[<10>] ====== Толкования на Ин. 9:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Отвеща им: рекох вам уже, и не слышасте: что паки хощете слышати; еда и вы ученицы Его хощете быти** Что же слепой? Победив их и низложив, он уже говорит теперь не униженно. Пока дело требовало исследования и разбирательства, он, представляя доказательства, говорил с покорностию; а когда уловил их и одержал блистательную победу, он уже смело нападает на них. Что же он говорит? **Рекох вам уже, и не слышасте: что паки хощете слышати?** [[new:in:09:37|(ст. 27)]]. Замечаешь ли смелость нищего пред книжниками и фарисеями? Так могущественна истина и так бессильна ложь! Первая, когда бывает и у простых людей, делает их славными; последняя же, хотя бы была на стороне сильных, являет их слабыми. Слова нищего значат: вы не внимаете моим словам, поэтому я не стану больше говорить, не буду отвечать на ваши частые и пустые вопросы, потому что вы спрашиваете не для того, чтобы узнать, но чтобы надругаться над моими словами. **Еда и вы ученицы Его хощете быти?** [[new:in:09:27|(ст. 27)]]. Здесь уже включает себя самого в число учеников: выражение: **еда и вы** показывает, что он уже ученик. А вместе с тем сильно осмеивает и уязвляет иудеев. Действительно, он знал, что это сильно уязвляло их; а потому и сказал, желая как можно более укорить, чем выказал душу дерзновенную, возвышенную и презирающую их бешенство, – показал высокое достоинство Того, за Кого так смело говорил, и объявил, что они оскорбляли Человека, который достоин удивления. Сам же он не оскорблялся, но считал за честь для себя то, что ему ставили в укоризну. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?** **«Отвеща им: рекох вам уже, и не слышасте, что паки хощете слышати?»** Излишним, говорит, уже оказывается опять рассказывать то же самое в уши непослушные, да и вам совсем напрасно часто спрашивать об этом, если вы не получаете отсюда никакой пользы, и хотя вполне узнали, однако ж заставляете меня повторять одно и то же не ради пользы, как показывает опыт. Таким образом, исцеленный обличает здесь фарисеев в том, что они совсем безумствуют, //«слух отвращая от истины»//, по написанному [[new:2tim:04:04|(2Тим. 4:4)]], без причины гневаясь на нарушение закона, повелевая желавшему прославить за это Чудотворца явиться в качестве обвинителя или предполагая, что он питает к Нему благоговение. Действительно, такая цель была у них, так как для них было совсем безразлично и никакого значения не имело преступление закона, почему, оставив правый суд, обратились только к угодному себе, хотя и забыли слова Бога: //«Уста священника сохранят суд и закона взыщут от уст его»// [[old:mal:02:07|(Мал. 2:7)]]. **«Еда и вы хощете ученицы Его быти?»** Уже ясно исповедал и без всякого притворства, что не одним только словом, но и чудом он научен и уже уверовал, приняв чудесное прозрение в качестве научения, ибо в словах к ним: **«Неужели и вы хотите учениками Его быть»**, – он как бы предоткрыл свое настроение как уже пожелавший и ставший (Его учеником). Заботясь некоторым образом даже прежде всецелой веры об исполнении заповеди: //«Даром получили, даром давайте»// [[new:mf:10:08|(Мф. 10:8)]], он оказывается вполне готовым без всякой зависти научать их полезному. Утверждает, что будет часто и неленостно говорить о чуде, если только они действительно сделают его рассказ наукою для себя. Таким образом он исполнил, и весьма прекрасно, слова книги Притчей: //«В уши слушающих говори»// [[old:prsir:25:12|(Сир. 25:12)]]. Но, кажется, здесь загадочно указывается и на нечто тайное и сокровенное. Что это, об этом скажу вкратце. Среди начальников были некоторые, которые признавали, что Христос есть действительно чудотворец, но также и скрывали еще от многих это знание о Нем в виде как бы зародыша. Об этом засвидетельствует нам и сам премудрый Евангелист, именно, что начальники узнали, что Он есть Христос, //«однако ж ради фарисеев не исповедовали»// [[new:in:12:42|(Ин. 12:42)]]. Эти слова подтвердит и Никодим, ясно и громко говорящий к Господу нашему Иисусу Христу: //«Равви, знаем, что от Бога пришел Ты учителем и что никто не может этих знамений совершать, что Ты совершаешь, если не будет Бог с ним»// [[new:in:03:02|(Ин. 3:2)]]. Таким образом, некие из начальников знали, и молва об этом распространялась почти по всему Иерусалиму. И Иудейский народ предполагает, что начальники Его знают, но только не желают признать открыто по зависти и ненависти. А что истинно и это, можем доказать из самих евангельских писаний. Сам блаженный Иоанн в одном месте говорит, что стоял Иисус в самом храме, уча и изъясняя то, что казалось нарушением закона по мнению слушавших. Однако ж вожди иудейские нисколько не возбуждались этим и не осмелились сказать: «Перестань учить несогласному с древними законами»; таким образом их поведение согласовалось с только что высказанным нами мнением о них народа. И действительно, как написано, //«Говорили некоторые из иерусалимлян: не Сей ли есть, кого ищут убить? Вот явно говорит и ничего Ему не говорят: неужели узнали начальники, что Он есть Христос?»// [[new:in:07:25|(Ин. 7:25–26)]]. Говорят как бы так: знают получившие власть, что Он есть действительно Христос, – вот хотя и замышляют убийство Его, но на Него говорящего с таким большим дерзновением, не нападают даже простыми словами. При распространенности такого мнения по всему Иерусалиму и слепец некогда знал это и слышал об этом. Поэтому он с некоторым благопочтительным обличением говорит: неужели напрасно заставляете меня повторять одни и те же слова и прославлять чудо или же находите удовольствие в этом рассказе и желаете уже получить от Него научение, но стыдитесь друг друга и столь досточудному знанию предпочитаете неблагодарный (друг пред другом) стыд? **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками** См. Толкование на [[new:in:09:26#svt_nikolaj_serbskij|Ин. 9:26]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками** См. Толкование на [[new:in:09:24#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 9:24]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Отвеща им: рекох вам уже, и не слышасте** вы не поверили. ** Что паки хощете слышати** Для чего вы опять желаете слышать? **Еда и вы ученицы Его хощете быти** Словами: //еда и вы...//, показал, что сам он уже ученик, и смело заявил об этом, не боясь ярости их. Насколько сильна истина, делающая мужественными всех, которые избрали ее, хотя бы они были слишком боязливы, настолько же, наоборот, бессильна ложь, делающая робкими даже тех, которые были мужественными. ===== Лопухин А.П. ===== **Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками** См. Толкование на [[new:in:09:26#lopuxin_ap|Ин. 9:26]] [<10>]