[<10>] ====== Толкования на Ин. 12:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет: и аще кто Мне служит, почтит его Отец (Мой)** См. Толкование на [[new:in:12:25#svt_ioann_zlatoust|Ин. 12:25]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой** **«И иде же есмь Аз, ту и слуга Мой будет».** И как Начальник спасения не во славе и роскоши жил (на земле), но в поношении и трудах, так должно и нам быть беззаботными (к земной славе), чтобы нам оказаться в том же самом месте и стать причастниками Божественной славы. Иначе какой славы будем достойны мы, не удостоивающие страдать одинаковое с Владыкою? Может быть, в словах **«где (есмь) Я, там и слуга Мой будет»** говорит не о месте, но об образе добродетели, ибо в какой славе явился Христос, в такой же должны быть Его последователи, не в свойственной Божеству и вышечеловеческой, ибо невозможно человеку подражать истинному и по природе Богу, но какою допускает блистать человеческая природа, – не в обуздании (например) моря и подобных делах, но в смирении, кротости и перенесении обид. **«Аще кто Мне служит, почтит его Отец».** В этом именно, говорит, состоит мздовоздаяние, то есть в почтении от Отца, ибо Христовы ученики суть участники Христова царства и славы, в подобающей людям мере. Говорит, что почести даются от Отца: хотя Сам Он есть податель благ, но Божественной природе усвояет воздаяние каждому по делу его и показывает, что Отец желает, чтобы мы служили постановлениям Сына, ибо Он не противное Отцу узаконивает. Итак, должно заметить, что совершающий угодное Богу служит Христу. А кто следует своим пожеланиям, тот, напротив, следует себе самому, а не Христу. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Кто мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет: И аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой** Где находился Господь, когда Он произнес эти слова? Человечеством, соединенным с Божеством, Он находился посреди человеков, на земле, в юдоли их изгнания и страданий, пребывая Божеством и там, где находился от безначального начала. //Слово 6е у Бога// [[new:in:01:01|(Иоанн. I, 1)]] и в Боге. Это Слово возвестило о себе: //во мне Отец, и Аз в Нем// [[new:in:10:38|(Иоанн. X, 38)]]. Туда достигает и последователь Христов: //иже исповесть// устами, сердцем и делами, //яко Иисус есть Сын Божий, Бог в Нем пребывает, а Той в Бозе// [[new:1in:04:15|(1Иоанн. IV, 15)]]. //**О последовании Господу нашему Иисусу Христу.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **И кто мне служит, того почтит Отец Мой** Здесь у нас основание для почитания угодников Божиих, святых. А святыми мы считаем тех, кого прославил Господь чудесами от мощей их. Если Господь почтил своих угодников, то и мы должны почитать их. Мы не воздаем святыни Божиих почестей. Напротив, исповедуем, что угодники Божии достигли именно при помощи Божией благодати, и прославляем всегда в памяти святых Бога, дивного во святых Своих. Почитать святого угодника Божия с нашей стороны – есть вместе и преклонение пред его идеалами: что он отмечает – то и мы отмечаем. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой** Блажен, несказанно блажен тот человек, которого почтит Отец Небесный за ревностное служение Сыну Его. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой** См. Толкование на [[new:in:12:25#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 12:25]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще кто Мне служит, Мне да последствует ** пусть последует за Мной путем подражания, т.е. кто хочет быть Моим учеником, тот пусть подражает Мне. Как слуге необходимо следовать за господином, так и ученику за учителем. **И идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет** Этими словами Иисус Христос или сильнее высказывает ту же самую мысль, что и предыдущими словами, или же сказав прежде о страданиях настоящей жизни, Он указал на будущее блаженство, именно – что последующий за Ним взойдет на небо. **И аще кто Мне служит, почтит его Отец (Мой)** прославит, как слугу истинного Сына Своего. Это сказал Иисус Христос потому, что думали еще, что Отец больше Его. А чтобы кто-нибудь не сказал, что легко рассуждать о смерти тому, кто стоит выше человеческой слабости, Иисус Христос показывает, что и Он, как человек, носит на Себе слабое человеческое естество. Поэтому Он сначала позволяет Своей человеческой природе испытать то, что ей свойственно, а затем ободряет Себя к терпению тем, что страдание Его необходимо и плодотворно. Смотри, что Он говорит: см. [[new:in:12:27|Ин.12:27]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой** **Кто Мне служит**, — исполняет волю Мою и, следовательно, служит делу Моему — **тот должен следовать Мне**, идти тем же путем самоотверженной до смерти любви, каким иду и Я. За сие награда будет — прославление его, как и прославление Меня: **где Я, там и слуга Мой будет**, будет участником славы Моей Небесной (ср. [[new:in:17:24|Ин. 17:24]]; [[new:rim:08:17|Рим. 8:17]]; [[new:2tim:02:11|2 Тим. 2:11]] и дал.). — **Почтит того Отец Мой**: та же мысль, что и в предшествующих словах о прославлении слуги Господня. Как Сына Своего прославит Отец Небесный славою божественною, так и слугу Сына почтит Он, воздаст подобающую ему за труды честь и славу во Царствии Своем Небесном [[new:rim:02:10|(Рим. 2:10)]]. //**Толковое Евангелие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой** См. Толкование на [[new:in:12:25#lopuxin_ap|Ин. 12:25]] [<10>]