[<10>] ====== Толкования на Ин. 12:50 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вем, яко заповедь Его живот вечный есть: яже убо Аз глаголю, якоже рече Мне Отец, тако глаголю** [[new:in:12:50|(Ин. 12, 50)]]. Видишь, как уничиженны эти слова? Ведь кто получит заповедь, тот уже не господин над самим собою. А между тем Сам же Он говорит: //якоже Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит//. Ужели же воскрешать, кого хочет, Он имеет власть, а говорить, что хочет, не имеет? Очевидно, Он этими словами хочет сказать вот что: неестественно, чтобы иное говорил Он и иное высказывал Я. **И вем, яко заповедь Его живот вечный есть**. Это Он сказал против тех, которые почитали Его обманщиком и говорили, будто Он пришел на погибель. А словами: **Аз не сужду** показывает, что Он нисколько не виновен в их погибели. Этим Он как бы так свидетельствует, намереваясь оставить их и больше не обращаться с ними: беседуя с вами, Я ничего не говорил собственно от Себя, но все от Отца. И для того Он заключает Свою беседу с ними словами уничиженными, чтобы сказать, что при самом конце таков был Мой последний голос к ним. Какой же именно? **Якоже рече Мне Отец, тако глаголю.** Если бы Я был противником Богу, Я бы сказал напротив: что Я ничего не говорю угодного Богу, чтобы всю славу присвоить Себе; но Я все отношу к Нему, так что даже ничего Своего не говорю. Почему же вы не верите Мне, когда Я говорю, что Я получил заповедь, и когда с такою силою опровергаю ваше неправое мнение, будто Я противлюсь Отцу? Как получившим заповедь невозможно ни делать, ни говорить ничего другого, кроме того, что угодно пославшим их, до тех пор, пока они во всей точности не исполнят заповеди, так и Мне нельзя ни делать, ни говорить ничего другого, кроме того, что хочет Отец. Что делаю Я, то творит Он, потому Он со Мною есть //и не остави Мене единаго Отец// [[new:in:08:29|(8, 29)]]. Видишь, как Он всюду показывает, что Он тесно соединен с Своим Родителем и между Ними нет ничего посредствующего? И в том случае, когда Он говорит: //о Себе не приидох//, Он тем не власть у Себя отнимает, а уничтожает лишь мысль, будто Он чужд и противен Богу. Ведь если люди властны сами над собою, то тем более Единородный Сын. А что это справедливо, – послушай, что говорит Павел: //умалил Себе и предаде за ны// [[new:fil:02:07|(Флп. 2, 7)]]. Но, как я сказал, страшно, истинно страшно – тщеславие. Оно было причиною, что и эти люди не веровали, и другие худо веровали, и что слова, которые (Христос) говорил для их же самих – из человеколюбия, они обращали в повод к нечестию. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец** См. Толкование на [[new:in:12:49#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 12:49]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец** См. Толкование на [[new:in:12:48#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 12:48]] ===== Евфимий Зигабен ===== ** И вем, яко заповедь Его живот вечный есть** как дающая вечную жизнь, как ведущая к жизни вечной. Итак, не имеют никакого извинения не принимающие того, что Мне заповедано говорить, т.е. Моих слов, Моего учения; они даже враги самих себя, потому что не принимают жизни вечной. Слова: //что реку (ειπω)// и //что возглаголю (λαληοω)// означают одно и то же. Таких мест много в Священном Писании. ** Яже убо Аз глаголю, якоже рече Мне Отец, тако глаголю ** И вышеприведенными, и этими словами Иисус Христос все еще побуждает слушателей к вере, так как по великому Своему человеколюбию Он все еще щадит их. О таких выражениях, которые говорят об уничижении Иисуса Христа и употреблены с премудрой целью для объяснения планов Божественного Домостроительства, мы часто уже говорили. Так, например, //о Себе не приидох// [[new:in:07:28|(Ин. 7, 28)]]; //о Себе не глаголю// [[new:in:04:10|(Ин. 14, 10)]]; //Той Мне даде заповедь, что реку и что возглаголю//, – эти и им подобные выражения прямо утверждают, что Иисус Христос не противится Богу; но вместе с тем они указывают и на равенство Его с Отцом. ===== Лопухин А.П. ===== **И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец** (См. Толкование на [[new:in:03:34|Ин. 3:34]], [[new:in:06:63|6:63,]] [[new:in:08:47|8:47–51]]). [<10>]