[<10>] ====== Толкования на Ин. 10:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 10-12 **Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: Аз приидох, да живот имут и лишше имут. Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы: а наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы** **Тать не приходит, разве да украдет, и убиет, и погубит** [[new:in:10:10|(10, 10)]]. Так и было тогда, потому что все были умерщвлены и погибли. **Аз приидох, да живот имут и лишше имут.** Что же, скажи мне, больше жизни? Царство Небесное. Но Он еще не называет его, а употребляет известное им название жизни. **Аз есмь пастырь добрый** [[new:in:10:11|(10, 11)]]. Здесь говорит уже о страданиях и показывает, что подъемлет их для спасения мира и подвергается им не поневоле. Затем снова указывает признаки пастыря и наемника. Пастырь душу свою полагает. **А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает, и волк приходит и расхитит их** [[new:in:10:11|(10, 11-12)]]. Здесь Он представляет Себя таким же Владыкою, как и Отец, потому что Он Сам пастырь и у него есть Свои овцы. Видишь ли, как в притчах Он говорит возвышеннее, как здесь речь прикровенна, и не подает слушателям явного повода (к нападению). Что же делает наемник? **Видит волка грядуща, и оставляет овцы, и волк приходит и расхитит их.** Так поступили те, но Он – напротив. Даже в то время, как был схвачен, Он говорил: //оставите сих ити, да сбудется слово, что никто из них не погиб// [[new:in:18:09|(18, 9)]]. Но можно здесь разуметь и волка мысленного, потому что и ему Он не попустил расхищать овец. Но это не только волк, а и лев: //супостат ваш диавол,// говорит Писание, //яко лев рыкая, ходит// [[new:1pet:05:08|(1 Пет. 5, 8)]]. Это змей и дракон: //наступайте на змию и скорпию// [[new:lk:10:19|(Лк. 10, 19)]]. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком** **«Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: Аз приидох, да жизнь имут, и лишше имут».** Когда Спаситель наш Христос называл Себя дверью и учил, что Ему принадлежит и вводить, кого Он пожелает, и оставлять вне не годного и не способного спасению, и, кроме того, называл разбойниками и ворами тех, кто были самозванцами по отношению к не сообщавшейся им вышней благодати, – жалкие фарисеи опять размышляли, кто же это такой, что доходит до такого дерзновения, может быть, и сам принадлежащий к числу тех, которых появление Он обвиняет. Ведь они считали Его лжепастырем и лженачальником, явившимся по собственному произволению, а не Богом, ставшим человеком, согласно древнейшей проповеди Богодухновенного Писания. Им естественно было, собрав истинное знание о Нем, отбросить его своим неверием как некую трудноносимую тяжесть и заботиться и находить удовольствие только в одном – в начальствовании над народом. И так как Он знал, что они помышляют это или шепчут друг другу, то, не дождавшись более ясного заявления от них, защищается подобающим образом и утверждает, что из самых дел можно определить, кто – пастырь и кто – вор. Это, говорит, совсем не трудно определить, если обратить внимание на цель и образ (дел) каждого. **«Вор приходит»**, говорит, для вреда скоту, так как желание разбойничать, без сомнения, имеет такой исход. А истинно добрый пастырь придет во двор овец не для чего-либо вредного, но чтобы, напротив, доставить им пользу и ревностно совершить то, что считает он великою пользою для них. Пусть же истинный смысл речи раскроется другим образом и фарисей да обратит внимание на то, что доставили тогда лжепастыри и лжеучители обманутым ими и какое благо даст в пришествие Свое Христос или к какому благоденствию Он возведет нас. Итак, решившиеся некогда говорить ложь и заблуждавшиеся, что они посланы от Бога, но пророчествовавшие, по словам Писания, //«от сердца своего, а не от уст Господа»// [[old:ier:23:16|(Иер. 23:16)]], и кроме них еще Февда тот и галилеянин Иуда, увлекшие народ за собою [[new:act:05:37|(Деян. 5:37)]], погибли вместе с увлеченными ими. Господь же наш Иисус Христос, чтобы доставить нам вечную жизнь, явился из любви к нам. При такой противоположности и различии образа пришествия не должны ли быть противоположными и настроение, и жизнь? Итак, из свойства дел, говорит, надо определять, кто – те и кто – Он. Таким образом можно было убедить вождей иудейских, считавших Его за одного из лжепастырей или отынуду входящих во двор овчий, не думать уже о Нем ничего