[<10>] ====== Толкования на Ин. 13:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 14-15 **Аще убо Аз, Господь и Учитель, умых ваши нозе, и вы должни есте друг другу умывати: образ бо сей дах вам, да, якоже Аз сотворих, тако и вы творите** Но ведь это не одно и то же, потому что Он – Учитель и Господь, а вы между собою – сорабы. Что же значит: **тако**? С таким же усердием. Для того Он и берет примеры от большего, чтобы мы делали хоть меньшее. Так и учителя пишут для детей весьма красивые буквы, чтобы они, хотя несовершенно, подражали им. Что же теперь – презирающие своих собратий? Что теперь – требующие почестей? Христос умыл ноги предателю, святотатцу и хищнику и в самое время предательства, несмотря на нераскаянность, сделал его общником трапезы; а ты гордишься и надмеваешься? Так значит, скажешь, мы должны умывать ноги друг другу, следовательно и рабам? А что же особенного, если и рабам? Здесь раб и свободный различаются только по имени, а там – по существу дела. Христос по естеству Господь, а мы рабы; однако ж Он не отказался и это сделать. Но теперь приходится довольствоваться, если и со свободными мы не поступаем, как с рабами и купленными невольниками. И что мы тогда скажем, мы, и имеющие образцы такого долготерпения, нисколько не подражающие им, а поступающие совершенно напротив – без меры превозносящиеся и не воздающие должного? Ведь Бог, Сам сначала совершив это (умыв ноги), сделал нас должниками друг другу, хотя мы обязаны воздавать друг другу и меньше (того, что Он сделал), так как Он – Господь, а мы, если будем делать это, будем делать для подобных нам рабов. На это самое и Он указал словами: **аще убо Аз, Господь и Учитель**, и еще: **тако и вы**. Следовало бы сказать: тем более вы – рабы; но Он предоставил это совести слушателей. Но почему же Он сделал это теперь? Потому, что (ученики) скоро уже должны были и сподобиться чести, одни – большей, другие – меньшей. Поэтому, чтобы они не возносились друг над другом и не говорили, как прежде: //кто есть болий,// и не негодовали друг на друга, Он у всех их отнимает высокомерие, говоря: хотя бы ты был и очень велик, ты не должен нисколько возноситься над братом. И не сказал того, что важнее, именно: если Я умыл ноги предателю, то что великого в том, если вы (будете умывать ноги) друг другу? – но, показав это на самом деле, предоставил судить о том зрителям. Поэтому Он говорил: //иже аще сотворит и научит, сей велий наречется// [[new:mf:05:19|(Мф. 5, 19)]], потому что учить по-настоящему – это значит исполнять самим делом. Такое учение какой не истребит надменности? Какой не уничтожит гордости и высокомерия? Седящий на херувимах умыл ноги предателю; а ты, человек, – земля и пепел, персть и прах, – превозносишься и высокомудрствуешь? И какой же будешь достоин ты геенны? Если ты действительно желаешь иметь чувства высокие, – приди, Я покажу тебе путь, потому что ты даже не знаешь, что это значит. Кто прилепляется к настоящему, как к чему-то великому, у того душа низкая. Поэтому и смиренномудрие может быть только при величии души, и надменность – только от низости души. Как малые дети пристрастны бывают к ничтожным вещам, к мячикам, обручам и костям, а о великом не могут иметь и понятия, так точно и здесь: кто любомудрствует, тот будет считать за ничто блага настоящие (и потому ни сам не захочет иметь их, ни у другого не возьмет их), а кто не любомудрствует, тот будет думать иначе, будет пристрастен к паутине, к тени, к сонным мечтам и к тому, что еще ничтожнее этого. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу** См. Толкование на [[new:in:13:12#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 13:12]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу** Сын Божий, провидя несправедливое чувство тех, кои самоуничижение считают для себя бесславием, вознамерился заранее низложить его, предупредить о сем Своих учеников и убедить их, что тщеславие есть свойство мелких душ, а смирение — доблесть душ великих и благородных. Итак, зная сердце человеческое, естественно склонное к гордости, суетной славе, неуместному самолюбию, Иисус смиряется до умовения ног Апостолам и старается побудить их к подражанию Своему примеру. Если Я, Кого вы признаёте своим Господом и Учителем, Коим Я и действительно есмь; если Я, при всём Своём величии, не почёл недостойным уничижить Себя до умовения ваших ног, — то неужели может быть для вас постыдным и неприличным подражать Мне? Я вам объяснил, и вы должны это помнить, что ученик не выше учителя, и что самая высшая степень, к которой он может стремиться, — это быть подобным Учителю. Самоуничижение с вашей стороны не будет велико, если вы старательно обратите внимание на то — кто вы; но оно доставит вам славу, если вы, вспоминая, Кто был Я, будете исполнять то, что делал Я. Итак, будем смирять себя, и вместе будем знать, что мы никогда не смиримся в той мере, как уничижил Себя Иисус Христос; ибо этот нищий, которому мы оказываем дела милосердия, этот нищий, который просит у нас милостыни, — нищий пред которым мы смиряемся, есть не иной кто, как Сам Иисус Христос. Всякое дело милосердия, говорит Он, которое //вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, вы Мне сделали// [[new:mf:25:40|(Мф. 25:40)]]. Отцы Церкви в умовении ног видят образ внутреннего очищения, необходимого для достойного приступления к Священной Трапезе... Увы! Пока мы в мире, невозможно не падать в некоторые, хотя малые прегрешения, которые омрачают красоту нашей души: итак, должно употреблять все усилия, чтобы посредством искреннего покаяния получить прощение даже в этих простительных грехах, прежде, нежели примем внутрь себя Бога, Который есть самая святость. //**Избранные места из Священной Истории**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу** Так, мы должны любить друг друга и служить друг другу во взаимных нуждах. И чем кто выше, тем больше должен служить пользам других. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу** См. Толкование на [[new:in:13:12#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 13:12]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе** Иисус Христос не сказал: если Я, по природе Своей Бог, умыл ноги вам, рабам по своей природе, то тем более вы должны умывать ноги друг другу, так как все вы одинаковые рабы; не сказал и так: если Я умыл ноги предателя, то тем более вы должны умывать ноги врагов, – но исполнив все это на деле, Иисус Христос предоставил суждение это совести слушателей. ===== Ориген ===== **Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу** См. Толкование на [[new:in:13:05#origen|Ин. 13:5]] ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу** См. Толкование на [[new:in:13:12#lopuxin_ap|Ин. 13:12]] [<10>]