[<10>] ====== Толкования на Ин. 12:32 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе** См. Толкование на [[new:in:12:31#svt_ioann_zlatoust|Ин. 12:31]] ===== Свт. Афанасий Великий ===== **и аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе** Потом, ежели Господня смерть есть искупление всех, и Господнею смертию разоряется «//средостение ограды//» [[new:ef:02:14|(Ефес. 2:14)]], и совершается призвание язычников; то, как бы призвал нас, если бы не был распят? На одном кресте умирают с распростертыми руками. Посему Господу прилично было и крест претерпеть, и распростерть руки, чтобы одною рукою привлечь к Себе ветхий народ, а другою – званных из язычников, тех же и других соединить в Себе. Это и сам Он изрек, давая разуметь, какою смертию искупит всех. Ибо говорит, когда «**вознесен буду, вся привлеку к Себе**». И еще: если враг рода нашего диавол, пав с неба, блуждает по здешнему дольнему воздуху, и там властвуя над другими демонами, подобными ему непокорностию своею, производит чрез них мечтания в обольщаемых и намеревается задерживать восходящих, о чем говорит и Апостол: «//по князю власти воздушныя, духа, иже ныне действует в сынех противления//» [[new:ef:02:02|(Ефес. 2:2)]]; Господь же пришел низложить диавола, очистить воздух, и нам для восхождения на небо открыть путь, как сказал Апостол: «//завесою, сиречь плотию Своею//» [[new:evr:10:20|(Евр. 10:20)]], а сему надлежало совершиться смертию: то какою иною смертию совершилось бы это, как не смертию принятою в воздухе, то есть, на кресте? Ибо только кончающийся на кресте умирает в воздухе. Посему-то Господь не без причины претерпел крест; ибо вознесенный на нем очистил воздух от диавольской и всякой бесовской козни, говоря: «//видех сатану, яко молнию спадша//» [[new:lk:10:18|(Лук. 10:18)]], открывая же путь к восхождению на небо, обновил оный, говоря также: «//возмите врата князи ваша, возмитеся врата вечная//» [[old:ps:023:07|(Псал. 23:7)]]. Ибо не для самого Слова, как Господа всяческих, нужно было отверстие врат, и ничто сотворенное не заключено было для Творца; но имели в этом нужду мы, которых возносил Он собственным телом Своим; потому что, как на смерть принес за всех тело, так телом же опять проложил всем путь и к восхождению на небо. //**Слово о Вочеловечении Слова и явлении Его к нам в теле.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе** **«И Аз [аще] вознесен буду от земли, привлеку всех к Себе».** Так как Христос за спасение нас предал Отцу Себя как непорочную жертву и понес за нас наказание, то мы освобождены от вины за грех. И когда зверь был удален и тиран низвержен, тогда Христос приводит к Себе соблазненный род, призывая не только иудеев, но и всех людей к спасению чрез веру в Него. Чрез закон – частное призвание, а общее – чрез Христа, ибо один Христос был силен, как Бог, доставить нам все блага. Для того чтобы употребить более приятное выражение, говорит, что будет вознесен, вместо **«распят»**. От убийц держал в сокровенности тайну, ибо не были достойны узнать. Но более благоразумным дал понять, что ради всех и за всех подвергнется страданиям. Но, мне кажется, и иначе можно прекрасно понимать вознесение в смысле великого прославления смерти на кресте. Ведь и ради этого прославляется Христос, доставив чрез это великие блага человечеству. Этим Он привлек людей к Себе Самому, а не к другому приводит, как ученики. Итак, показывает Себя Богом по природе, полагая Отца не вне (Себя), ибо чрез Сына люди привлекаются к познанию Отца. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе** В самом деле, есть ли что изумительнее чудесного обращения мира проповедью о распятом Боге? Это чудо, однако ж, несомненно существует в течение 1800 лет, не смотря на неслыханные усилия неверующих всех времён, и будет существовать до конца вселенной. Иисус Христос сказал: **Аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе**; Он исполнил слово сие и совершит точно так же и Своё обетование - пребывать со Своею Церковью до скончания века. //**"Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями"**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе** Действительно, крестною смертию Своею Господь привлек бесчисленное множество верующих из всех народов, всех стран и веков. Это потому, что тогда Он заслужил, так сказать, у правосудия Божия полное право сообщать людям всесильную благодать Духа Божия, влекущую нас, без нарушения, впрочем, нашей свободы, к Сыну Божию. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе** См. Толкование на [[new:in:12:29#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 12:29]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе ** Если Я буду поднят на Крест, то всех, принявших веру, привлеку к Себе посредством этой веры. И действительно, поднятый на Крест, Иисус Христос привлек к Себе сначала разбойника, затем сотника и других бывших вместе с ним стражей, и с этого времени начал это привлечение. Привлеку находящихся под властью тирана, так как низвергну сначала самого тирана. Это привлечение в другом месте Иисус Христос назвал расхищением, говоря: //како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда дом его расхитит// [[new:mf:12:29|(Мф. 12, 29)]]? Хотя выше Он сказал: //никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его// [[new:in:06:44|(Ин. 6, 44)]], а здесь говорит: //вся привлеку к Себе//, но в этом нет противоречия: здесь Иисус Христос присваивает Себе то, что свойственно Богу Отцу, показывает, что все у Них общее, и таким образом доказывает Свое равенство с Богом Отцом. ===== Лопухин А.П. ===== **И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе** Выражение //«вознесен буду»// (ὑψωθῶ) Господь употребляет здесь в том же двойственном значении, как прежде (см. комментарии к [[new:in:03:14|Ин.3:14)]]: Его вознесение на крест станет для Него средством к вознесению на небо. С другой стороны, это вознесение является средством для того, чтобы всех людей, в том числе и «//эллинов//» [[new:in:12:20|(стих 20)]], привлечь ко Христу, под Его власть. Kогда Христос будет на небе, то Он уже не будет находиться в тесных рамках одной национальности, к которой Он принадлежал по рождению, а будет Господом «//всех//» ([[new:rim:10:12|Рим.10:12]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]