрез Духа, будем подобны тому лукавому рабу, который бесстыдно говорил своему владыке: //«Знаю, что жесток человек ты, пожиная – где не сеял, и собирая – где не разбрасывал, и, устрашась, я зарыл талант твой, – вот, получай (талант) свой»// [[new:mf:25:24|(Мф. 25:24–25)]]. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** ===== Свт. Филарет Черниговский (Гумилевский) ===== Ст. 30-32 **Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными** **Сия Ему глаголющу мнози вероваша в Него.** Как было не одуматься, когда изумительный учитель говорит о будущем как о настоящем? Сила ответов Иисуса хитрым книжникам давала чувствовать превосходство Его перед земными учителями. **Глаголаше к уверовавшим Ему иудеом: аще вы пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете**, – Небесный учитель, проникавший взором свои сердца людей, видел, что вера новых верующих еще не тверда, легко может поколебаться при встрече с бедами жизни. И Он поспешает подать помощь юным детям веры. Достойный ученик, говорит, верен учению учителя в самые тяжкие минуты жизни. Он пребывает в слове мыслями, чувствами, желаниями; он делами доказывает, что слово пребывает в сердце его. Иначе вера его была бы ростком, не имеющим надежного корня [[new:mf:13:20|Мф. 13:20]]. Апостол писал: //«будьте исполнители слова, а не слушатели только; обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, видящему собственное лицо свое в зеркале, который посмотрел себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в совершенный закон свободы и пребудет в нем: тот будучи не слушателем забывчивым, а исполнителем дела, блажен будет в своем действовании»// [[new:iak:01:22|Иак. 1:22-25]]. **И познаете истину**, говорил Господь. Истина – Христова истина, учение Христово [[new:gal:03:01|Гал. 3:1]]; [[new:kol:01:06|Кол. 1:6]]. Познание истины Господь поставляет в зависимости от пребывания в слове Его. Когда учение Христово перейдет из слова в жизнь: тогда узнают все достоинство и все значение истины Христовой. **И истина свободит вы**. Свобода коренящаяся на лжи, на заблуждении, – ложная свобода, жалкое рабство. С возрастанием истины Христовой в душе раскрывается истинная свобода души. Как пребывание в слове предшествует верному познанию истины: так познание истины предшествует свободе духа. Таков порядок, указанный Господом! Бывает по временам, что пытаются изменить этот порядок. Сперва хотят быть свободными, чтобы свободно исследовать и дознавать истину: но из того выходят только заблуждения и преступления на несчастье людей. Иному быть нельзя и потому, что этот превратный порядок дознания истины психологически неправилен. **И истина свободит вы**. От чего? Прежде всего от предрассудков и заблуждений ума, которых так много между людьми. Это оправдано и опытом. От какого густого мрака языческой и иудейской жизни освободилось человечество по милости учения Христова! Еще от чего освободит? От греха не только действительного, но и услаждения в грехе, столько близкого к испорченной душе. Кто в глубине души верит той Божественной Истине, что мы повинные за грехи осуждению примирены с правдою Божиею смертью Сына Божия: в том по благодати Божией является и растет детская любовь к Богу, постепенно освобождающая от услаждения в грехе [[new:1in:03:01|1 Ин. 3:1]]; [[new:1in:04:19|1 Ин. 4:19]]; [[new:rim:06:18|Рим. 6:18]]; [[new:rim:08:21|Рим. 8:21]]; [[new:iak:01:25|Иак. 1:25]]. А с тем вместе избавляется он от рабского служения закону [[new:rim:07:06|Рим. 7:6]]; [[new:gal:05:01|Гал. 5:1]], [[new:gal:05:13|13]]; [[new:gal:04:26|Гал. 4:26]], [[new:gal:04:31|31]]; [[new:1tim:01:09|1 Тим. 1:9]]. //**Учение Евангелиста Иоанна о Слове.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 30-32 **Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными** Я сказал, что слушатели смиренными речами более увлекались. На это намекает и евангелист. Когда Он говорил это, замечает он, то многие уверовали; говорил //"это"//, то есть речи смиренные и как бы недостойные Его славы. Посему, когда слышишь, что Он говорит о Самом Себе нечто малое и несовершенное, ни в каком случае не смущайся, ибо Он говорит это для слушателей, которые не могут понять что-нибудь высшее и тотчас приходят в ярость. Чего бы не случилось с ними, не могущими постигнуть глубины богословского таинства, когда высота Его славы осталась непостижимою и для христиан, познавших Его силу и спасенных Им? Когда слышишь, что многие уверовали, понимай так, что уверовали просто и как случилось, а не как должно было, уверовали потому, что им понравилось смирение в речах. А что они не были верующими в точном смысле, это очевидно. Ибо Он к уверовавшим иудеям говорил: //"если пребудете в слове Моем"//. Сим показывает, что хотя они уверовали, но поверхностно, и потому не останутся в вере. Обличая же их в этом, показывает, что Он знает сердца их и есть Бог. А как некоторые из прежних мнимых учеников Его удалились, посему к уверовавшим теперь Он говорит: хотя те удалились, но если вы пребудете в Моем слове и вере, то //"познаете истину"//, то есть Меня, ибо //Я есмь Истина// [[new:in:14:06|(Ин. 14, 6)]]. Ныне же вы не знаете истины, потому что закон, блюстителями которого вы себя почитаете, не есть истина, но образ и тень. Если познаете Меня, Который истинен, то //"истина освободит вас"//, то есть Я освобожу вас от грехов. Ибо кто верует во Вземлющего грех мира, тот, без сомнения, свободен от грехов. Как неверующим Он сказал, что //"умрете во грехах своих"//. [[new:in:08:21|(Ин. 8, 21),]] так тем, которые пребудут в вере, обещает свободу от грехов. Ибо законные жертвы и окропления, как образы, не освобождали от грехов, а жертва духовная и истинная чрез веру и познание освобождает (от грехов) нас, которые уже не остаемся рабами, но соделываемся сынами Божиими. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сия Ему глаголющу, мнози вероваша в Него** Когда Иисус Христос переходил к уничиженным речам, тогда веровали; но веровали не так, как должно, а веровали только Его уничиженным речам, не принимая возвышенных. Зная это, Иисус Христос старается исправить их, делая везде то, что Ему следовало сделать, хотя они скоро отставали от Него и начинали оскорблять Его. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 30-32 **Kогда Он говорил это, многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными** Христос говорил с особой силой убеждения, и Его слова были так действенны, что многие из Его слушателей-иудеев уверовали в Него и, конечно, чем-нибудь заявили о происшедшей в их сердцах перемене. Но к этой группе иудеев Господь обращается с увещанием стать на самом деле Его учениками. Недостаточно, если они будут выражать только согласие с Его учением, нужно всю свою жизнь и мышление направить по указанному Христом пути. Нужно, чтобы они познали истину, возвещаемую Христом, во всем ее объеме, тогда они действительно будут свободны. «//Истина сделает вас свободными//». Христос говорит здесь о свободе от гибельного влияния, которое оказывали на иудеев раввины-фарисеи. Такая свобода могла быть приобретена только через твердое и самостоятельное усвоение и через опытное исследование возвещенной Христом истины (ср. [[new:in:06:68|Ин.6:68]] и сл.; [[new:in:03:33|Ин.3:33,]] [[new:in:07:17|7:17]]). [<10>]