[<10>] ====== Толкования на Ин. 14:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 15-19 **Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, Егоже мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его: вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиры: прииду к вам: еще мало, и мир ктому не увидит Мене: вы же увидите Мя, яко Аз живу, и вы живи будете** Бог требует любви, являемой в делах. Потому-то и ученикам говорил: **аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите.** Так как Он сказал: //аще чесо просите, Аз сотворю// [[new:in:14:14|(14, 14)]], то, чтобы не подумали они, что довольно только просить, Он присовокупил: **аще любите Мя**, – то есть в этом случае сотворю. А как ученики, услышав: //Аз к Отцу гряду//, естественно пришли в смущение, то Он говорит, что любовь состоит не в этом, не в настоящем смущении, а в повиновении словам Его. Я дал вам заповедь, чтобы вы любили друг друга, чтобы вы так же поступали друг с другом, как Я поступал с вами. Любовь в том и состоит, чтобы исполнять это и подражать тому, кого любим. И умолю Отца, и иного Утешителя даст вам. Опять речь приспособительная. Так как ученики еще не знали Его, и потому, естественно, сильно желали быть вместе с Ним, слышать Его речи, видеть Его во плоти, и ни в чем не находили для себя утешения, скорбя о Его отшествии, то что Он говорит? Умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, то есть иного такого же, как Я. Да постыдятся же и зараженные недугом Савелия, и имеющие не надлежащее понятие о Духе Святом! В этом изречении то особенно и удивительно, что оно одним ударом ниспровергает совершенно противоположные ереси. Сказав: **иного**, указывает на различие Его ипостаси; а сказав: **Утешителя**, – на единство существа. Почему же Он говорит: **умолю Отца**? Потому, что если бы сказал: Я пошлю, то не столько бы поверили; а теперь Он заботился о том, чтобы Ему веровали. Впоследствии Он высказывает, что Сам посылает Его, говоря: //приимите Дух Свят;// а здесь говорит: **умолю Отца**, чтобы сделать для них слово достоверным. Ведь Иоанн говорит о Нем, что //от исполнения Его мы вси прияхом// [[new:in:01:16|(1, 16)]]: как же Он может принимать от другого то, что Сам имеет? И опять: //Той вы крестит Духом Святым и огнем// [[new:lk:03:16|(Лк. 3, 16)]]. Какое же Он имел бы преимущество пред Апостолами, если бы должен был умолять Отца, чтобы даровать Духа другим, между тем как Апостолы часто делали это, как видно, и без молитвы? И если Дух Святой по молитве посылается от Отца, то каким же образом Он Сам Собою нисходит? И как может от другого быть посылаем Тот, Кто вездесущ, Кто Сам по Себе разделяет (дарования) коемуждо, якоже хощет, и говорит со властию: //отделите Ми Варнаву и Савла// [[new:act:13:02|(Деян. 13, 2)]]? Хотя Богу служили эти служители, однако ж Он со властию призвал их на Свое собственное дело, – не потому, чтобы дело, на которое призвал их, было иное, но для того, чтобы показать Свою власть. Итак, что же, скажешь, значит: **умолю Отца**? Показывается время пришествия (Духа Святого). Когда Он очистил их жертвою, тогда и снизошел Дух Святой. А почему Он не пришел в то время, когда (Христос) был с ними? Потому что не была еще принесена жертва. Когда уже и грех был истреблен, и Апостолы, получив повеление идти на опасности, готовились к борьбе, тогда надлежало прийти Тому, Кто укрепляет на подвиги. Для чего же Дух приходит не тотчас по воскресении? Для того, чтобы Апостолы сильнее возжелали Его и приняли с большею любовию. Доколе был с ними Христос, они не были в скорби; когда же Он отошел, они, лишившись Его, находились в великом страхе и, естественно, должны были принять Духа Святого с великим усердием. **Да будет с вами.** Это значит, что и по смерти не отойдет. А чтобы они, услышав об Утешителе, не предположили другого нового воплощения и не надеялись увидеть Его очами, Христос, отклоняя их от этого, говорит: **Егоже мир не может прияти, яко не видит Его.** Он не так будет с вами, как Я, но будет обитать в самих душах ваших; это и значит: **в вас будет**. А называя Его Духом истины, Он тем указывает на образы, бывшие в Ветхом Завете. **Да будет с вами.** Что значит: **да будет с вами**? То же, что Он о Себе говорит: //Аз с вами есмь// [[new:mf:28:20|(Мф. 28, 20)]]. Сверх того, Он намекает и на нечто другое, именно: не претерпит того, что Я претерпел, и не отойдет. **Егоже мир не может прияти, яко не видит Его**. А разве другой кто, скажи мне, может видеть Его? Нет; Он говорит здесь о познании, почему и присовокупляет: **ниже знает Его.