[<10>] ====== Толкования на Ин. 10:14 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Аз есмь пастырь добрый: и знаю Моя, и знают Мя Моя** **«И знаю Моя, и знают Мя Моя»**. Еретик воспользовался сими словами к составлению своей хулы. Вот, говорит он, сказано: **«знают Мя Моя, и знаю Моя»**. Что такое значит знать? Уразумевать сущность? Измерять величину? То ли самое постигать о Божестве, что обещаешь ты своими дерзкими устами? Или не разумеешь предшествовавшего, какая мера ведения? Что знаем о Боге? //«Овцы Моя гласа Моего слушают»// [[new:in:10:27|(Ин. 10, 27)]]. Вот как уразумевается Бог – чрез слышание заповеди Его и чрез исполнение слышанного. Вот ведение Бога – соблюдение заповедей Его. Почему же не пытливое уразумение сущности Божией, не изыскание премирного, не примышление невидимого? **«Знают Мя Моя, и знаю Моя»**. Довольно тебе знать, что Пастырь добр, что положил душу за овцы. Вот предел богопознания! А как велик Бог? Какая мера Его? Каков Он в сущности? – Подобные вопросы опасны для вопрошающего и затруднительны для вопрошаемого. Лучшее обращение с ними – молчание. //«Овцы Моя гласа Моего слушают»//, сказал Он, а не спорят о нем, то есть не остаются преслушными, не входят в состязания. **//Беседа на день святого мученика Маманта.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 14-16 **Аз есмь пастырь добрый: и знаю Моя, и знают Мя Моя: якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца: и душу Мою полагаю за овцы. И ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести: и глас Мой услышат, и будет едино стадо (и) един Пастырь** Указав, таким образом, признаки пастыря, Христос выставляет на вид двух губителей: один из них – тать, убивающий и расхищающий, а другой – тот, кто ничего такого сам не делает, но зато не обращает внимания и не препятствует, когда другие это делают. В лице первого Он указывает на Февду и подобных ему, а в лице другого выставляет учителей иудейских, которые не пеклись и не заботились о вверенных им овцах. В этом и Иезекииль некогда укорял их, говоря: //оле, пастыри Израилевы! Еда пасут пастыри самих себе? Не овец ли пасут пастыри?// [[old:iez:34:03|(Иез. 34, 3)]]. Но они поступали напротив, а это величайшая степень нечестия и причина всех прочих зол. Потому-то и говорит (Пророк), что они и заблудшую (овцу) не обращали на путь, и погибшую не искали, и ту, у которой сокрушены голени, не обвязывали, и больную не врачевали, пасли самих себя, а не овец [[old:iez:34:04|(Иез. 34, 4, 8)]]. На то же самое указывал другими словами и Павел, говоря: //вси бо своих си ищут, а не яже Христа Иисуса// [[new:fil:02:21|(Флп. 2, 21)]]; и в другом месте: //никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо// [[new:1kor:10:24|(1 Кор. 10, 24)]]. Но Христос отличает Себя от тех и других: от первых, приходящих с целию губить, – словами: //Аз приидох, да живот имут и лишше имут// [[new:in:10:10|(Ин. 10, 10)]]; а от последних, попускающих волкам расхищать овец, – тем, что не только не оставил, но и положил за овец душу Свою, чтобы не дать им погибнуть. В самом деле, когда положили убить Его, Он и не отступил от учения, и не предал верующих, но стоял твердо и благоволил умереть. Потому-то часто и говорил: **Аз есть пастырь добрый.** Но так как слова Его представлялись бездоказательными (ведь хотя изречение: **душу Мою полагаю** и сбылось спустя немного времени, зато другое: //да живот имут и лишше имут// имело осуществиться после преселения из здешней жизни, в веке будущем), то что Он делает? Посредством одного удостоверяет в другом. Тем, что положил душу Свою, (удостоверяет и в том), что дарует жизнь. Об этом говорил и Павел: //аще бо врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся// [[new:rim:05:10|(Рим. 5, 10)]]. Также и в другом месте: //иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не и с Ним вся нам дарствует?