несообразного, напротив, говорит, Христос пришел как дверь и вводитель и пастырь не для того только одного, чтобы овцы имели жизнь, но и нечто **«большее»**, ибо, кроме оживления верующих в Него, дается еще непреложная надежда им обладать всеми благами. Хотя и очень прикровенно, говорит, что будет нечто **«большее»** и самой жизни, то есть достопочтеннее, а именно – совершеннейшее причастие Духа. В самом деле, оживление обще и святым, и грешникам, и эллинам, и иудеям, и нам самим, ибо //«восстанут мертвые и воскреснут находящиеся в гробах, и возрадуются сущие на земле»// [[old:is:26:19|(Ис. 26:19)]], по неложному обещанию Спасителя (ср. [[new:in:05:25|Ин. 5:25]], [[new:in:05:28|28–29]]). А быть в причастии Святаго Духа уже не всем обще, но «лишнее» при жизни и в качестве большего сравнительно с имеющимся у всех общим будет уделено одним только оправданным верою во Христа. На это указывает нам и божественный Павел в словах: //«Вот тайну вам говорю: все почием, но не все изменимся, вдруг, в мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит, и мертвые во Христе воскреснут нетленными, и мы изменимся»// [[new:1kor:15:51|(1Кор. 15:51–52)]]. Ведь все восстанут из мертвых, потому что всей природе дана благодать воскресения. И в одном Христе, изначала первом разрушившем державу смерти и воскресшем в жизнь вечную, все вообще человечество преобразуется также в нетление, как опять и в Адаме в одном и первом осуждается на смерть и тление. Но большое в то время окажется различие между воскресшими. Одни, почившие с верою во Христа и во время телесной жизни получившие залог Духа, восприимут совершеннейшую благодать и, призванные к Божественной славе, изменятся. А другие, не уверовавшие во Христа и ни во что вменившие столь славное мздовоздаяние, будут изобличены снова гласом Его и, унаследовав вместе с другими одно только оживление, получат наказание за столь продолжительное неверие. Они низойдут в ад для наказания, с бесполезным поздним раскаянием, ибо будет, сказано, там плач и скрежет зубов [[new:mf:08:12|(Мф. 8:12)]]. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ---- **Аз приидох, да живот имут и лишше имут** <...> Но при этом необходимо возникает вопрос: ужели неверующие, скажи мне, останутся мертвыми и не восстанут вместе с другими? Каково в этом отношении преимущество уверовавших во Христа, это показал нам сам Спаситель, так говоря: **тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: аз приидох, да живот имут, и лишше имут**. Итак воскреснут все, как злые, так и добрые, но не все имеют это «**лишше**». Те, которые не суть Христовы, вследствие того, что окажутся уличенными в грехе неверия — будут иметь в конце концов жизнь гораздо худшую смерти; ибо они подвергнутся суду за свои преступления и за неверие. А те, которые Его суть и получили духовное общение с Богом, люди доброго образа жизни, кроме общего воскресения и возвращения к жизни, всеконечно будут иметь и следующее за сим, то есть, дары, почести, венцы, награды, славу. Это засвидетельствует Павел, говоря: //се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся// [[new:1kor:15:51|(1 Кор. 15, 51-52)]]. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком** Верим, Божественный Спасителю: иначе зачем бы Тебе терпеть от людей все пакости над Собою до крестной смерти? Ты душу Свою положил за живот наш: как же нам не верить, что Ты пришел к нам для того, чтобы мы имели живот? Господи Жизнодавче! Мы видим каждый день исполнение этих словес Твоих. Тать – диавол – приходит к нам каждый день для того только, чтобы окрасть веру нашей души, ее благие мысли и чувства и самые добрые дела, убить и погубить ее по нашей неосторожности, недостаточной твердости [воли] и маловнимательности к себе. А Ты приходишь к нам, недостойным, всегда с жизнию и с преизбытком жизни, только бы мы отворили для Тебя верою сердца наши. Мы чувствуем преизбыток жизни каждый раз, когда примем с верою внутрь себя животворящие Тайны Тела и Крови Твоей: спокойствие чудное, радость неземная, благость сердец наших, для нас, по природе злых, вовсе необыкновенная, обнимающая собою всех людей, вера живая, упование паче упования на милосердие Твое – наполняет тогда сердца наши. Мы чувствуем преизбыток жизни каждый раз, когда молимся Тебе с верою непостыдною, надеждою известною и любовию нелицемерною. Чувствуем преизбыток жизни, или душевного мира, благосостояния и после молитвы – до тех пор, когда мы не запятнали души своей каким-либо грехом, который всегда как будто подсекает жизнь нашу. