[<10>] ====== Толкования на Ин. 9:33 ====== ===== Свт. Николай Сербский ===== **Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего** См. Толкование на [[new:in:09:32#svt_nikolaj_serbskij|Ин. 9:32]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего** **«Аще не бы был Сей от Бога, не могл бы творити ничесоже».** Только что прозревший и чудесно освобожденный от изначальной слепоты оказывается прозревающим истину яснее, чем наученные законом. Вот ведь, в самом деле, пользуется весьма многими словами и мудрыми для доказательства лживости мнения фарисеев. Так как они безумно сказали о Христе, что //«Сего не знаем, откуда Он»// [[new:in:09:29|(ст. 29)]], то опять сильно изобличает их как думающих ошибочно, если говорят, что совсем не знают такого Чудотворца, тогда как для всех очевидно, что тому, кто не от Бога, невозможно делать что-либо из совершаемого посредством Божественной силы. Таковые дела Бог совершает чрез одних только святых. А чуждому святости и еще не достигшему до благочестия к Нему Он никогда не сообщил бы возможности украшаться такою славою. В противном случае пусть явится и ответит безумный фарисей, какое же, наконец, есть различие у Бога между святым и нечистым, праведным и грешным, нечестивым и боголюбезным. Ведь если тому и другому дозволено блистать совершенно одинаковыми делами, без всякого различия, то все уже смешивается и мы справедливо можем сказать написанное: //«За что достаточно (достойно) будем работать Ему или что за польза, чтобы идти навстречу Ему?»// [[old:iov:21:15|(Иов. 21:15)]]. Ведь если, как сказал один из эллинских поэтов, //«равная участь и остающемуся в покое и тому, кто будет воевать»// (Илиада, песнь 9, ст. 318), и в одинаковой чести как дурной, так и хороший, то разве не напрасно будет испытывать горькие труды ради добродетели? Но мы должны думать, что это не так. Почему? //«Ибо прославляющих Меня, – говорит Бог, – прославлю и уничижающий Меня уничижен будет»// [[old:1ts:02:30|(1Цар. 2:30)]]. Спросил бы я также суемудрых фарисеев: если Бог действует это безразлично и чрез грешников, то почему египетские маги не сделали того же самого, что и великий Моисей? Почему не совершили одинаковых с ним чудес и не получили равной с ним славы? Но скажешь, что сделался змеем упавший на землю жезл Моисеев, совершенно такими же стали и жезлы магов. Против этого вот что выслушай от нас: ихние жезлы не в змеев превратились, но то был обман и призрак, от человеческого зрения скрывавший действительность, – некое волшебное искусство, дававшее жезлу вид змея. А Моисеев жезл действительно превратился в змея и перешел в природу зверя. Истину сказанного можешь усматривать в том различии, какое здесь дано Писанием: жезл Моисеев съел жезлы магов. Так как эти последние имели лишь внешний вид змей, а первый действительно и по природе был тем, чем являлся, то он пришел в гнев, так что оказался животным, а уже не жезлом, и неизреченною, превышающею силу змея силою поедает, каковое чудо совершил Бог. И еще пусть отвечает мне фарисей: придавшие своим жезлам вид змеев почему же не показали чистой и прокаженную руку, но, оказавшись не в силах (сделать это), ясно сказали: //«Перст Божий есть это»// [[old:ish:08:19|(Исх. 8:19)]]? Почему, скажи мне, жрецы Вааловы не низвели огонь с неба, между тем как Илия низвел ([[old:3ts:18:24|3Цар. 18:24]], [[old:3ts:18:14|14]], [[old:3ts:18:38|38]])? Неужели Бог лицеприятен? Отнюдь нет. Будучи праведен и любя праведных, Он и чудесные дары совершает чрез святых, но отнюдь не чрез грешников. Таким образом прежний слепец со всею основательностию останавливает наглость речи фарисеев и обличает их в ошибочном рассуждении, если говорят, что не от Бога Тот, Кто посредством силы совершать чудеса свидетельствуется как сущий по природе от Бога. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего** См. Толкование на [[new:in:09:30|Ин. 9:30]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще не бы был Сей от Бога, не могл бы творити ничесоже** См. Толкование на[[new:in:09:32| Ин. 9:32]] ===== Лопухин А.П. ===== **Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего** См. Толкование на[[new:in:09:30| Ин. 9:30]] [<10>]