[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:46 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **кто от вас обличает Мя о гресе; аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне** См. Толкование на [[new:in:08:45#svt_ioann_zlatoust|Ин. 8:45]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?** **«Кто из вас обличает Мя о гресе?»** Не ожидающего обличений это вопрос, но, напротив, уничтожающего и всецело отрицающего возможность впадения в грех Тому, Кто есть явившийся от Бога Истинный Бог, ибо //«греха не сотворил»// Христос [[new:1pet:02:22|(1Пет. 2:22)]]. Всякий грех получает свое происхождение вследствие перемены из лучшего в худшее, – порождается он у существ, подверженных изменениям и способных переходить к недолжному. Каким же образом можно представлять согрешающим Того, Кто не ведает перемен и неспособен переходить к чему-либо неподобающему, но, напротив, неизменно пребывает в Своих врожденных Ему благах, притом не от другого кого, но от Себя же Самого? Итак, Господь вопрошает иудеев о том, могут ли они вообще изобличать Его во грехе? Рассуждение это, понимаемое в общем смысле, должно простираться, конечно, на всякое прегрешение вообще. Но, кроме того, применяя его надлежащим образом к предмету речи, заметим, что не о всяком грехе спрашивает в настоящем случае и в ожидании обличений делает это, но рассуждаем об этом так: всегда особенно стараясь устыдить грех иудеев, Он не желал чрез это снова возбуждать их к тем же обвинениям, о которых мы говорили ранее, именно: //«Не за доброе дело побиваем Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, человек будучи, делаешь Себя Богом»// [[new:in:10:33|(Ин. 10:33)]]. Сюда присоединяли еще и нарушение субботы, за что считался Он большим преступником закона. Итак, грехом в настоящем случае называет ложь. Если я, говорит, отнюдь не могу быть обличен как лжец, то чего же ради вы решились не верить Мне, Кто всегда истинен и говорит совершенно ясно, что родился от Истинного Отца и что лжи не знает? Дайте же наконец власть несомнительной вере в то, что и Я, конечно, истинен, когда говорю о Себе: //«Я от Отца исшел и пришел»// [[new:in:08:42|(Ин. 8:42)]], а о вас, что отец ваш – диавол (ст. [[new:in:08:44|44]]), ибо лжецы и убийцы вы такие же, как и он. Обличает же их в убийстве с благою целью как бы предупредить чрез это их замыслы. Ведь грех, при обличении, часто устыжается и как бы отступает, не находя нигде средств к дальнейшему движению и распространению. Но, скрывшись по видимости, он всегда устремляется к большему и, не сдерживаемый препятствиями, увлекается к последнему пределу худа. **«Аще истину глаголю, почто вы не веруете Мне?»** Часто обращается к повторениям, когда видит, что слушатели не понимают Его. Весьма подобающее это для учителей дело – не лениться всяким способом раскрывать сразу не понятую мысль, чтобы внедрять ее в душах слушателей. Итак, //«когда лжец»//, сказал, //«говорит ложь,// (то он) //от своего говорит, ибо// (он) //лжец есть, как и отец его»//. Почему, не думая и не совершая родственного сказанному (Мною), вы **«не веруете»** и Мне, говорящему **«истину»**, так что Я являюсь (как будто бы) говорящим против истины, хотя Я так же истинен, как и Отец? По-видимому, изобличает здесь иудеев в том, что они не могут вместить слов истины потому, что они не суть сыны истины. Ложно они называют своим отцом Бога, когда говорят: //«Одного Отца имеем – Бога»//, ибо Бог, будучи всецело истиною, радуется истине и желает, чтобы поклоняющиеся Ему поклонялись //«в истине и духе»// [[new:in:04:24|(Ин. 4:24)]]. Напротив, чада истины охотно принимают родственное (ей), то есть истину. **«Вы же не веруете»** Мне, говорящему **«истину»**, потому что вы – не сыны истины. Господь, как думается мне, говорит здесь к иудеям нечто такое, что со всею ясностию можно увидеть и в применении к другому кому-либо. Например, к распутному сыну или слуге или соседу целомудренный человек может обратиться с такою речью: если, порицая блуд, я представляюсь тебе целомудренным и всецело отстраняющим от себя подозрение в этом пороке, то почему же ты не слушаешься и не веришь моим словам, что это дурное и скверное дело? На такой вопрос он не станет, конечно, отвечать отрицанием, но, указывая на его непослушание, ясно изобличит его в том, что, предаваясь распутству, он не следует увещанию к целомудрию. То же самое мы должны думать и об иудеях, когда Христос сказал: **«Если истину говорю, почему не веруете Мне?»** Подобного рода вопросы всегда предполагают сознание вопрошаемых, служащее к изобличению их в том, что у них нет именно того, чего требуют от них. Обрати также внимание на то, что не безусловно и не вообще говорит: **«Почему не веруете Мне?»