[<10>] ====== Толкования на Ин. 9:15 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу** **«Он же рече им: брение положи мне на очи, и умыхся и вижу».** Рассказ о чуде жадно принимают, как бы некую пищу для зависти, и поспешно хватают предлог для своего гнева против Него. Прежний слепец самым простым образом рассказывает о случившемся и весьма безыскусственно говорит, в кратких признаниях как бы воспевая Врача, ибо он поражается отчасти природе дела. Как кажется, он размышлял так, что, помазав брением как необычайным лекарством, Он чудесным образом соделал его зрячим. Но с особою выразительностью, по моему мнению, и вследствие горьких мыслей сказал: **«брение»** сделал и помазал **«мои очи»**. Можно предполагать, что он говорит как бы так: знаю сам, что говорю пред ненавистниками, однако ж не скрою истины. Воздам благодарностью моему Благодетелю, не предамся неуместному молчанию. Почту признанием Врача, употребившего не мудреный способ исцеления, не железом и отсеченьем удалившего болезнь, не лекарственными снадобьями доставившего пользу, не общеупотребительными средствами воспользовавшегося, но употребившего необычайные новые способы: **«брение»** сделал и помазал **«мои очи, и я омылся и вижу»**. Со всею справедливостию надо изумляться тому, что человек этот к своим словам об этом искусно приложил, как бы венец какой, это **«вижу»**. Этим он как бы так говорит: не напрасною явлю силу Исцелившего, не отрину благодати, ибо имею уже давно желанное (зрение). Сам я, говорит, слепец при рождении и в утробе материнской имея этот недуг, помазанный брением, получил исцеление и **«вижу»**, то есть не просто кажусь имеющим открытые глаза, скрывая мрак в глубине, но действительно смотрю – имею уже в зрении то, что прежде было в одних только ушах: вот осиявает меня блестящий свет солнца, вот объемлет мой взор красота новых чудных видений; теперь, наконец, узнал я Иерусалим, и **«вижу»** в нем Божественный блистающий храм, и действительно созерцаю в средине его честный жертвенник, и если окажусь за воротами, то могу осматривать кругом всю Иудею и знать, что такое гора и что растение, а когда время склонится к вечеру, то от моих очей не сокроется красота небесных чудес, ни светлый хор звезд, ни золотой свет луны, – буду благодаря этому изумляться искусству Строителя, от красоты творений познаю и я Творца [[old:prs:13:05|(Прем. 13:5)]]. Итак, что касается до широты созерцаний и искусства в словах, то толкуемое изречение имеет такой смысл, то есть слова **«вижу»** и **«брение»** сделал и помазал **«мои очи»**. Ведь приятность не чужда созерцаниям, и наше слово, то есть церковное, не отрекается от нее как чего-то незаконного. И поистине неоклеветанною сохраняет силу своего Целителя, когда говорит таковое тот, кто был привлечен на суд священников потому, что получил милость от Христа. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу** См. Толкование на [[new:in:09:13#svt_nikolaj_serbskij|Ин. 9:13]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу** См. Толкование на[[new:in:09:12| Ин. 9:12]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Паки же вопрошаху его и фарисее, како прозре (πως ανεωξε σου τους οφαλμους). Он же рече им: брение положи мне на очи, и умыхся, и вижу** Не спросили: «Как ты получил зрение», – но: **«Как Он открыл тебе глаза»**, – подавая этим повод наклеветать на Иисуса Христа за дело, будто бы запрещенное в субботу; но он, обращаясь к тем, которые уже слышали об этом деле, сокращает рассказ. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу** См. Толкование на [[new:in:09:13#prot_ioann_buxarev|Ин. 9:13]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-18 **Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего** Среди собравшихся фарисеев не обнаружилось единства во взглядах по данному случаю. Чтобы решить вопрос, каким образом человек мог сотворить чудо с нарушением закона Моисеева, фарисеи постановили снова допросить исцеленного. Kогда исцеленный высказал перед ними уверенность в том, что Христос – «//пророк//», т. е. стоит в непосредственном общении с Богом, фарисеи, которых теперь евангелист именует уже иудеями ввиду их враждебного отношения ко Христу (ср.[[new:in:06:48| Ин. 6:41,]] [[new:in:08:48|8:48]]), решились утверждать, что и самого исцеления не было. В надежде найти опору для этого утверждения они пригласили родителей исцеленного. **//Толковая Библия.//** [<10>]