[<10>] ====== Толкования на Ин. 14:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 25-27 **Сия глаголах вам в вас Сый: Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам. Да не смущается сердце ваше, ни устрашает** **Сия глаголах вам в вас сый** [[new:in:14:25|(ст. 25)]]. Так как все это было неясно и они иного не понимали, а во многом и сомневались, то, чтобы опять не пришли в смущение и не стали спрашивать: какие заповеди? – избавил их от всякого беспокойства, сказав: **Утешитель же, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит** [[new:in:14:26|(ст. 26)]]. Может быть, не ясно то, что Я теперь вам сказал; но это изъяснит вам тот Учитель. А словами: //в вас пребывает// намекает на Свое отшествие. Затем, чтобы они не печалились, говорит, что, пока Он будет оставаться с ними и пока не придет Дух, они не в состоянии будут уразуметь ничего великого и высокого. Это Он говорит с тем, чтобы приготовить их к мужественному перенесению Его отшествия, так как оно будет для них источником великих благ. А беспрестанно упоминает об Утешителе потому, что они тогда были одержимы скорбию. Но так как и после этих слов они приходили в смущение при мысли о скорбях, о борьбе, о Его отшествии, то смотри, как Он опять утешает их, говоря: **мир оставляю вам** [[new:in:14:27|(ст. 27)]]. Как бы так говорит: какой вам будет вред от смятения мира, когда вы будете иметь мир со Мною? Этот мир не такой (как обыкновенно). Внешний мир часто бывает и вреден, и бесплоден, и бесполезен для тех, которые имеют его; а Я даю такой мир, по которому вы будете жить в мире между собою, а это сделает вас особенно сильными. А так как Он опять сказал: оставляю, – что указывало на Его отшествие и могло привести их в смущение, – то опять же говорит: **да не смущается сердце ваше, ни устрашает** [[new:in:14:27|(ст. 27)]]. Видишь ли, что они смущались частию от любви, частию от страха? ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 25-26 **Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам** Так как речи Господа были неясны для учеников, и одних из них они не понимали, а в большей части их сомневались, то, чтобы опять не просили Его и не сказали, какие заповеди нам должно соблюдать, Он освобождает их от забот и смущения, говоря, что Утешитель неясное и неудобопонятное сделает для вас удобопонятным. Это, кажущееся для вас неясным, Я сказал, пребывая у вас и будучи с вами; если же удалюсь, то вы будете всему научены. Итак, вам не нужно скорбеть по случаю разлуки со Мною, когда она доставит вам столько благ и столько мудрости. Ибо доколе Я Сам пребываю у вас и Дух не придет, вы ничего ни великого, ни высокого не можете уразуметь. - Часто упоминает об Утешителе по причине одержащей их скорби, подавая им добрую надежду, что Он будет руководить их. - //"Утешитель придет во имя Мое"//. Это значит: Он не будет учить вас ничему, чуждому Моего учения, не будет искать Своей славы, но придет во имя Мое, то есть во славу имени Моего, а не Своего, как делают враждебные друг другу учители, увлекая за собою последователей. Некоторые в словах //"во имя Мое"//, разумеют имя Христа: //"Утешитель//". Ибо говорится: //"имеем ходатая (//Утешителя//) Иисуса Христа"// [[new:1in:02:01|(1 Ин. 2, 1)]]. И как Дух, пришедший к ученикам, стал Утешителем, облегчил их скорбь, то Он пришел во имя Христа, ибо и Он Утешитель, как и Христос. Но апостол Павел называет и Духа Христом, когда говорит: //"вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в нас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его"// [[new:rim:08:09|(Рим. 8, 9)]]. Потом прибавил:// "если же Христос в вас..."// (ст. 10). Видишь ли, как он выше сказал, что Дух Божий живет в них, потом прибавил: Христос в вас. Ясно, что Христом апостол назвал Духа. А как Дух именуется Христом, то слова: //"Отец пошлет Его "во имя Мое"//, ты должен понимать так, что и Он будет называться Христом, Святый Дух и научил и напомнил: //"научил"// всему тому, чего Христос не сказал им, как не могущим вместить; //"напомнил"// все то, что Господь хотя и сказал, но чего апостолы не могли удержать в памяти, или по неясности сказанного, или по немощи своего ума. ===== Ефимий Зигабен ===== **Сия глаголах вам в вас сый ** //сия//, т.е. то, что кажется вам неясным. //В вас сый...// Эти слова Иисус Христос присоединил, чтобы показать, что скоро Он отойдет к Отцу. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 25-26 **Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Kоторого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам** В заключении (стихи 25–31) к первой речи Господь прежде всего говорит, что лично Он на этом заканчивает обучение апостолов, потому что Свое пребывание среди них Он считает оконченным («сказал» – прошедшее совершенное время). Дальнейшее утешение и вразумление апостолов Он предоставляет Духу Утешителю, Kоторого им пошлет Отец. //«Во имя Мое»// (ἐν τῷ ὀνόματί μου). Это выражение и здесь, как и в 13-м стихе, понимается различно. Одни говорят, что Господь говорит о послании Духа «для продолжения Его дела», другие переводят «вместо Меня», но естественнее всего сохранить за этим выражением тот же смысл, какой оно имеет в 13-м стихе, т. е. пошлет //«при призывании Моего имени»//. //«Научит вас всему»//. Господь различает «//сие//» и «//все//». «Сие» говорил Он Сам (стих 25), «//всё//» будет изъяснять им Дух-Утешитель. Им многое Господь предложил в отрывочном виде и не в достаточно ясной форме (ср. [[new:in:02:22|Ин.2:22,]] [[new:in:07:17|7:17,]] [[new:in:13:07|13:7,]] [[new:in:13:36|36]]), а Дух пополнит учение Христа и осветит в нем то, что для учеников осталось непонятным. Однако это не будет простым напоминанием и разъяснением только того, что уже известно ученикам. Нет, Дух будет возбуждать в апостолах творческую мысль, которая и выразится в различных созданиях литературного характера (Евангелия, Послания). Здесь можно видеть также основание для последующей деятельности боговдохновенных апостолов в области церковного устройства. Дух Святой во всех областях христианской мысли и жизни будет помогать Церкви идти той дорогой, которую указал Ей Сам Христос. [<10>]