[<10>] ====== Толкования на Ин. 14:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не оставлю вас сиры: прииду к вам** См. Толкование на [[new:in:14:15#svt_ioann_zlatoust|Ин. 14:15]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **Не оставлю вас сиры: прииду к вам** Несправедливо расслабевать душевными силами в минуту вражеских приражений, но должно более укрепляться духом, слыша сказанное Богом: //«укрепитеся, руце ослабленныя и колена расслабленная, укрепитеся, не бойтеся»// [[old:is:35:03|(Ис. 35:3]][[old:is:35:04|-4)]]? //«Аз с вами есмь до скончания века»// [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]]. **«Не оставлю вас сиры, приду к вам»**, подвизающимся [[new:in:14:18|(Ин. 14:18)]]. Ибо, если и переполнилась душа твоя множеством искушений, тем не менее снова утешает тебя Владычнее слово, говоря: да будет утешение для малодушных сердцем! Ибо Я, нелживый Господь, даю обещание, что после такого бедствия, и плена, и расхищения //«будет слава храма сего последняя паче первыя»// [[old:ag:02:10|(Агг. 2:10)]]. **//Письма на разные темы. Диакону Агафию.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 18-20 **Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас** Не бойтесь, говорит, что Я сказал вам: пошлю другого Утешителя. Не думайте, что уже не увидите Меня. Ибо Я не удалюсь от вас навсегда. Я приду и не оставлю вас сиротами. Так как в начале речи назвал их детьми, то теперь прилично говорит:// "не оставлю вас сиротами"//. А чтобы они не думали, будто Он по-прежнему им и всем явится с телом, говорит: //"мир уже не увидит Меня"//. Вы только одни увидите Меня по воскресении. //"Ибо Я живу"//; хотя Я и приму смерть, но Я воскресну. //"И вы будете жить"//, то есть, увидевши Меня, возрадуетесь и, как бы после смерти, оживете от Моего явления. Или и так: как Моя смерть послужила к жизни: так и вы, хотя умрете, оживете. Итак, не скорбите ни обо Мне умирающем, ни сами о себе. Ибо, если и умрете, оживете в будущую жизнь. //"В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем"//, то есть когда Я воскресну, тогда вы узнаете, что Я не отделен от Отца, но имею одну и ту же силу. //"И вы во Мне"//, то есть хранимы Мною, //"и Я в вас"//, то есть Я с вами, избавляю вас от скорбей, совершаю чрез вас чудеса, вообще прославляю вас чрез все. И иначе: //"Я в вас"//, как Глава в членах, ибо апостолы - члены Христовы [[new:1kor:03:23|(1 Кор. 3, 23)]], //"и вы во Мне"//, как члены в Главе. Когда Он воскрес, тогда Он уяснил им познание обо всем этом. Ибо по воскресении благодать Духа научила их всему. Когда слышишь слова: //"Я в Отце, и вы во Мне, и Я в вас"//, то не понимай их в одном и том же значении. Ибо Сын в Отце - как Единосущный, а в апостолах - как Помощник и Споспешник, и апостолы в Нем - как получающие от Него помощь, содействие и горячность. Много и иных названий употребляется о Боге и о людях, но не в одинаковом смысле. Так, называемся богами и мы [[old:ps:081:06|(Пс. 81, 6)]], но не в таком смысле, как Бог. Сын называется Образом и Славою Отца [[new:evr:01:03|(Евр. 1, 3)]], и человек называется так же; но не в одном значении. Так должно понимать и настоящие слова. Равно как и следующие слова: "//как послал меня Отец, так и Я посылаю вас"// [[new:in:20:21|(Ин. 20, 21)]], ужели нам должно понимать просто? Отец послал Сына в том смысле, что Он, будучи бестелесен, воплотился, родившись от Девы. Неужели же посему и апостолы - с неба и бестелесны, потом воплотились, и каждый из них родился от девы?! Но так понимать слова Писания - очевидное безумие. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не оставлю вас сиры** Выражение отеческой нежности, доставляющее ученикам великое утешение и облегчение. Не совершенно оставлю Я вас, детей Своих. **Прииду к вам** Опять приду, воскреснув в третий день, хотя буду жить с вами не так, как прежде. ===== Лопухин А.П. ===== **Не оставлю вас сиротами; приду к вам** Отсюда начинается третье утешение (стихи 18–21), состоящее в обетовании свидания Христа с апостолами. Господь ненадолго оставит учеников Своих сиротами, Он придет к ним – придет, прежде всего, после Своего воскресения [[new:in:20:19|(Ин.20:19,]] [[new:in:20:26|26)]], а потом в тех явлениях внутренней жизни апостолов, в которых апостолы, действительно, видели перед своими духовными очами Сына Божия (см. [[new:gal:02:20|Гал.2:20]]). Некоторые (отцы западной Церкви и новейшие толкователи, например, Цан) понимают это место как пророчество о втором пришествии Христовом для суда над миром, с таким толкованием нельзя согласиться, потому что при втором пришествии Господь придет в мир вообще, а не только к Своим ученикам. Более вероятно объяснение епископа Михаила, что здесь имеется в виду пришествие Христа в Духе Святом, но и это предположение не совсем подходящее, потому что при нем утрачивается особенный характер третьего утешения, отличающий его от второго. [<10>]