** – но присоединил еще **«вы»**. Этим указал на самых свирепых неверов и на то, что могли присутствовать некоторые с более благородным образом мыслей и в своих нравах не сохранявшие точных черт безнравственности Каина, но стремившиеся к тому, чтобы сделаться чадами Бога. Должно, полагаю, думать, что не все без исключения иудеи были погружены в неудержимое безумие, но были некоторые, имевшие //«ревность о Боге»//, как говорит Павел [[new:rim:10:02|(Рим. 10:2)]], //«впрочем не по разуму»//, и потому несколько медлительными оказавшиеся в вере. Между настроенными так мы должны обвинять в особенности тех, которые воспламенялись гневом и неудержимо устремлялись к убийству, преимущественно нечестивых книжников и фарисеев. К ним-то всего более и направлены слова: **«Почему вы не веруете Мне?»** – ибо Христос особенно им усвояет безмерное неверие. Ведь они были вождями и убеждали своих подвластных содействовать их злодействам. Поэтому они справедливо обвиняются в том, что взяли ключ знания, но и сами не входили, и другим препятствовали [[new:lk:11:52|(Лк. 11:52)]]. Итак, слово **«вы»** имеет особенное и преимущественное отношение к вождям. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 46-50 **Кто из вас обличит Меня в неправде? если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего; а вы бесчестите Меня. Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий** Они сами себя называли сынами Бога. Он говорит: если вы сыны Бога, вы, конечно, должны ненавидеть грешника. Если и Меня, которого ненавидите, можете обличить во грехе, очевидно, ненавидите Меня справедливо. Если же никто не может обличить явно, вы ненавидите Меня за истину. За какую истину? Без сомнения, за ту, что Он Сам Себя называл Сыном Божиим, что совершенно истинно. - //"Кто от Бога, тот слушает слова Божии"//. Посему, если бы и вы были сынами Божиими, вы не отвращались бы от Меня, Сына Божия, сшедшего с неба и возвышающего слова Божии. - Так кротко говорит им Господь, а они позволяют себе дерзости. Они говорят: не правду ли мы говорили, что Ты Самарянин и беса имеешь в Себе? Называли Его Самарянином как нарушителя иудейских обычаев, например субботнего покоя, так как самаряне не соблюдали в точности иудейского закона. А беснующимся называют Его, может быть, подобно тому, как говорили, что Он и бесов изгонял силою князя бесовского [[new:lk:11:15|(Лк. 11, 15)]]. Ибо все клеветавшие, что Он изгонял бесов силою веельзевула, говорили, что Он имел в Себе веельзевулова беса, которым и совершал чудеса. А как Он открывал их помыслы и пожелания, то, может быть, считали Его беснующимся и потому, что думали, будто тайны сердца их открываемы Ему были бесами. - Когда же называли Его Самарянином? Евангелист нигде об этом не упомянул. Отсюда видно, что евангелисты не все записали, а многое и опустили, как мы о сем самом заметили в другом месте. Так они обижают Его, а Он незлобливо принимает от них обиды. Впрочем, когда они сами себя называют сынами Божиими, Он сильно обличает их, вступаясь за истину; а когда Его обижают, Он не защищается. Сим научает Он и нас вступаться за славу Бога и кротко переносить обиды, касающиеся нас самих, подобно как и Он кротко говорит: //"во Мне нет беса, но Я чту Отца Моего"//. Как же Он чтит Отца? Вступаясь за Него и не позволяя убийцам и лжецам называться сынами Спасителя и Истины. Вы, говорит, бесчестите Меня за то, что Я чту Отца Моего, поносимого вами, так как вы клевещете, что Он отец ваш. Но, если Я и не отмщаю за Себя, а переношу обиды, вы не думайте, что эта обида останется без отмщения. Есть Отец, Который накажет за такую обиду, наносимую Мне потому, что Я вступаюсь за Него и не позволяю вам называть самих себя сынами Его. Есть Ищущий Моей славы, и не только Ищущий, но и Могущий судить и наказать обижающих Меня без основания. Часто иной ищет взыскания за обиду, но сам не может судить. А Отец и ищет славы Сына, и может судить. Посему и сказал: //"есть Ищущий и Судящий"//. ===== Евфимий Зигабен ===== **Кто от вас обличает Мя о гресе ** Если вы не потому не верите Мне, что Я говорю истину, то скажите: //кто от вас обличает Мя о гресе,// совершенном Мной, чтобы можно было подумать, что вы не верите Мне по причине этого греха? **Аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне ** Если же никто из вас не обличает Меня во грехе, то значит Я говорю истину; //аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне?// Изобличив их таким образом, как злонамеренных, делает еще новое заключение. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 46-47 **Kто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Kто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога** Свое строгое суждение об иудеях Христос подтверждает ссылкой на то, что никто из них не мог уличить Его в неправде или грехе. Они пытались обвинять Христа [[new:in:05:16|(Ин.5:16, 18;]] [[new:in:07:12|Ин.7:12,]] [[new:in:08:13|8:13)]], но доказать своих обвинений не могли ни прежде, ни после. Почему они не верят Христу? Ясно, что причина тут в них, а не в Нем, и причина тут в том именно, что они не чада Божии, хотя и в Израиле есть все-таки люди, о которых можно сказать, что они от Бога [[new:in:01:47|(Ин.1:47,]] [[new:in:03:21|3:21)]] и потому слушают Христа, посланника Божия. [<10>]