** Он обыкновенно зрением называет и точное познание. Так как зрение яснее других чувств, то им всегда и означает точное познание. А под миром Он разумеет здесь злых людей. Таким образом, Он утешает учеников тем, что даст им особенный дар. Смотри, как Он превознес этот дар: сказал, что есть иной такой же, как Я; сказал: Он не оставит вас; сказал: к вам одним придет, так же, как и Я; сказал: **в вас будет.** И однако ж, несмотря на все это, не уничтожил в них печали. Они хотели видеть Его и чтобы Он был с ними. Потому-то, удовлетворяя их желанию, Он говорит: //и Я не оставлю вас сиры: прииду к вам// [[new:in:14:18|(Ин. 14, 18)]]. Не бойтесь, говорит: не потому Я сказал: пошлю **иного Утешителя**, что Сам навсегда оставляю вас; не потому сказал: **в вас будет**, что Сам уже не увижу вас. Нет, Я и Сам приду к вам: **не оставлю вас сиры.** Как в начале речи сказал: //чадца//, так и здесь говорит: **не оставлю вас сиры.** В начале Христос сказал: //придете туда, аможе Аз иду//, и: //в дому Отца Моего обители многи суть//; а здесь, – так как то время было далеко, – дает Духа. Но так как ученики, не поняв значения слов Его, не довольно ими утешились, то Он говорит: **не оставлю вас сиры**, – потому что этого они особенно и желали. А так как изречение: **прииду к вам** указывало на пришествие, то, чтобы они не ожидали опять такого же точно пришествия, какое было прежде, – смотри, как Он, не сказав об этом ясно, дал, однако ж, это понять. Сказавши: **еще мало, и мир ктому не увидит Мене**, Он присовокупил: **вы же увидите Мя** [[new:in:14:19|(14, 19)]]. Как бы так говорил: Я приду к вам, но не так, как прежде, когда Я каждый день непрестанно был с вами. А чтобы они не спросили: как же Ты сказал иудеям: //отселе не узрите Мене//? – Он, в разрешение этого возражения, говорит: к вам одним, так же, как и Дух. **Яко Аз живу, и вы живи будете** [[new:in:14:19|(ст. 19)]]. Крест не разлучит нас навсегда, но только на самое малое время скроет Меня. А под жизнию Он разумеет, как мне кажется, жизнь не только настоящую, но и будущую. ===== Свт. Иустин (Полянский) ===== **Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди** Также и определенно Господь сказал о том, что исполнениe заповедей Его есть непременное условие любви к Нему! Итак, хочешь ли ты, друг мой, возлюбить Господа Бога-Спасителя твоего, всем сердцем и душою? Старайся всеми силами исполнять всякое слово Его: и это поведет тебя к блаженной в Боге и вечной жизни. «Из слов Господа видно, что надо так изучить Евангельские заповеди, чтобы они сделались достоянием – имуществом ума, чтобы они всегда предстояли в памяти и – чтобы на каждом нравственном шагу, для каждой мысли, для каждаго чувства и желания, для каждаго поступка – иметь в памяти своей готовое Евангельское наставление в них. Тогда только возможно будет точное, постоянное исполнение их, – такое исполнение, какого требует Господь. Такое изучение Евангельских заповедей и жизнь по ним есть первая существеннейшая потребность и священнейший долг каждаго истиннаго христианина, желающаго спастися» (Мысли Еп. Игнатия (Брянчанинова)). **//Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди** См. Толкование на [[new:in:14:14#svt_feofan_zatvornik|Ин. 14:14]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди** Любящий Христа, без сомнения, и подражает Ему по возможности. Христос же не переставал благотворить людям; встречая неблагодарность и поносим будучи, долготерпел; будучи от них бием и убиваем, претерпел то, никому отнюдь не вменяя зла. Сии три действия суть дела любви к ближнему; без которых говорящий, что любит Христа, или что получит Царствие Его, обманывает себя Ибо Господь сказал: //не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царствие небесное, но творяй волю Отца Моего// [[new:mf:07:21|(Мф, 7, 21)]]. И опять **любяй Мя и заповеди Моя соблюдет**, и проч. //**Главы о любви.**// ---- См. Толкование на [[new:in:15:12#prp_maksim_ispovednik|Ин. 15:12]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди** Старайся же тщательно исполнять волю твоего Искупителя. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 15-17 **Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; и вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет** Выше сказал: Я сделаю все, о чем ни попросите; теперь показывает, что должно просить не просто, но с любовью к Нему и соблюдением заповедей. Ибо тогда Я сделаю, когда будете просить таким образом. - И иначе. Слыша, что будут Им оставлены, они, естественно, могли опечалиться и смутиться душами. Он говорит: любовь ко Мне состоит не в том, чтобы печалиться и смущаться, но повиноваться Моим словам. //Я дал вам заповедь не бояться убивающих тело// [[new:mf:10:28|(Мф. 10, 28)]]. Если вы любите Меня, то соблюдите ее и уже не скорбите из-за Моей смерти. Ибо хранящему