[<10>] ====== Толкования на Ин. 10:38 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом (Моим) веруйте: да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем** См. Толкование на [[new:in:10:37#svt_ioann_zlatoust|Ин. 10:37]] **//Беседы на Евангелие от Иоанна.//** ---- Так как многие, гру­бые душою и бесчувственные, говорят многое подобным обра­зом: такого-то Бог избрал, такого-то возлюбил, а такого-то возненавидел, и оттого один стал хорошим, а дру­гой дурным, – то Он, желая исправить мысли каждого из подобных людей, убеждает их делами, представляя доказа­тельство от дел, и с одной стороны еще прежде опытов объявляет, что такой-то добродетелен, чтобы они познали силу Его предведения, а с другой стороны удостоверяет и делами, чтобы кто-нибудь из неразумных не сказал, что такой-то сде­лался таким вследствие предсказания. И Павел, посмотри, как выражает это, когда говорит: //«когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого //(дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего),// сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего»// [[new:rim:09:11|(Рим.9:11, 12)]]. Бог не имеет нужды ожидать конца дел, но еще прежде Сам знает, кто будет дурным и кто – не таким. **//Беседы на псалмы. На псалом 138.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем** **аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом (Моим) веруйте: да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем** Сам Спаситель говорит в одном месте, что Он в Отце и подобно же Отец в Нем. Но, как всякому, конечно, очевидно (это пребывание Отца в Сыне и Сына в Отце), не следует разуметь так, что как тело в теле или сосуд в сосуде, так и Отец вмещается в Сыне, или Сын каким-либо (внешне чувственным) образом помещается в Отце, но Отец в Сыне и Сын в Отце является по совершенному тождеству сущности, по единству и подобию природы, подобно тому как если бы кто, созерцая свой вид в изображении и удивляясь до совершенства доведенному сходству своего лица, громко и вполне истинно сказал бы к кому-либо: я – в этом начертании и начертание – во мне. Или по другому сравнению – как если бы качество сладости меда, будучи одарено языком, сказало бы о себе самом: я в меде и мед во мне; или еще: если бы из огня естественно происходящая теплота, испустив глас, я в огне и огонь во мне. Каждый из названных предметов оказывается разделенным только в мышлении, но одним по природе, и один из одного исходит некиим нераздельным и непрерывным происхождением, почему и кажется отделяющимся от того, в чем он есть, – однако же, хотя и допускает такой образ умопредставления о себе, но один в другом оказываются и оба по сущности тождественны. Итак: если, по тождеству сущности и совершеннейшему подобию в отображении, Отец есть в Сыне, то каким образом Больший в Меньшем, по их учению, Сыне может вместиться и быть видим? Поелику же весь в Нем, то, конечно, совершен Сын – Вместитель Совершенного и Отображение Великого Отца. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.//** ---- См. также Толкование на [[new:in:10:37#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 10:37]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Отец во Мне и Я в Нем** См. Толкование на [[new:in:10:30#prp_maksim_ispovednik|Ин. 10:30]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем** Может ли быть истина высказана разительнее и сильнее? Так и ты, невер: если не веришь в Самого Господа, Коего земная жизнь удалена от тебя на 1858 лет, то верь в чудные дела Его, которые Он явно в тебе производит. Вот невидимая сила мучит, убивает твою душу за неверие, ты не знаешь мира и радости, но, если ты с верою причастишься Его Таин, мучение вдруг исчезнет, настанет радость и спокойствие. Не чудные ли это дела Господни? Ничто не в состоянии прогнать твоих убийственных мучений, а Тело и Кровь Господа сейчас прогоняют. **Когда не верите Мне, верьте делам Моим**. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем** См. Толкование на [[new:in:10:37#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 10:37]] ===== Евфимий Зигабен ===== **аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом (Моим) веруйте** См. Толкование на [[new:in:10:37#evfimij_zigaben|Ин. 10:37]] **Да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем** что во Мне созерцается Отец. Ибо Я – не иное что, а то же, что Отец, только пребывающий Сыном, – и Отец – не иное что, а то же, что Я, только пребывающий Отцом. Поэтому, кто знает Сына, тот знает и Отца, и кто знал Отца, тот узнал и Сына. Или иначе: Сын пребывает в Отце, как красота образа в первообразе, а Отец пребывает в Сыне, как красота первообраза в образе; причем, Сына мы называем образом Отца не простым, обыкновенным, а во всем подобным Ему. ===== Лопухин А.П. ===== **а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем** См. Толкование на [[new:in:10:37#lopuxin_ap|Ин. 10:37]] [<10>]