[<10>] ====== Толкования на Ин. 11:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 16-17 **Рече же Фома, глаголемый Близнец, учеником: идем и мы, да умрем с ним. Пришед же Иисус, обрете его четыри дни уже имуща во гробе** Итак, все они боялись нападения от иудеев; но более всех других – Фома, который поэтому и сказал: **идем и мы, да умрем с ним.** Некоторые говорят, что он действительно желал умереть; но это несправедливо: слова его более выражают страх. Однако ж он не подвергся за то упреку, потому что (Христос) снисходил теперь к его немощи. Впоследствии же он сделался сильнее всех и был непобедим. И вот то-то и удивительно, что (Апостола), столь слабого прежде креста, – после креста и после того, как он поверил воскресению, мы видим пламеннее всех прочих. Так велика сила Христова. Кто не смел пойти вместе со Христом в Вифанию, тот, не видя Христа, прошел почти всю вселенную и обращался среди народов свирепых и готовых его умертвить. Но если Вифания отстояла на пятнадцать стадий, что составляет две мили, то каким образом Лазарь мог быть четверодневен [[new:in:11:39|(11, 39)]]? (Христос) пробыл на месте два дня, да накануне этих двух дней приходил посланный с известием, – в тот самый день, когда и умер, – так что Христос прибыл именно в четвертый день. Потому Он и ожидал, чтобы Его позвали, и не вошел Сам Собою без приглашения, чтобы кто-нибудь не заподозрил этого события. Да и приходили не сами (сестры), которых Он любил; но были посланы посторонние. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним** **«Рече же Фома, глаголемый Близнец, соучеником [Его]: идем и мы, да умрем с Ним».** Речь Фомы обнаруживает добрую волю, но заключает в себе и робость, – она исходит из боголюбезного настроения, но смешивается с маловерием. Он не хочет остаться, но и других убеждает делать это. Однако ж думает, что они должны будут пострадать от иудеев, хотя бы Он и не желал этого, благодаря смертоносному настроению иудеев, не обращая внимания на всемогущество Спасителя, что всего более требовалось. А боязливыми их соделал Христос Своим сверхмерным долготерпением в перенесении нападений от иудеев. Итак, он говорит, что не подобает отделяться от Учителя, хотя и предлежит несомнительная опасность. Как бы подсмеиваясь некоторым образом, говорил Фома это: **«идем»**, то есть: **«умрем»**. Или говорит так: если пойдем, то, без сомнения, умрем, однако ж не будем отказываться от страдания, ибо не подобает так любить жизнь. Ведь если воздвигает мертвого, то излишен страх, ибо мы имеем Могущего воскресить после смерти. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VII.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним** См. Толкование на [[new:in:11:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 11:11]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Рече же Фома, глаголемый Близнец (Διδυμος), учеником: идем и мы, да умрем с ним ** По-видимому, слова Фомы указывают на его смелость, но на самом деле они свидетельствуют скорее об его робости и нетвердой вере. Он не верил, что ученики не споткнутся, так как предполагал, что все ученики будут убиты вместе с Учителем. Однако Иисус Христос не упрекнул Фому, снисходя еще к его немощи. Дидимом Фома назывался, потому что он был близнец и действительно родился вместе с братом. ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним** Но Фома не поверил успокоительным словам Господа. Евангелист при этом замечает, что прозвище Фомы было «//близнец//» или, правильнее, человек двоящейся природы (Δίδυμος, от δύο – «//два//»), живущий в постоянных переходах от одного настроения к другому (ср. выражение δίψυχος у [[new:iak:01:08|Иак.1:8]] – «человек с двоящимися мыслями», или διστάζων у [[new:mf:14:31|Мф.14:31]] – «//маловерный//»). Он следует за Христом как Его апостол и в то же время не доверяет тому, чтобы Христос в это путешествие в Иудею мог благополучно избавить от опасности и Себя и Своих учеников. //«Пойдем, и мы умрем с ним»// («чтобы и нам умереть с ним» – свт. Иоанн Златоуст). Он хочет сказать, что там, в Иудее, их всех ожидает смерть, что они умрут, как умер Лазарь //(«с ним»)//. Он, конечно, находится под влиянием той мысли, что Христос не смог исцелить болезнь Лазаря, а о делах Христа, совершенных раньше ([[new:mf:09:18|Мф.9:18–25]]; [[new:lk:07:11|Лк.7:11–17)]], а также и о Его обещаниях [[new:in:05:21|(Ин.5:21–29)]] он как будто совсем забыл. Такое же недоверие к силе Христовой Фома проявил и после, когда ему было сообщено о воскресении Самого Христа [[new:in:20:24|(Ин.20:24).]] [<10>]