помянутую заповедь не свойственно скорбеть. Как же, не соблюдая Моей заповеди, но боясь смерти, вы говорите, что любите Меня? На это они могли сказать: как же нам не скорбеть, когда нам предстоит лишиться Твоего утешения и руководства? Посему говорит: этого не будет; вы не останетесь без утешения. Ибо Я попрошу, то есть умолю Отца, и Он пошлет вам иного Утешителя, иного, но такого же, как Меня. Да постыдится сих слов Савеллий, который говорит, что одно лицо Отца и Сына, и Святаго Духа. Ибо вот, слушай: пошлет //"иного"// Утешителя; значит, Лицо Духа иное. Да постыдится и Македоний, который говорит, что Дух иного существа и ниже Сына. Ибо слушай: и Дух есть Утешитель, подобно как и Сын. Итак, Дух есть Утешитель, подобно как и Сын. Итак, Дух, единосущный Сыну, без сомнения, единосущен и Отцу. Ибо Отец и Сын одного и того же существа. Не удивляйся, если Он говорит: //"Я умолю Отца"//. Ибо Он не просит, как раб; но для того, чтобы уверить учеников, что к ним непременно придет Дух Утешитель, снисходит к ним и говорит: //"Я умолю"// Отца. Ибо если бы Он сказал:// "Я пошлю"//, то они не столько поверили бы; а теперь, чтобы сделать Свое слово достовернее, говорит: //"Я умолю Отца",// то есть если будет нужно и просить, и молить, то Я всячески постараюсь о том, чтобы Дух пришел к вам. Это подобно тому, как и мы нередко говорим: я жизнь свою положу, чтобы случилось то и то. Хотя часто дело не требует большого старания, однако же мы говорим таким образом, желая показать, что не откажемся от старания. - Иначе. Так как Господь за нас Сам Себя принес в жертву Отцу, умилостивив Его Своей смертью, как Первосвященник, и затем, по истреблении греха и прекращении вражды, пришел к нам Дух, посему-то Он говорит: Я умолю Отца и даст вам Утешителя, то есть Я умилостивлю за вас Отца и примирю Его с вами, враждебными Ему по причине греха, и Он, умилостивленный Моей смертью за вас и примиренный с вами, пошлет вам Духа. //"Да пребудет с вами вовек"//. Сказал это также в утешение их. Пришествие Его не таково, как Мое, оно не на время только, но продолжится до века; Он не оставит вас и по смерти вашей, но пребудет с вами и прославит вас; Он и со всеми святыми всегда пребывает, даже и по смерти их, тем более, что они тогда еще более возвышаются над плотскими страстями. //"Дух истины"//, говорит, то есть Дух не Ветхого Завета, ибо он - образ и тень, а Нового, который есть истина. Имели Духа и те, кои жили под Законом, но имели в образе и тенях, а ныне, можно сказать, Истина сама существенно снизошла к ученикам. А чтобы не подумали, что и Дух, подобно Ему, воплотится, говорит, что мир не может принять Его. Он, говорит, будет учить вас не так, как Я, ибо мир не может принять Его телесно. Он будет обитать в самых душах ваших. - Иначе. Не может принять Его "//мир//", то есть люди порочные и мудрствующие мирское, потому что не видят Его, то есть потому, что существо Его необъятно. Ибо под видением разумеет здесь созерцание умом, почему и прибавил: //"и не знает Его"//. Очевидно, словом: //"не видит"//, Он выразил то, что //"не знает".// Итак, Он утешает апостолов, когда говорит, что мир не может принять Его, а вам подастся этот превосходный дар и пребудет //"с вами"// и, что еще более, пребудет //"в вас"//. Ибо словом //"с вами"// указывает на внешнюю помощь от близости, а //"в вас"// - на внутреннее обитание и укрепление. Это же показывает, что Он есть Бог. Ибо Бог говорит: //вселюся в вас и буду ходить// [[old:lev:26:12|(Лев. 26, 12)]]. Итак, мир не может принять Духа, потому что не знает Его, а вы знаете Его. Почему? Потому что вы не от мира. Потому-то вы и способны принять Его, и Он - ныне пребывает //"с вами"// и всегда будет// "в вас"//. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите** Знаком вашей любви ко Мне будет служить соблюдение Моих заповедей. Соблюдение же заповедей значит исполнение их, осуществление на деле. Вероятно, ученики желали, чтобы Иисус Христос пребывал всегда с ними телесно и вел с ними обычные Свои беседы; поэтому Он продолжает еще успокаивать их смущение. ===== Лопухин А.П. ===== **Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди** Второе утешение [[new:in:14:15|(стихи 15–17)]] состоит в обещании Утешителя. Это утешение Христос предваряет увещанием соблюдать Его заповеди (ср. стихи [[new:in:14:21|21,]] [[new:in:14:23|23,]] [[new:in:14:24|24]]). Это необходимо как условие со стороны апостолов для того, чтобы они могли удостоиться принятия Святого Духа. Можно также полагать, что Господь говорит здесь, как и выше [[new:in:14:13|(стихи 13–14)]], как Царь, основывающий Свое Царство, законы которого должны быть исполняемы Его подданными. **//Толковая Библия.//** [<10>]