// [[new:rim:08:32|(Рим. 8, 32)]]. Но почему не обвиняют Его теперь, как прежде, говоря: //Ты о Себе Сам свидетельствуеши, свидетельство Твое несть истинно// [[new:in:08:13|(Ин. 8, 13)]]? Потому, что Он часто уже заграждал им уста и чудесами приобрел право свободно говорить пред ними. Далее, так как Он выше говорил: //и овцы глас его слышат и по нем идут// [[new:in:10:03|(10, 3, 4)]], то, чтобы не сказал кто-нибудь: отчего же (были) неверовавшие? – послушай, что прибавил: **и знаю Моя, и знают Мя Моя** [[new:in:10:14|(10, 14)]]. На это указывал и Павел, говоря: //не отрину Бог людий Своих, ихже прежде разуме// [[new:rim:11:02|(Рим. 11, 2)]]; и Моисей: //позна Господь сущих Его// [[old:chis:16:05|(Чис. 16, 5]]; [[new:2tim:02:19|2 Тим. 2, 19)]]. Разумею тех, говорит Христос, о которых Я наперед знал. А чтобы ты не представлял меры знания одинаковою, послушай, как Он предупреждает это дальнейшими словами. **Знаю**, говорит, **Моя, и знают Мя Моя**. Но здесь знание неодинаковое. Где же одинаковое? В Отце и во Мне; здесь – **якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца** [[new:in:10:15|(Ин. 10, 15)]]. Если бы не это Он хотел показать, то зачем бы прибавлять те слова? Но как Он часто поставляет Себя в ряд людей, то, чтобы не подумал кто, что Его знание подобно человеческому, Он прибавил: **якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца**. Так же совершенно Я знаю Его, как Он Меня. Потому-то Он и говорил: //никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца, токмо Сын// [[new:mf:11:27|(Мф. 11, 27)]], разумея некоторое особенное знание, – такое, какого никто другой не может иметь. **И душу Мою полагаю.** Часто повторяет это, чтобы показать, что Он не обманщик. Так и Апостол, когда хотел показать себя истинным учителем и направлял свое слово против лжеапостолов, хвалился бедами и смертями, говоря: //в ранах преболе, в смертех многащи// [[new:2kor:11:23|(2 Кор. 11, 23)]]. Выражения: //Аз есмь свет//, и: //Аз есмь живот// – казались для несмысленных надменными; но слова: хочу умереть – не возбуждали ни зависти, ни ненависти. Потому и не говорят Ему: //Ты о Себе Сам свидетельствуеши, свидетельство Твое несть истинно.// Те слова показывали в Нем великое попечение, так как Он хотел предать Себя за людей, которые бросали в Него камнями. Потому благовременно вводит слово и об язычниках. **И ины овцы имам, говорит, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести** [[new:in:10:16|(10, 16)]]. Вот опять выражение: **подобает** означает не принуждение, но указывает на действие, имеющее непременно последовать. Как бы так говорил: что удивительного, если эти пойдут за Мною и если овцы послушают гласа Моего? Когда вы увидите, что и другие следуют за Мною и слушают Моего гласа, тогда изумитесь более. Не смущайся тем, что Он говорит: **яже не суть от двора сего.** Это различие только по отношению к закону, как и Павел говорит: //ни обрезание что может, ни необрезание// [[new:1kor:07:19|(1 Кор. 7, 19)]]. **И тыя Ми подобает привести.** Показывает, что те и другие были рассеяны и смешаны и что те и другие не имели пастырей, до пришествия доброго Пастыря. Затем предсказывает и будущее их соединение, что они будут **едино стадо** [[new:in:10:16|(Ин. 10, 16)]]. Это же самое опять указал и Павел, сказав: //да оба созиждет Собою во единаго новаго человека// [[new:ef:02:15|(Еф. 2, 15)]]. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 14-15 **Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец** **«Аз есмь пастырь добрый».** Опять торжественно провозглашает превосходство Своей власти пред иудейскою, доказываемое уже не свидетельствами кого-либо, но из самого уже исследования дел. Как прежде, противопоставив Свои дела злодействам лжепророков и показав наилучший исход Своих подвигов сравнительно с их лжесловием, они, говорит, были весьма склонны к одному только воровству, убийству, губительству, обману и к тому, о чем не подобает говорить, а Сам Он, напротив, пришел, чтобы овцы не только имели жизнь, но и нечто большее, – прекрасно и справедливо возглашал: **«Я есмь пастырь добрый»**; так и здесь, определив истинно доброго пастыря его добровольным желанием умереть за овец и охотно положить душу свою за них, а наемника назвав и чуждым приставником, и трусом, и беглецом, и подобным чему-либо такому, так как знал о Себе Самом, что положит жизнь за стадо, опять со всею основательностью восклицает: **«Я есмь пастырь добрый»**. И действительно, первенствующему во всем подобало превзойти всех [[new:kol:01:18|(Кол. 1:18)]], дабы истинным опять оказался Псалмопевец, говорящий где-то к Нему: //«Да оправдаешься в словах Твоих и победишь в суде Твоем»// [[old:ps:050:06|(Пс. 50:6)]]. Кроме сказанного, надо рассмотреть и вот что. Думаю я, что Господь, когда предлагал Иудейскому народу имевшее принести ему великую пользу, то не только Своими собственными речами, но и посредством пророческих изречений старался убедить их мыслить право и знать ясно, что Он есть пастырь добрый, а они нет. Почему? Потому что естественно было думать, что если не убедятся Его словами, то с изречениями пророков должны согласиться даже и невольно. Итак, когда говорит: **«Я есмь пастырь добрый»**, то возводит ум иудеев к воспоминанию сказанного гласом Иезекииля пророка. Говорит же он о Христе и о получивших начальство над стадом иудейским таким образом: //«Это говорит Господь Бог: о пастыри Израилевы! Не пасут ли пастыри самих себя? Не овец ли пасут пастыри? Вот, молоко едите, и шерстью одеваетесь, и откормленных закалаете, а овец Моих не пасете! Ослабевших не укрепляли, больных не врачевали и пораненных не перевязывали, заблудившихся не отыскивали, а крепких изнуряли трудом! И рассеялись овцы Мои, ибо нет пастырей, и стали пищею для всех зверей диких, и рассеялись овцы Мои по всякой горе, и по всякому холму высокому, и по лицу всей земли, и не было отыскивающего, ни возвращающего»// [[old:iez:34:02|(Иез. 34:2–6)]]. Одна только цель была у иудейских начальников – удовлетворять любостяжательность, получать приношения от подчиненных, собирать подати и установлять заповеди сверхзаконные, но на то, что могло приносить пользу или было в состоянии охранять подвластный народ, не обращалось никакого внимания. Поэтому опять так говорит к ним истинно добрый Пастырь: //«Так говорит Господь Бог: вот Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от рук их, и отставлю их от пасения овец Моих, и не будут уже их пасти пастыри, и отниму овец Моих из уст их, и уже не будут им в пищу»// [[old:iez:34:10|(Иез. 34:10)]]. И опять после некоторых других слов: //«И восставлю над ними пастыря единого, и будет пасти их, и раба Моего Давида, и будет их пастырем, и Я Господь буду им Богом, и Давид начальник посреди их. Я Господь изрек. И завещаю Давиду завет мира, и уничтожу зверей злых с земли, и будут обитать в пустыне, и будут спать в дубравах. И дам им вокруг горы Моея, и дам дождь вам, дождь благословения. И деревья полевые дадут плод свой и земля даст плод свой»// [[old:iez:34:23|(Иез. 34:23–27)]]. Итак, в этих словах Бог со всею ясностью возвещает, что безбожное скопище фарисеев будет отставлено от начальствования над иудеями, и со всею очевидностью определил, что после них будет предстоятельствовать над словесными стадами верующих происходящий от Давида по плоти Христос. Посредством Него Он установил завет мира, то есть евангельскую и Божественную проповедь, возводящую нас к любви к Богу и доставляющую нам Небесное Царство. Чрез Него же опять также и дождь благословения, то есть начаток Духа, делающий душу, в которой пребывает, как бы плодоносною какою землею. А как фарисеи немало зла причиняли овцам, нисколько не занимаясь их пасением, а, напротив, стараясь всячески им вредить, Христос же доставил спасение и явился подателем и виновником вышнего благословения; то и справедливо является тем, чем и признает Себя в словах: **«Я есмь пастырь добрый».** Но пусть никто не соблазняется тем, что Бог и Отец бывшего от семени Давида Человека назвал рабом, хотя и Бога по природе и истинного Сына; напротив, пусть примет во внимание, что Он унизил Себя, образ раба приняв [[new:fil:02:07|(Флп. 2:7)]]. Следовательно, Он правильно назван (рабом) от Бога и Отца соответственно принятому Им образу. **«И знаю Моя, и знают Мя Моя: якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца».** По более простому толкованию этих слов, Господь желал здесь указать не на иное что, как на то, что Он будет ясен для Своих и верующим в Него сообщит беспрепятственное знание о Себе, а также и Сам будет знать Своих, представляя, очевидно, не бесполезным знание для получивших его. В самом деле, что можем мы считать выше знания нас Богом? Но так как это изречение требует более глубокого для себя исследования, особенно благодаря прибавлению слов: **«как знает Меня Отец, и Я знаю Отца»**, то мы и должны обратиться к такому исследованию этого изречения. Ведь никто, полагаю, если имеет здравый смысл, не скажет, чтобы кто-либо из существующих мог получить о Христе такое знание, какое есть о Нем у Бога и Отца. Один только Отец ведает Свое и Сам познается от одного только Своего Порождения, //«ибо никто не знает Сына, только Отец, ни также Отца кто знает, что есть Он, только Сын»//, по слову Самого Спасителя [[new:mf:11:27|(Мф. 11:27)]]. Ведь мы знаем и веруем, что Отец есть Бог, равно и Сын есть Бог истинный. А что есть по существу Неизреченная Природа, это совершенно недоступно как нам, так и другим разумным тварям. Поэтому каким образом мы можем иметь познание Сына равномерно с Отцом? Ибо должно обратить внимание на то, как Он утверждает, что Он познает нас, познан же будет от нас, как знает Он Отца и Отец Его. Итак, надо исследовать и то, какое созерцание мы должны применять к этим словам соответственно их смыслу. И что придет мне на ум при исследовании, я не буду скрывать, а принимать это волен каждый. Думаю, что **«знанием»** (γνῶσιν) здесь называет не просто «ведение» (εἴδησιν), но употребляет вместо «свойства» (οἰϰειότητος) или по роду и природного, или же по усвоению благодати и достоинства. Так, у эллинов знакомыми или родственными (γνωστούς) обычно называются не только свойственники по роду, но и единокровные братья. А что и Божественное Писание считает свойство знанием, это можно видеть из следующего. В одном месте Христос говорит о лицах, не стоящих с Ним ни в каком свойстве: //«Многие скажут мне в тот день, – очевидно в день суда, – Господи, Господи! Не Твоим ли именем чудеса многие мы творили и бесов изгоняли? Тогда объявлю им, что истинно говорю вам, что никогда не знал вас»// [[new:mf:07:22|(Мф. 7:22–23)]]. Если бы знанием обозначалось одно только ведение, то каким образом мог не знать кого-либо из существующих Тот, Кто все имеет //«обнаженным и открытым пред очами своими»//, как написано [[new:evr:04:13|(Евр. 4:13)]], и //«прежде бытия все знает»// [[old:dan:13:42|(Дан. 13:42)]]? Поэтому совершенно неразумно, даже более – нечестиво воображать, что Господь не знает кого-либо, напротив, мы должны думать, что Он сказал о том, что они не имеют с Ним никакого свойства и общения. Не знаю, говорит, (вас) как бывших любителями добродетели, как соблюдавших Мое слово или соприкосновенных ко Мне посредством добрых дел. Соответственно вышесказанному ты должен разуметь и о премудром Моисее, когда Бог говорит к нему: //«Знаю тебя более всех, и благодать обрел ты у Меня»// [[old:ish:33:12|(Исх. 33:12)]] вместо: в свойстве (близости) более всех положил Я тебя со Мною и великой достиг ты благодати. Говорим это, не уничтожая за знанием и значение ведения, но только определяя тот образ (значения), какой наиболее соответствует созерцательному смыслу толкуемых слов. Итак, **«знаю»**, говорит, **«Моих и Меня знают Мои, как знает Меня Отец и Я знаю Отца»** вместо: сроднюсь с овцами Моими и со Мною сроднятся овцы Мои точно таким же образом, каким Мне родственен Отец и Я, в свою очередь, родственен Отцу. Как Бог Отец знает Своего Сына, имея Его подлинным Своим порождением и плодом Своего существа, а равно и Сын знает Бога, имея Его Своим истинным Отцом и будучи рожден от Него, таким же образом и мы, сроднившись с Ним, называемся родом и чадами Его, согласно сказанному Им: //«Вот Я и дети, что Мне дал Бог»// [[new:evr:02:13|(Евр. 2:13)]]. Мы оказываемся и называемся родом, и притом подлинным, Сына, а чрез Него и – Отца, так как, будучи Единородным Богом (ср. толкование на [[new:in:01:18|Ин. 1:18]]), Он стал человеком, восприяв тожественную нам природу, только, конечно, без греха. Иначе как //«род мы Бога»// [[new:act:17:29|(Деян. 17:29)]] и каким образом //«Божественной Природы общниками»// [[new:2pet:01:14|(2Пет. 1:4)]] мы могли бы быть? Ведь не в одном только том, что Христос пожелал восприять нас в родство Себе, имеем мы предмет похвалы, но и в самой действительности это родство принадлежит всем нам. И это потому, что Слово Бога и с плотью остается Божественною