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 10-13 **Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец; а наемник не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и не радит об овцах** Так как приставшие к Февде и Иуде, и прочим отступникам были убиты и погибли, то прибавил: вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить, называя ворами их и подобных им. А Я, говорит, пришел для того, чтобы имели жизнь. Они убивали и погубляли своих последователей, а Я пришел, чтобы жили и имели нечто большее, именно: причастие Святаго Духа, под чем нужно разуметь и Царство Небесное. Итак, во Христе все имеют жизнь, ибо все воскреснут и будут жить; а праведники получат и нечто большее, именно: Царство Небесное. Потом ведет речь и о страданиях и говорит: //Я жизнь (душу) Мою полагаю за овец//, – выражая сим, что Он идет на страдания не по принуждению, а добровольно. Словом "//полагаю//" показывает, что никто ее не отнимет у Меня, а Я Сам отдаю ее. Намекает и на мятежников, не раз упомянутых. Они, говорит, не положили жизни за овец, но оставили своих последователей, ибо были наемники. А Сам Господь поступил наоборот. Когда взяли Его, Он сказал: если Меня ищете, то оставьте сих, пусть идут, чтобы исполнилось слово, что никто из них не погиб [[new:in:18:08|(Ин. 18, 8;]] [[new:in:17:12|17, 12)]] и притом тогда, когда иудеи пришли на Него хуже, чем волки на овец. Ибо пришли, сказано, //с мечами и кольями, чтобы взять Его// [[new:lk:22:52|(Лк. 22, 52)]]. Под волком здесь можно разуметь и мысленного врага, которого Писание называет и львом [[new:1pet:05:08|(1 Пет. 5, 8)]], и скорпионом [[new:lk:10:19|(Лк. 10, 19)]], и змием [[old:gen:03:01|(Быт. 3, 1;]] [[old:ps:090:13|Пс. 90, 13)]]. Говорится, что он "**похищает**" овцу, когда пожирает кого-нибудь чрез худое дело; "**разгоняет**" когда посредством злых помыслов смущает душу. Справедливо можно назвать его и вором, который "**обкрадывает**" чрез лукавые помыслы, "**убивает**" чрез соглашение с ними, "**погубляет**" чрез дело. Иногда приражается к кому-нибудь помысл злобный, это будет воровство. Если человек согласится с лукавым внушением, тогда, можно сказать, диавол убивает его. Когда же человек на деле совершит зло, тогда он погибает. Может быть, и это значат слова: **вор приходит только для того, чтоб украсть, убить и погубить**. – Господь делает совсем иначе, чем этот вор. Он дает божественную жизнь, освещает и помыслы наши добрыми внушениями, и тела добрыми делами; дает и нечто преизбыточествующее, именно то, что мы можем приносить и другим пользу посредством дара учительского, а также и Царство Небесное, как бы придавая нам некоторую лишнюю награду. Он подлинно Добрый Пастырь, а не наемник, каковы начальники иудейские, которые не заботятся о народе, а имеют в виду только то, чтобы получить с него плату. Ибо они искали не пользы народу, а себе прибыли от народа. ===== Евфимий Зигабен ===== **Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит** Вор приходит не для блага овец, но разве только для того, чтобы украсть, убить или погубить их. И действительно, те, которые были украдены Февдой и Иудой, были убиты: они тотчас же погибли (Дьявол крадет, когда овладевает душой человека настолько, что направляет ее к самому себе и подчиняет ее своей воле, – он убивает, когда отнимает у человека волю и уничтожает добродетельную жизнь, – он губит, когда помрачает в человеке память о Боге, чтобы он уже не мог вспоминать о будущем суде). **Аз приидох, да живот имут и лишше имут** Я, говорит Иисус Христос, пришел для того, чтобы овцы имели жизнь, т.е. здесь, на земле, – жизнь по воле Божией, избыток (περισσοτερον) которой есть Царствие Небесное, – а там, на небе, – жизнь блаженную, избыток которой будет состоять в том, //ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша// [[new:1kor:02:09|(1 Кор. 2, 9)]], т. е. в совершенном познании Пресвятой Троицы. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец** Тогда как вор или правитель-узурпатор, которого здесь Христос имеет в виду под вором, преследует в деле управления только свои личные выгоды и часто отнимает у своих подданных имущество и жизнь, Христос, напротив, Сам дает жизнь Своим подданным, и притом в изобилии. Мало того, как «**пастырь добрый**» или, точнее, прекрасный, выдающийся – καλός, Христос отдает за Своих овец жизнь. [<10>]