[<10>] ====== Толкования на Ин. 12:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **прияша ваиа от финик и изыдоша в сретение Ему, и зваху (глаголюще): осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев** См. Толкование на [[new:in:12:09#svt_ioann_zlatoust|Ин. 12:9]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев** См. Толкование на [[new:in:12:12#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 12:12]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев** Хвалебная же песнь **«Осанна»** возсылается Богу, ибо в переводе она означает: «Спаси Господи». Присовокупив же **«в вышних»**, они показали, что Он не только на земле и не только от людей, но и на небесах воспевается небесными Ангелами. Воспевая же Его так, они только возвещают Его Богом, но противоборствуют также зловетному и богоборческому замыслу книжников и фарисеев и убийственным предлогам, выдвигаемым ими. Ибо те безумно говорили о Нем: //«Несть Сей Человек от Бога, и поелику много знамений творит, если не возмем и не убьем Его, то все уверуют в Него, и придут римляне и возмут место и язык наш»// [[new:in:11:47|(Ин.11:47–48)]]. Что же говорит народ? – **«Благословен грядый во имя Господне»**, являя этим, что Он – Сущий от Бога и Отца и пришедший во имя Отца, как и Сам Господь говорил о Себе: //«Аз приидох во имя Отца Моего, от Бога изыдох, и иду»// [[new:in:05:43|(Ин.5:43]], [[new:in:16:27|16:27–28)]]. Под изречением же: //«Благословенно грядущее Царство... Отца нашего Давида»// [[new:mk:11:10|(Мк.11:10)]], подразумевается такое царство, в которое, по пророчеству, предназначено веровать и язычникам, и особенно – римлянам. Ибо этот Царь – не только надежда Израиля, но и чаяние язычников, согласно пророчеству Иакова, //«привязуяй к лозе жребя свое»//, т.е. покаряющий Себе народ от иудеев, //«и – к винничию жребца осляте своего»// [[old:gen:49:11|(Быт.49:11)]]. Веточки же винограда – это Ученики Господа, которым Господь сказал: //«Аз есмь Лоза – вы же рождие»// [[new:in:15:05|(Ин.15:5)]]. Чрез рождие же это Господь присоединил к Самому Себе //«жребца осляти Своего»//, т.е. Новый Израиль из язычников, по благодати ставший сынами Авраама. Если же это Царство является надеждой и язычников, то, – они как бы сказали, – зачем нам, верующим в Него, бояться римлян? Итак, не умом, но по понятию беззлобия, младенствуя, одухотворенные Святым Духом, они возслали Господу совершеннейший и полнейший гимн, свидетельствуя, что Он, как Бог, оживотворил четверодневного мертвеца Лазаря. **//Омилия 15. В Неделю Ваий.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев** См. Толкование на [[new:in:12:12#svt_|Ин. 12:12]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев** См. Толкование на [[new:in:12:12#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 12:12]] ===== Евфимий Зигабен ===== **прияша ваиа от финик и изыдоша в сретение Ему** См. Толкование на [[new:in:12:12#evfimij_zigaben|Ин. 12:12]] **И зваху (глаголюще): осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев ** В особенности мучило иудеев это убеждение народа в том, что Иисус Христос пришел от Бога. Найди в двадцать первой главе Евангелия от Матфея то место, где говорится: //народи же предходящии (Ему) и вследствующии зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову...// [[new:mf:21:09|(Мф. 21, 9)]], и прочитай объяснение этого и последующих двух выражений. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 13-15 **взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле** В земле иудейской было мало коней. Кони употреблялись там почти только для войны. Таким образом, вход Иисуса Христа на осле был знаком мира. Торжественные въезды в городе употреблялись царям и победителям. Бросать цветы и ветви древесные по пути, равно и держать ветви в руках, и восклицать было обычаем при въезде в город победителей. **Осанна** значит спаси, даруй спасение. **Сыну Давидову**, т. е. Мессии. **Благословен грядущий во имя Господне**. Прийти во имя Господне значит быть особенным посланником Божиим, заменяющим или представляющим Самого Господа. Постилать одежды по дороге – это выражение особенного почтения. Таким образом, все, совершавшееся при въезде Иисуса Христа в Иерусалим, означало, что на Него стали смотреть, особенно после воскрешения Лазаря, как на обещанного Мессию, который, по ошибочным понятиям евреев, сядет на престоле и будет их царем. **Осанна**, восклицаемое евреями, и значило: спаси нас от иноплеменного (римского) ига, которое в то время тяготело над ними, воцарись над нами. Сион – это гора, на которой построена была верхняя часть города Иерусалима. Дщерь Сионская – это то же, что граждане Иерусалимские и весь народ Израильский. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== **взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев** (См. комментарии к [[new:mf:21:09|Мф.21:9–11]]). //«Пальмовые ветви»//. «//Ветвь//» по-гречески βαΐον – слово, взятое из египетского языка. В Ветхом Завете о них упоминается как о символе радости. С ними встречали царей, победителей и героев [[old:1mak:13:51|(1Мак.13:51)]]. Они напоминали собой букеты (Лулаб), с которыми евреи ходили в праздник кущей на основании [[old:lev:23:40|Лев.23:40]]. Если народ теперь встречает Христа восклицаниями «//осанна//», то делает это, вероятно, по некоторой ассоциации мысли. Именно ветви в руках напомнили народу радостный праздник кущей, когда воспевался 117-й псалом, а в этом псалме и встречается воззвание «//осанна//». Народ таким образом выражал здесь свою радость о пришествии к нему Мессии-Царя и встречал Его радостными криками, полагая, что Христос пришел открыть Свое Царство. [<10>]