Природою, а мы – род Его, хотя по природе и Бога, ради восприятия тожественной нам плоти. Итак, оказывается сходным образ родства. Как Он родствен Отцу и вследствие тожества природы Отец родствен Ему, так и мы Ему, поскольку стал человеком, а Он – нам. Чрез Него, как чрез Посредника, соприкасаемся с Отцом. Как бы средина некая между вышним Божеством и человечеством есть Христос, одновременно будучи тем и другим и как бы объемля в Себе столь разъединенное друг от друга: как Бог по природе Он соприкасается с Богом и Отцом, а как истинный человек – с людьми. Но, быть может, скажет кто: разве не замечаешь, любезнейший, к какому опасному выводу ведет твоя речь? Ведь если будем думать, что Он, поскольку стал человеком, знает своих, то есть вступил в родство с Своими овцами, то кто же остается вне стада? В таком случае все будут родственны Ему, поскольку и они суть люди, как и Он. Что же тогда будет большего в слове **«Мои»**? Какое преимущество могут иметь те, кто суть действительно Его? Ведь если все родственны, по вышеуказанной уже причине, то что же большее будет у знаемых Его? На это ответим, что образ родства общ у всех, как познавших Его, так и незнающих. Ведь Он сделался человеком, не благодетельствуя частично одним, а другим нет, но помилосердовав всю падшую природу. Но такой образ родства с Ним окажется совершенно бесполезным для оскорбляющих Его своим неверием, и он назначается собственно для любящих Его как особенная награда. Как дело воскресения простирается на всех, по причине воскресения Спасителя, воскресившего с Собою целую человеческую природу, но оно совершенно бесполезно для грехолюбцев, ибо они будут нисходить в ад, получая оживление для одного только наказания, тогда как для проводящих прекрасную жизнь оно послужит к великой пользе, ибо они получат воскресение для приобщения к превышающим ум благам; таким же, думаю, образом дело родства касается всех, и злых и добрых, но не для всех оно имеет одинаковое значение – для верующих в Него оно послужит причиною достижения истинного сродства с Ним и соединенных с этим благ, а для не верующих – тяжелейшим обвинением в неблагодарности и нечестии. Так мы рассуждаем об этом. Другой кто пусть придумает что-либо более лучшее. Надо, наконец, обратить внимание на то, сколь истинно и вместе основательно построено изречение, ибо не безразлично и смешанно говорит о них, но каждый предмет поставляет на своем особенном, ему подобающем месте. Не сказал: знают Меня Мои и Я знаю Моих, но прежде ставит Себя знающим Своих овец, а потом, говорит, таким образом и Он будет познан от них. И если принять знание в значении ведения, как говорили мы в начале, то можешь понимать изречение так: не мы Его познали первые, а познал прежде Он. Так и Павел в Послании к христианам из язычников говорит нечто подобное: //«Посему помните вы, язычники по плоти, называемые необрезанными так называемыми обрезанными плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были во время то без Христа, отчужденными от общества Израильского и чуждыми заветов обетования, надежды не имеющими и безбожными в мире; ныне же во Христе Иисусе некогда бывшие далеко стали близко кровию Христовою»// [[new:ef:02:11|(Еф. 2:11–13)]]. По безмерному милосердию Христос привел Себя язычникам и познал их прежде, чем был познан ими. А принимая познание в значение свойства и родства, опять скажем вот что: не мы начали это дело, а Единородный Бог от Бога (ср. толкование и чтение [[new:in:01:start|Ин. 1]] у св. Кирилла), ибо не мы усвоили Божество, которое выше природы человеческой, но Он, Бог по природе, воспринял семя Авраама, как говорит Павел [[new:evr:02:16|(Евр. 2:16)]], и стал человеком, дабы, братьям уподобившись во всем, кроме греха [[new:in:10:17|(ст. 17)]], восприять к родству того, кто не имеет такового сам по себе, то есть человека. Поэтому необходимо говорить, что Он нас наперед познал, потом, таким образом, мы – Его. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Аз есмь пастырь добрый: и знаю Моя, и знают Мя Моя** **Знаю Моих, и Мои знают Меня**. Как бывает это знание? Как происходит обучение? Внутренно, от Божественного Духа, как это знают сами знающие. **Знаю Моих, и Мои знают Меня**. Какое близкое познание: Иисус Христос так знает Своих верных слуг, как знает Своего Отца; и верные так знают Иисуса Христа, как Христос знает их. Утешительно! **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 14-16 **Я есмь Пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть, и они услышат голос Мой: и будет одно стадо, и один Пастырь** И отсюда ты можешь узнать различие между пастырем и наемником. Наемник не знает овец, что происходит оттого, что он не надзирает за ними постоянно. Ибо если бы он постоянно смотрел, то знал бы их. А пастырь, каков Господь, знает своих овец, потому и печется об них, и они опять знают Его, потому что пользуются Его надзором и по привычке узнают своего Покровителя. Смотри. Прежде Он узнает нас, а потом уже мы Его. И не иначе можно познать Бога, как быв познанными от Него [[new:1kor:13:12|(1 Кор. 13, 12)]]. Ибо Он прежде усвоился нам плотию, став Человеком, потом уже мы усвоились Ему, получив дар обожения. Желая показать, что неуверовавшие недостойны быть познанными от Бога и не суть овцы Его, Он сказал: //Я знаю Моих, и Мои знают Меня,// как написано: //познал Господь Своих// [[new:2tim:02:19|(2 Тим. 2, 19)]]. Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он узнавал, как человек. Он присовокупил: как Отец знает Меня, и Я знаю Отца, то есть: Я так верно знаю Его, как Сам Себя. Часто повторяет: //"Я жизнь Мою полагаю за овец"// для того, чтобы показать, что Он не обманщик. Ибо выражения: //"Я Свет, Я Жизнь"// для немысленных казались надменными, Но слова: //"Я хочу умереть"// не заключают никакого самохваления, а, напротив, выражают великое попечение, так как Он хочет предать Себя за людей, которые бросали в Него камнями. - //"Есть у меня и другие овцы"//. Это говорит об язычниках. Они не того двора, который под законом. Ибо язычники не ограждаются законом. //"И тех надлежит Мне привесть".// Ибо и эти в рассеянии, и те не имеют пастырей. И благоразумные, и способнейшие к вере из иудеев были без пастырей, следовательно, тем более, язычники. Мне //"надлежит"// собрать и язычников, и иудеев. Слово //"надлежит"// здесь означает не принуждение, а то, что непременно последует. //"И будет одно стадо, и один Пастырь"//. Во Христе Иисусе нет ни иудея, ни язычника [[new:gal:03:28|(Гал. 3, 28)]], и никакого различия. Ибо у всех один образ, одна печать крещения, один Пастырь, Слово Божие и Бог. Пусть устыдятся манихеи, отвергающие Ветхий Завет, и услышат, что одно стадо и один Пастырь; ибо Один и Тот же Бог Ветхого и Нового Завета. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз есмь пастырь добрый** Но почему же иудеи не сказали Иисусу Христу, как прежде: //Ты о Себе Сам свидетельствуеши// [[new:in:08:13|(Ин. 8, 13)]]? Потому что тогда они услышали ответ, заставивший их молчать и на будущее время. **И знаю Моя** по предведению, как Бог. И Моисей сказал: //позна Господь сущих Его// [[old:chis:16:05|(Числ. 16, 5;]] [[new:2tim:02:19|2 Тим. 2, 19)]], – и апостол Павел тоже: //не отрину Бог людий Своих, ихже прежде разуме// [[new:rim:11:02|(Рим. 11, 2)]]. **И знают Мя Моя** по соображениям своего разума. А узнали Иисуса Христа люди из свидетельства Иоанна Крестителя, из собственных Его дел и из свидетельства Бога Отца, о чем выше уже не раз говорилось. Затем, чтобы показать, что знание Его весьма отлично от знания людей, Иисус Христос сравнил Свое знание со знанием Отца, говоря: см. [[new:in:10:15|Ин. 10:15]]. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-15 **Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Kак Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец** В противоположность тем ненормальным отношениям, какие существуют между иудейскими пастырями и наемниками и народом, Христос здесь изображает те отношения взаимного доверия и любви, какие существуют между Ним и Его духовным стадом. Эти отношения Он уподобляет отношению, существующему между Ним и Отцом. **«Знаю Моих»**, т. е. люблю их и вхожу во все их нужды. **«И жизнь Мою полагаю»**. Если Его овцам угрожает опасность, то Христос полагает или готов положить и жизнь Свою за них. И близко уже было время, когда эти слова Христа должны были прийти в исполнение. [<10>]