[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:50 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 50-52 **Аз же не ищу славы Моея: есть Ищя и Судя: аминь, аминь глаголю вам: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки. Реша убо Ему жидове: ныне разумехом, яко беса имаши: Авраам умре и пророцы, и Ты глаголеши: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать вкусити во веки** **Аз не ищу славы Моея** [[new:in:08:50|(ст. 50)]]. Это, говорит, сказал Я с тем, чтобы показать, что вам, как человекоубийцам, не прилично называть Бога Отцом; значит, Я сказал это ради чести Его, и за Него Я слышу это, за Него вы бесчестите Меня. Но Я нисколько не обращаю внимания на это оскорбление. Вы дадите ответ в своих словах Тому, за Кого Я слышу это ныне. **Аз не ищу славы Моея.** По этой-то причине, вместо того чтобы наказывать вас, Я обращаюсь к убеждению и советую вам делать то, посредством чего вы не только избежите наказания, но и получите вечную жизнь. **Аминь, аминь глаголю вам: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки** [[new:in:08:51|(ст. 51)]]. Здесь Он говорит не об одной только вере, но и о чистой жизни. Выше Он сказал: //имать живот вечный// [[new:in:05:24|(5, 24)]]; а здесь говорит: **смерти не имать видети**, указывая вместе и на то, что они ничего не могут Ему сделать. Если не умрет тот, кто соблюдает слово Его, то тем более Сам Он. Это поняли и они, и потому говорят: **ныне разумехом, яко беса имаши: Авраам умре и пророцы умроша** [[new:in:08:52|(ст. 52)]], то есть умерли те, которые слушали слово Божие: так ужели не умрут слушавшие Твое слово? ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий** См. Толкование на [[new:in:08:46#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 8:46]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий** **«Аз не ищу славы Моея: есть ищя и судя».** Со всею ясностью в этих словах открывается справедливость сказанного Петром о Спасителе нашем: //«Он, бранимый, не воздавал бранью, – страдая, не грозил, а предавал Судящему право»// [[new:1pet:02:23|(1Пет. 2:23)]]. В самом деле, смотрите, как Он, хотя нечестивцы высказывают Ему ужасные и невыносимые оскорбления и это слышит Он часто, а не один раз, – переносит со свойственною Ему благостию и отнюдь не выступает из подобающего Ему поведения, делая и это в образец нам, дабы, по //«следам Его»// стараясь ходить, мы не оказывались воздающими //«брань за брань»//, ни другое какое-либо //«зло за зло»// [[new:1pet:03:09|(1Пет. 3:9)]] наносящим нам оскорбления, но, напротив, побеждали //«добром зло»// [[new:rim:12:21|(Рим. 12:21)]]. Итак, **«Я не ищу славы Моей»**, говорит, – и это оказывается говорящим не потому, чтобы считал делом безопасным желание оскорблять Его или поощрял кого-либо доходить до такого нечестия, – напротив, этим Он высказывает следующее: Я пришел, говорит, не с тем, чтобы приобрести от вас славу Себе, или вообще стремясь к какой-либо почести и блестящей молве о Себе, ибо Я унизил Себя, – будучи в образе Бога и Отца, стал ради вас подобным вам человеком, – даже не почел для Себя недостойным принять образ раба, имея возможность остаться в равенстве с Богом и Отцом и обладать превышающею ум и слово славою [[new:fil:02:05|(Флп. 2:5–11)]], – каким же еще образом обо Мне можно думать, что Я ищу славы от кого-либо, а не наоборот, желаю пребыть в добровольном бесславии для пользы других? Или это говорит здесь Христос, или же другим образом можно понимать то, что Он не ищет Своей славы. Ведь Он мог тотчас же наказать оскорбителей Своих и совершить за хуление суд над ними как над нечествовавшими против Самого Господа всяческих. Однако ж Он переносит молчаливо обиду и является терпеливым настолько, что не хотел воздать обидою Своим оскорбителям даже и одним только простым словом. Но чтобы нечестие против Бога кому-либо не показалось делом не важным, Он считает необходимым тут же дать и некоторое предохранение от этого и выставил против этого гнев Отца. Хотя Сын и незлобив и не мстит тотчас же за Свою славу (за оскорбление Себя), но Отец, говорит, этого не допустит. Он будет отмстителем и восстанет на хулителей, не в качестве защитника кого-либо другого и не из желания воздать должное за оскорбление одного из святых, но именно за грех, направляющийся против Него Самого. Ведь между Отцом и Сыном нет ничего разделяющего Их, поскольку это касается, говорим, до тожества сущности, хотя Каждый и должен мыслиться существующим особо (лично). Поэтому Господь наш Иисус Христос и говорит в другом месте: //«Не чтущий Сына и Отца не чтит»// [[new:in:05:23|(Ин. 5:23)]]. Сын имеет в Себе Самом природно (по природе) Отца сопрославляемым и в качестве другого сосуществующим особно. Так же опять и Отец имеет в Себе Сына как общника сущности и, таким образом, славы во всем. Итак, подвергнутся наказанию несчастные иудеи за хуления Господа и Сына, оказавшись нечестивцами против всей Единосущной (ὁμοούσιον) и Святой Троицы и царственной над всем Природы как оскорбившие ее в Сыне. Поэтому всякому благоразумному человеку должно отречься от оскорбления чем бы то ни было благого Бога. Не следует быть нерадивыми только потому, что Он не наводит тотчас же Свой гнев на согрешающих против Него, ибо Он благ, //«не наводит гнев каждый день, но если не обратимся, меч Свой отточит»// [[old:ps:007:12|(Пс. 7:12–14)]], по написанному, и натянет лук Свой на нас, в котором сосуды смерти, то есть всякого рода позор и невыносимые бедствия. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз же не ищу славы Моея** отмщения за Мое бесчестие. **Есть Ищя и Судя** Отец, из-за Которого вы бесчестили Меня и к Которому относится бесчестие Сына. Хотя Он и отдал весь суд Сыну, но не лишил этим Себя власти судить, а отдал потому, что Сын есть Слово Отца. Обрати внимание на то, что когда они называли Бога своим отцом, то Иисус Христос смело отвечал им и сильно порицал, а когда они бесчестили Его Самого, то ответил спокойно и кротко. Этим Он научал нас отмщать за то, чем оскорбляется Бог, и не обращать внимания на оскорбления, наносимые нам. И Сам Он теперь, не обращая внимания на оскорбление, нанесенное Ему, обращается к увещанию. ===== Лопухин А.П. ===== **Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий** См. Толкование на [[new:in:08:49#lopuxin_ap|Ин. 8:49]] [<10>]