[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:38 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аз, еже видех у Отца Моего, глаголю: и вы убо, еже видесте у отца вашего, творите** См. Толкование на [[new:in:08:36#svt_ioann_zlatoust|Ин. 8:36]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего** **«Аз, яже видех у Отца, глаголю: и вы убо, яже слышасте у отца, творите».** Сказав, что слово Его невместимо у иудеев, почему они и восстают на Него и изобличаются как убийцы, счел необходимым присоединить и эти слова, – а по какой причине, изложу снова. Не не ведал Он, как надо думать, что некоторые из иудеев восстанут и вооружатся на слова Его и, изрыгая от присущего им худомыслия, опять скажут: не напрасно, как утверждаешь, некоторые имеют убийственные замыслы на Тебя, они стремятся к этому по основательным причинам, боголюбезно это намерение в них и ревность эта по справедливости не заслуживает обвинения: ведь невместимо в них Твое слово, так как Ты сделал его (Себя), говорят, противным Богу, другому (не согласному с волею Бога) научаешь нас заблуждению, отвлекаешь от пути по закону (Моисееву) и переводишь к чему-то только для Тебя Одного угодному. Так, наверно, шептали тайно иудеи или размышляли в себе самих, и Господь опять предупреждает их, зная происходившие в них движения помыслов, ибо Он есть Бог истинный. Поэтому и говорит: **«Я что видел у Отца, говорю»**, созерцал природу Отца Моего, Сам собою и в Себе самом Я видел Родителя и соделался созерцателем Его желаний. Видел, очевидно, посредством прирожденного знания, каких дел Он есть любитель, и это "говорю" к вам, а совсем не оказываюсь говорящим противное Ему, и не установил Я ничего вопреки Его воле. Я стараюсь призывать к этому слушателей, не отступая и от Своих желаний, ибо во Мне Его желания и Мои также в Нем. Но если Я, будучи таковым по природе и оказываясь соволителем во всем с Богом и Отцом, представляюсь вам каким-то не истинным и считаюсь отклоняющим вас от Божественных наставлений, то да престанет такое обвинение, отбросьте такое подозрение. **«Что слышали от Отца, делайте»**, – говорил (Он) вам чрез Моисея, исполняйте заповедь, – вы слышали слова Его: //«Невинного и правого не убивай»// [[old:ish:23:07|(Исх. 23:7)]], как же ищете Меня убить, нарушая тем и заповедь Отца? Но и в другом значении можно понимать изречение: «И вы же» (поэтому, таким образом, **«так и вы»**), **«что слышали от Отца, творите»**. Он говорил вам чрез пророков, вы слышали слова: //«Радуйся сильно, дочь Сиона! Проповедуй, дочь Иерусалима! Вот Царь твой грядет к тебе правый и спасающий и восшедший на юного (жеребенка) осла, сына подъяремника»// [[old:zah:09:09|(Зах. 9:9)]]. Также опять и гласом Исаии: //«На гору высокую взойди, благовествующий Сион! Возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! Возвысьте, не бойтесь! Вот Бог ваш, вот Господь с силою грядет, и мышца Его со властию; вот награда Его (от Него) с Ним и дело пред Ним; как пастырь будет пасти стадо Свое и мышцею (рукою) Своею собирать агнцев и во чреве имущих утешать»// [[old:is:40:09|(Ис. 40:9–11)]]. Итак, повинуясь заповедям Отца, примите предвозглашенное, почтите верою Предвозвещенного, дайте в себе власть хотя бы словам Отца. Надо знать, что если говорит, что закон есть Бога и Отца, хотя и изречен был от Него чрез Ангелов, то этим не исключает Себя Самого от законодательства, но делает это из снисхождения к иудеям, думавшим, что это так было, и не опровергает этого их мнения для пользы их. Ведь Он часто постыжал их за то, что не принимают Его, приводя имя Отца. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего** См. Толкование на [[new:in:08:37#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 8:37]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз, еже видеху Отца Моего, глаголю** что узнал от Отца Своего, чему научился от Него. **И вы убо, еже видесте у отца вашего, творите** т.е. человекоубийство, так как под отцом их разумеет здесь дьявола. Подобно тому, как они теряют право иметь своим отцом Авраама несходством дел, так и совершенное сходство дел указывает на то, что отец их – дьявол; и он тоже человекоубийца, о чем яснее будет сказано после. ===== Лопухин А.П. ===== **Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего** См. Толкование на [[new:in:08:37#lopuxin_ap|Ин. 8:37]] [<10>]