[<10>] ====== Толкования на Ин. 13:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сия рек Иисус возмутися духом и свидетелствова и рече: аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя** См. Толкование на [[new:in:13:20#svt_ioann_zlatoust|Ин. 13:20]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня** **«Сия рек, Иисус возмутися духом и свидетельствова и рече: аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя».** Для кого же не очевидно, что наша природа не обладает ни понятиями, ни словами, посредством которых можно бы было вполне верно и правильно выразить свойства Божественной и неизреченной природы? Поэтому мы вынуждены употреблять сообразные нашей природе слова, хотя бы для некоторого уяснения превышающих наш ум предметов. В самом деле, разве можно ясно выразить нечто такое, что превышает и саму даже нашу мысль? Вследствие этого мы, принимая грубость человеческих понятий и слов как бы за символ или образ, должны стараться переходить, доступным нам образом, к самим свойствам Божества. Так это и по отношению к ужасному гневу Божию при обличениях и сильной ненависти к порочности тех, против которых надлежит этому быть по Божественному суду, хотя Бог и долготерпелив неизреченно. Когда поэтому Божественное Писание желает выразить как бы движение Божества против нечестивцев, то оно, пользуясь сравнением с нами и употребляя человеческие слова, называет это гневом или яростью, хотя Божественная сущность отнюдь не подвергается даже и по подобию с нами ни одному из таковых наших состояний, но только движется негодованием, как это Ей только известно и свойственно, ибо свойства Бога совершенно неизреченны. Но по примеру с нами, как мы сейчас сказали, Божественное Писание обычно описывает то, что выше нас. Поэтому и здесь божественный Евангелист говорит, что **«возмутился»** Христос **«духом»**, возмущением назвав движение Духа, ибо, как оказывается, было невозможно выразить это иначе. И вот, конечно, естественно было плоти, не выдержавшей движение Божества, несколько содрогнуться, принять вид смущения и показать признаки гнева, подобно тому как и в повествовании о Лазаре написано, что //«скорбя в Себе в могилу»// стал входить [[new:in:11:38|(Ин. 11:38)]]. Как там скорбию назвал сильное негодование против смерти, так и здесь именем возмущения обозначал возбуждение (гнев) против нечестивого предателя. А «возмутился» Он вполне справедливо, негодуя на безнравственность Иуды. В самом деле, что может быть выше нечестия того, кто, будучи чрезмерно почтен наравне с другими учениками и помещенный в числе избранников, променял любовь ко Христу на совершенно ничтожное количество денег – и, вкушая хлеб Его, поднял пяту [[new:in:13:18|(Ин. 13:18;]] [[old:ps:040:10|Пс. 40:10)]], помышляя не о чести, не о славе, не о законе любви, не о подобающем Богу благоговении и ни о чем-либо другом, соответственно его положению, но взирая на одни только скверные сребреники иудейские, за совсем малые деньги продав душу свою и предав Невинную и Правую Кровь в руки мерзких убийц. Поэтому вполне основательна была причина возмущения. А после этого следует сильное обличение, хотя таким образом и относившееся исключительно к лицу только одного из двенадцати, однако ж столь ужасное обвинение приводило в страх и каждого из них и как бы побуждало каждого из слушавших беречь свою душу, чтобы от нерадения не попала в столь ужасные сети и не сделалась приятною добычею диавольской злобы. Так, полезным оказалось обличение, которое предатель вменив ни во что, продолжал исполнять свои намерения. Итак, весьма выразительно говорит Христос это **«один из вас предаст Меня»**, чем или обвиняет неблагодарность дерзкого предателя, или показывает величие диавольской злобы, оказавшейся столь сильною, что увлекла даже и одного из самих Апостолов. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IX.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 21-22 **Сказав это, Иисус возмутился духом и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит** Господь, помыслив, что предатель лишился и того, и другого, - и терпения в трудах, и услуг от людей, кои будут принимать апостолов, - //"возмутился духом"//, то есть в душе ощутил скорбь. //"И засвидетельствовал"//. Это значит: предсказал, вперед засвидетельствовал, объявил. //"Ученики в недоумении озирались друг на друга".// Каждый из них сознавал себя чистым, не находил никакого лукавства в своих помыслах; но слово Господа почитал достовернее своих помыслов. Посему все они скорбят и недоумевают. Ибо объявление сделано Тем, Кто не ложен, и они были уверены, что оно непременно сбудется. - Некоторые слова: //"один от вас"// понимали так: //"предаст Меня один, отпавший от лика вашего и вышедший из числа вас"//, подобно как выражение: //"вот, Адам стал как один от нас"// [[old:gen:03:22|(Быт. 3, 22)]] объясняли довольно изысканно: //"стал, как один отпавший от нас, то есть диавол"//. Ибо, как он отпал, так и этот чрез преслушание стал от (вне) нас, то есть отпал от нас. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сия рек Иисус возмутися духом** Духом евангелист здесь называет сильную печаль и смущение о погибели предателя. От сильного сострадания к нему Иисус Христос смутился, так как сильно скорбел о нем. Изъясняя и в повествовании о Лазаре слова – //запрети духу// [[new:in:11:33|(Ин. 11, 33)]], мы сказали, что под духом там разумеется сильное смущение. ** И свидетельствова и рече: аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя ** свидетельствова, т.е. открыто объявил о предательстве. ===== Лопухин А.П. ===== **Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня** Мысль о том, что среди учеников находится предатель, возмутила душу Христа (см. [[new:in:11:33|Ин.11:33]]), это отметил только один Иоанн, как ближе всех возлежавший около Христа. Но это возмущение скоро прошло, и через несколько мгновений Господь сказал ясно и определенно, не волнуясь («//засвидетельствовал//»), что один из апостолов Его предаст. См. комментарии к [[new:mf:26:21|Мф.26:21]]. [<10>]