[<10>] ====== Толкования на Ин. 12:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 23-24 **Иисус же отвеща има, глаголя: прииде час, да прославится Сын Человеческий: аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит** Что же говорит Христос? **Прииде час, да прославится Сын Человеческий... Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает** [[new:in:12:23|(Ин. 12, 23–24)]]. Что значит: **прииде час**? Прежде Он говорил: на путь язык не идите и тем удерживал учеников, чтобы отнять у иудеев всякий предлог к неблагодарности. Но так как иудеи продолжали упорствовать, а язычники желали прийти к Нему, то Он и говорит: время уже идти на страдание, так как все уже исполнилось. Если мы будем продолжать заботиться об иудеях, несмотря на их упорство, а язычников не станем допускать к себе, при всем их желании, то это будет недостойно нашего промышления. И вот, так как Он намерен был послать учеников Своих к язычникам уже после креста и между тем видит, что язычники сами идут к Нему, – то и говорит: время идти на крест. Не прежде Он послал их, – чтобы это служило свидетельством против иудеев. До тех пор, пока (иудеи) самим делом не отвергли Его, пока не предали Его распятию, Он не говорил: //шедше научите вся языки// [[new:mf:28:19|(Мф. 28, 19)]], а напротив: //на путь язык не идите// [[new:mf:10:05|(Мф. 10, 5)]]; и: //несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева//; и: //несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом// [[new:mf:15:24|(Мф. 15, 24]], [[new:mf:15:26|26)]]. Но когда они возненавидели Его, и возненавидели до того, что предали на смерть, то уже бесполезно было продолжать заниматься ими, в то время как они отвергают Его. А они действительно отреклись от Него, сказав: //не имамы царя, токмо кесаря// [[new:in:19;15|(Ин. 19, 15)]]. Тогда уже и Он их оставил, когда они Его оставили. Потому-то Он и говорит: //колькраты восхотех собрати чада ваша, и не восхотесте// [[new:mf:23:37|(Мф. 23, 37)]]. Что значит: **аще зерно пшенично пад на земли не умрет**? Это Он говорит о кресте. Чтобы (ученики) не смущались мыслию, что Он умерщвлен в то самое время, когда и язычники начали приходить к Нему, Он говорит, что это-то самое в особенности и будет содействовать обращению язычников и распространению Его проповеди. Но как слова не так сильно убеждали их, то Он уверяет их в том же действительным опытом, говоря, что так бывает и с пшеницею – она приносит больший плод, когда умрет. Если же так бывает с семенами, то тем более со Мною. Но ученики не поняли Его слов. Это евангелист постоянно выставляет на вид, желая извинить их бегство впоследствии времени. Такую же речь вел и Павел, рассуждая о воскресении. ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому** Видишь, что Он в Кресте находит славу Свою? Не бесчестно для Исаии, что он распилен был, неужели бесчестно Христу умереть за мир? **«Ныне прославися Сын Человческий»** [[new:in:13:31|(Ин. 13, 31)]]. Это не то значит, что Он не имел славы и прежде – ибо прославлен был славою прежде сложения мира, Он, как Бог, прославляем был всегда, а ныне прославлен потому, что увенчан венцем терпения. Не по нужде оставил жизнь и не насильственно умерщвлен, послушай, что говорит Он: //«область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю»// [[new:in:10:18|(Ин. 10, 18)]]. По своей воле попускаю Я врагам Моим, ибо если бы Я не хотел, не было бы сего. Итак, по произволению пошел Он на страдание, радуясь совершению дела, веселясь о венце, утешаясь человеческим спасением. Не стыдился Он Креста, ибо спасал им вселенную, потому что страждущий не был слабый человек, но Бог вочеловечившийся и подвигом терпения подвизающийся. **//Поучения огласительные. Поучение 13.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому** **«Иисус же отвеща им, глаголя: прииде час, да прославится Сын Человеческий».** Так как язычники желают поспешно видеть Его и беседовать с Ним, то поэтому говорит: **«пришел час»**, ибо близко было время страдания, после чего тотчас же последовало призвание язычников. **«Часом»** здесь называется настоящее время – не другое что, ведущее Его к необходимости страдать, но это, указанное Его собственным определением, время. Совершив все, что приводило людей к вере, и проповедав учение о Царстве Небесном, желает наконец перейти к самой вершине надежды – умерщвлению смерти. Но это не могло бы быть иначе, как если бы жизнь не претерпела смерть за всех, дабы все мы жили в Нем. Поэтому-то и называет Своею славою смерть и перенесение всех страданий за бесчестящих Его грешников. Впрочем, хотя и был всегда прославляем от Ангелов на небесах, но крест был началом прославления Его, как Бога, на земле у язычников. Когда Он оставил оскорбивших Его иудеев, Он перешел к язычникам и прославляется как Бог среди них, ожидающих, что Он придет в Славе Отца [[new:mf:16:27|(Мф. 16:27)]]. Не чистое (бесплотное), говорит, Слово будет прославляться, но, одного Сына показуя, неизреченно мыслимого из человечества и Божества, говорит: **«Сын Человеческий»**, ибо один Сын и Христос, не допускающий рассечения после вочеловечения, но есть и мыслится Богом и с плотью. Один Сын и Христос, не допускающий рассечения после вочеловечения, впрочем, за исключением того, что, как мы сказали, мы признаем отдельно (ту и другую) природу Слова и плоти и что они (обе природы) не одно и то же суть в умопредставлении (нашем), ибо хотя Он из сущности рожден Бога и Отца, но и происхождение имеет на земле от Девы Святой. Несмотря на то, один Христос из двух, Который на двоицу сынов не разделяется после соединения тех (двух природ), но в силе Божества и с плотью пребывает и мыслится. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому** См. Толкование на [[new:in:12:20#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 12:20]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Иисус же отвеща има, глаголя: прииде час, да прославится Сын Человеческий** См. Толкование на [[new:in:12:22#evfimij_zigaben|Ин. 12:22]] ===== Прп. Петр Дамаскин ===== Когда эллины пришли, желая видеть Господа, а Он тотчас сказал: **Прииде час** и прочее, объявляя тем, что настало время призвания язычников, ибо началось время страдания, которое Он полагает признаком сего. //**Творения. Книга первая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому** Христос ничего не ответил по поводу просьбы эллинов. Речь Его, повидимому, обращена к Филиппу и Андрею (//«сказал им в ответ»//). В этой речи Он говорит, что час Его удаления настал. Ему предстоит теперь смерть, и пришедшие к Нему представители языческого мира как бы напоминают, что Ему пора принести Свою душу для блага всего человечества. Но совершение искупления, конечно, есть самое высшее дело Мессии, и потому Христос называет смерть Свою Своим «//прославлением//». Пришел час Ему умереть, но с тем вместе и «прославиться», и прославление Его настолько превышает унижение, которое Господь примет в смерти, что Он о смерти даже и не говорит, а только о прославлении. При этом Он говорит не «//Мне//», а «//Сыну Человеческому//». Это обычное у Иоанна обозначение Мессии здесь имеет особенное значение. Господь этим хочет сказать, что Он явится искупителем не одного израильского народа, а всего рода человеческого: «//Сын Человеческий»//, Он принадлежал всему человечеству. [<10>]