[<10>] ====== Толкования на Ин. 13:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 31-32 **глагола Иисус: ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем: аще Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе, и абие прославит Его** После того как Иуда вышел, чтобы предать Его, Он говорит: **ныне прославися Сын Человеческий** [[new:in:13:31|(ст. 31)]]. Этим Он ободряет поверженные в уныние души учеников и убеждает не только не сетовать, но даже радоваться. По этой-то причине Он и Петру еще прежде сделал упрек. Быть преданным смерти и победить смерть – это действительно великая слава. Вот это и значат слова, которые Он говорил о Себе: **егда вознесен буду, тогда познаете, яко Аз есмь** [[new:in:12:32|(12, 32]]; [[new:in:08:28|8, 28)]]; и опять: //разорите церковь сию// [[new:in:02:19|(2, 19)]]; и еще: //знамение не дастся вам, токмо знамение Ионы// [[new:lk:11:29|(Лк. 11, 29)]]. И не великая ли, в самом деле, слава в том, что Он после смерти явился более могущественным, чем прежде смерти? Ученики, чтобы уверить в воскресении, совершили большие чудеса. А если бы Он не воскрес и не был Бог, то как бы они именем Его совершили такие дела? **И Бог прославит Его** [[new:in:13:32|(Ин. 13, 32)]]. Что значит: **и Бог прославит Его в Себе**? Значит: чрез Самого Себя, а не чрез другого. **И абие прославит Его** [[new:in:13:32|(ст. 32)]], – то есть вместе с крестом. Не после продолжительного времени, говорит; не будет ожидать отдаленного времени воскресения и не тогда явит Его славным, а тотчас же, на самом кресте обнаружится слава. И в самом деле, тогда солнце померкло, камни распались, завеса раздралась, многие тела усопших святых воскресли; на гробе были печати, его окружала стража, над телом лежал камень, – и, однако ж, тело воскресло. Прошло сорок дней, и сошел Дух, и все тотчас же стали проповедовать Его. Это-то и значит: **прославит Его в Себе, и абие прославит Его**: не чрез ангелов и архангелов, и не чрез другую какую-нибудь силу, а чрез Самого Себя. Но как же Он прославил Его чрез Самого Себя? Он все сделал для славы Сына, хотя все совершил Сам Сын. Видишь ли, что (Христос) Свои дела относит к Отцу? **//Беседы на Евангелие от Иоанна.//** ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем** См. Толкование на [[new:in:12:23#svt_kirill_ierusalimskij|Ин. 12:23]] ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем** Какое неподражаемое величие в минуты самые горестные! Когда самый добродетельный мудрец сказал бы с горестью: «Я предан теперь; мне должно умереть!» - Иисус восклицает: **«Ныне прославися Сын Человеческий!»** Слушая Его утешения ученикам, можно подумать, что завтра ожидает Его не крест, а престол, что на другой день предстоят мучения не Ему, а Его безутешным ученикам... Откуда такое святое мужество? Оттого, что князь мира не имеет в Нем ничего, ему принадлежащего [[new:in:14:30|(Ин. 14, 30)]], и что мир Им совершенно побежден [[new:in:16:33|(Ин. 16, 33)]]; оттого, что Он всегда угодное перед Отцом творил и потому не один, а Отец всегда с Ним [[new:in:16:32|(Ин. 16, 32)]]; оттого, что Он //"область"// имеет душу Свою //«положить и паки приять»//, и если полагает ее теперь, то о Себе, по Своей воле [[new:in:10:18|(Ин. 10, 18)]]; оттого, наконец, что говорящий таким образом есть Тот, //«Кто имел славу у Отца, прежде мир не бысть»// [[new:in:17:05|(Ин. 17, 5)]], есть //"Слово"//, бывшее //«искони у Бога»//, Коим все сотворено и //«без Негоже ничтоже бысть, еже бысть»// [[new:in:01:01|(Ин. 1, 1-4)]]. И у другого сына человеческого обрелось бы столько чистой любви к ближним, чтобы для спасения их претерпеть смерть. Моисей подал уже пример такого самопожертвования [[old:ish:32:32|(Исх. 32, 32)]], а Павел готовился повторить его [[new:rim:09:03|(Рим. 9, 3)]], но только Сын Божий, //«Господь с небесе»// [[new:1kor:15:47|(1Кор. 15, 47)]] мог в навечерие Своей смерти сказать: //«Веруйте в Бога и в Мя веруйте»// [[new:in:14:01|(Ин. 14, 1)]]; //«дерзайте, яко Аз победих мир»// [[new:in:16:33|(Ин. 16, 33)]]; //«еже аще что вопросите во имя Мое, Аз сотворю»// [[new:in:14:13|(Ин. 14, 13)]]; //«без Мене не можете творити ничесоже»// [[new:in:15:05|(Ин. 15, 5)]]; //«веруяй в Мя, дела, яже сотворих, и той сотворит, и больша сих сотворит»// [[new:in:14:12|(Ин. 14, 12)]]. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 31-32 **Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его** Так как помыслы учеников ниспали, то Господь восставляет их, говоря: //"ныне прославился Сын Человеческий"//, Убеждает их не сетовать, а лучше радоваться. Ибо страдания и доставление посредством бесчестия чести людям составляют славу Его. И иначе: Он прославился чрез чудеса, совершившиеся на Кресте, именно: когда солнце померкло, камни распались, завеса раздралась, и все прочие знамения совершились. - Что значит //"Бог прославит"// Сына //"в Себе"//? То, что прославит чрез самого Себя, не чрез другого, не чрез ангелов и архангелов, не чрез другую силу, но чрез Самого Себя, ибо Он делал все для славы Сына. - //"Вскоре прославит Его"//, то есть не замедлит, но прославит на самом кресте, потом чрез три дня воскресит Его и чрез сорок дней ниспошлет ученикам благодать Духа. Посмотрим еще и на цель сих слов. //"Ныне прославился Сын Человеческий"//, то есть Я, учащий, совершающий чудеса; и слава не останавливалась на Мне, но восходила к Богу и Отцу. А как Моя слава становится славой Отца, то не сетуйте. Ибо Отец опять прославит Меня, чтобы и Ему прославиться. Ибо Я славы не присвояю Себе, и не к Нему ли она восходит? Да, слава у Нас общая. Посему и опять прославит Меня, и не замедлит, но вскоре: когда Я буду терпеть бесчестные страдания, когда, по-видимому, Я буду взят из среды живых чрез смерть, тогда-то Он более почтит Меня, тогда-то чрез воскресение прославит Меня. ===== Евфимий Зигабен ===== **Глагола Иисус: ныне прославися Сын Человеческий ** Прежде Иисус Христос сказал: //прииде час, да прославится Сын Человеческий// [[new:in:12:23|(Ин. 12, 23)]], а теперь говорит: //ныне прославися Сын Человеческий//, т.е. отныне Он прославился Своими страданиями за мир, так как претерпеть страдания за рабов – действительно слава для Господа. О будущем говорит Иисус Христос, как бы о совершившемся уже, потому что в скором времени должны взять Его и вести на страдания. Но если слава для Господа – претерпеть страдания за рабов, то тем большая слава для рабов пострадать за Господа. **И Бог прославися о Нем** Бог Отец прославился в Сыне через Его жизнь, которую Он проводил как человек для спасения всех людей. Как для Сына слава, что Он имеет такого Отца, так точно слава и для Отца, что Он имеет такого Сына. Поэтому-то люди, видя чудеса Иисуса Христа и слыша Его учение, прославляли Бога, как повествуют евангелисты. ===== Прп. Максим Исповедник ===== Бога славит не тот, кто только одними словами чтит Его, но тот, кто стойко переносит тяготы трудов ради добродетели, - и он, в свою очередь, прославляется Богом, стяжая, как некую награду за добродетель, славу Божию и благодать бесстрастия, [даруемую] по причастию. Ибо всякий славящий Бога в самом себе через страдания ради добродетели при [духовном] делании и сам прославляется в Боге через бесстрастное сияние Божественного при созерцании. Ибо Господь, идя на страдание, говорит **Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его**. Отсюда ясно, что за страданиями ради добродетели следуют божественные дары благодати. //**Главы о богословии.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 31-32 **Kогда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его** С удалением предателя, отправившегося за отрядом, который должен был взять Христа, Господь видит Свою деятельность уже законченной. Сын Человеческий, или Мессия, теперь является уже прославившимся, но это еще не то вечное, последнее прославление, о котором предсказывали пророки и которое будет иметь место только в будущем (стих 32: //«прославит Его»//), а прославление посредством принятия страданий и мученической смерти за все человечество. «Полнота славы Христа явилась в страдании Его за грехи мира» (свт. Kирилл Александрийский). Называя Себя здесь Сыном Человеческим, Господь хочет дать понять Своим ученикам, что в Своих страданиях Он является представителем человечества перед Божественным Правосудием и что, следовательно, благодаря Его подвигу прославляется и все человечество. //«И Бог прославился в Нем».// Через Христа Бог исполнил все Свои обещания, данные человечеству, и вместе Сам получил прославление от людей, ранее не прославлявших Его, как должно [[new:rim:01:19|(Рим.1:19)]]. Притом само человечество в состоянии прославления или восстановления есть слава Божия, потому что в страданиях и смерти Христа человечество ответвило те идеальные требования послушания Богу, какие к нему были предъявлены Богом при введении прародителей человечества в рай (см. Сильченков. Прощальная беседа, с. 15). //«Если Бог прославился в Нем...//» Здесь говорится прежде всего о той славе, какая ожидает Самого Христа. Представителя человечества Бог прославил в Себе, т. е. облечет Своей высшей, небесной славой и человеческую природу Христа, божественная же природа Христа никогда не лишалась божественной славы, как это видно из факта преображения, когда временно эта всегда присущая Христу божественная слава просияла сквозь телесную оболочку. //«Вскоре прославит Его»//. Некоторые (например, Цан) видят здесь ограничение мысли о прославлении, высказанной Христом: Христос будто бы имеет в виду то, что последует в ближайшем будущем, т. е. только Свое воскресение. Но правильнее видеть здесь указание на быстроту последующих событий – вознесения Христа на крест и вознесения на небо: быстро пронесутся дни страданий Христа и недалеко прославление! [<10>]