[<10>] ====== Толкования на Ин. 16:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-6 **Но сия глаголах вам, да, егда приидет час, воспомянете сия, яко Аз рех вам: сих же вам исперва не рех, яко с вами бех. Ныне же иду к Пославшему Мя, и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши; Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша** **Сия глаголах вам, да, егда приидет час, воспомянете сия** [[new:in:16:04|(Ин. 16, 4)]], а поэтому признаете верным и все прочее. Вам, конечно, уже нельзя будет сказать, что Я, льстя вам, говорил только приятное для вас и что слова Мои были обман. Кто имел бы в виду обмануть, тот не стал бы и предсказывать нам неприятного. Для того Я предсказал об этих бедствиях, чтобы они нечаянным нашествием не смутили вас, а с другой стороны – и для того, чтобы не говорили, будто Я не предвидел, что они наступят. Итак, вспоминайте, **яко Аз рех вам** [[new:in:16:04|(ст. 4)]]. И действительно, иудеи, преследуя их, всегда прикрывались коварным предлогом, будто гонят их как людей вредных. Но это не смущало учеников. Они уже наперед слышали и знали, за что они страдают, и эта причина могла вполне ободрить их. Потому-то Христос везде и выставляет ее, говоря: //не познаша Мене//; и: //сотворят за Меня, за имя Мое и за Отца// [[new:in:16:03|(16, 3]]; [[new:in:15:21|15, 21)]]; и: Я первый пострадал; и: отваживаются на это несправедливо. Когда печаль поразила и учеников, как людей еще несовершенных, – смотри, как исправляет их упреком. Прежде они обращались к Нему с множеством вопросов. Так и Петр говорил: //камо идеши?// [[new:in:13:36|(Ин. 13, 36)]]. И Фома: //не вемы, камо идеши, и како можем путь ведети?// [[new:in:14:05|(14, 5)]]. И Филипп: //покажи нам Отца Твоего// [[new:in:14:08|(14, 8)]]. А теперь, услышав, что //от сонмищ ижденут вы//, что возненавидят вас и что //всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу// [[new:in:16:02|(16, 2)]], так упали духом, что даже объяты были немотою и уже ничего Ему не говорят. Вот в этом Он и укоряет их, говоря: **сих же вам исперва не рех, яко с вами бех. Ныне же иду к Пославшему Мя, и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши? Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша**. Действительно, опасна неумеренная печаль; опасна и может довести до смерти; потому и Павел говорил: //да не како многою скорбию пожерт будет таковый// [[new:2kor:02:07|(2 Кор. 2, 7)]]. **Сих же вам исперва не рех**, говорит. Почему же не сказал сначала? Чтобы не сказал кто, что Он говорил по заключению из многократных прежних случаев. Зачем же приступает Он к столь трудному делу? Я знал, говорит Он, это и сначала, и не говорил вам не по незнанию, но потому, что с вами бех. Опять и это (сказано) человекообразно. Как бы так говорит: вы были в безопасности, и вам можно было спрашивать всегда, когда вы хотели; вся война воздвигнута была против Меня, и потому излишне было говорить об этом сначала. Но ужели, действительно, Он этого не говорил? Не сказал ли Он, призвав двенадцать (учеников): //пред владыки и цари ведени будете, и на соборищах биют вас// [[new:mf:10:17|(Мф. 10, 18, 17)]]? Как же теперь говорит: **исперва не рех**? Тогда Он предсказывал только удары и ведение на суд, а не то, что их смерть будет казаться столь вожделенною, что убиение их станут даже считать за служение Богу. А между тем это особенно и могло устрашить их, что их будут судить, как нечестивцев и людей вредных. К этому нужно прибавить и то, что там Он говорил о страданиях, которые они должны были претерпеть от язычников; а здесь с особенною силою сказал еще и о гонениях иудейских, и показал, что они уже при дверях. **Ныне же иду к Пославшему Мя, и никто же от вас вопрошает Мене: камо идеши? Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша.** Не малое они получили и отсюда утешение, узнав, что Ему известна чрезмерность их скорби. Они были в крайнем смущении от страха разлуки с Ним и от ожидания имеющих постигнуть их бедствий, так как не знали, будут ли в силах мужественно перенести их. Но почему Он не сказал им об этом после, когда они уже удостоились Духа? Чтобы ты знал, что они были весьма добродетельны. Если, не удостоившись еще Духа, они не отпали, несмотря на то что погружены были в скорбь, то подумай, какими имели быть они, сподобившись благодати. Если бы они тогда услышали и перенесли, мы всё приписали бы Духу; а теперь это всецело – плод их души и ясное доказательство любви ко Христу, проистекавшей из одного их сердца. ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том** См. Толкование на [[new:in:16:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 16:1]] Ст. 4-7 **Не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел: ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам** Апостолы, услышав, что с ними случатся такие бедствия, отягчены были сильною печалью. Посему Господь говорит: о таких скорбях Я не сказывал вам прежде не потому, будто не знал, но потому, что Я был с вами, и вы имели во Мне достаточное убежище, и вся война была воздвигнута против Меня, а вы сами были в совершенной безопасности. Итак, тогда не нужны были такие речи, предуготовляющие и предограждающие вас; но теперь, отходя к Отцу Своему и оставляя вас, Я предуведомляю об этом, чтобы вы обезопасили сами себя. - //"И никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?"// Ибо от скорби вы смутились и пришли в исступление; сердца ваши потрясены ожиданием бед. - Но //"Я истину говорю вам"//. Смотри, как Он утешает их. Сколько, говорит, ни скорбите, а Я говорю полезное вам. Вы желаете, чтобы Я всегда был при вас, но это бесполезно для вас. //"Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам".// Посему, хотя вы желаете Моего присутствия, Я не послушаюсь вас, но лучше изберу полезное для вас, чем исполню вредное для вас желание ваше. Так и во всем мы должны поступать: для самих себя и для ближних придумывать полезное, а не приятное. Ибо, если Я не умру за мир и не пойду к Отцу, предав Сам Себя в жертву и умилостивление за грехи мира, то Утешитель не придет. Ибо как Он придет, если вражда не прекратится чрез умерщвление греха, если Отец не примирится с естеством человеческим? Что могут сказать здесь македонияне, уменьшающие славу Духа и называющие Его рабом Сына? Какая польза: Владыке - отойти, и рабу - прийти? Посему вы, ученики, хотя поскорбите по причине Моего отшествия, но обрадованы будете пришествием Духа, которое доставит вам блага большие и важнейшие. - Как же Господь сказал, что Он не говорил этого сначала, когда написано, что, призвав двенадцать учеников, Он сказал им: //"поведут вас к правителям и царям?"// [[new:mf:10:18|(Мф. 10, 18]]), Хотя Он сказал, что поведут вас к правителям, но еще не сказал, что будут убивать вас, как нечестивцев, людей вредных и врагов Божиих. И иначе. Там сказал, что доведется им терпеть от язычников, а здесь сказывает, что бедствия причинят вам иудеи; ибо изгонят из синагоги, без сомнения, иудеи. Примечай, пожалуй, здесь же самовластие Духа и соизволение Сына; ибо в словах - //"Утешитель приидет"// - выражается власть Духа, а в словах - //"Я пошлю Его"// - благоволение Сына, согласие, если можно так сказать, на пришествие Утешителя и мановение к тому. ===== Евфимий Зигабен ===== **Но сия глаголах вам, да, егда приидет час, воспомяните сия, яко Аз рех вам** Я сказал вам это для того, чтобы вы, когда придет время гонения и смерти вашей, вспомнили о том, что Я говорил вам, – т.е. для того, чтобы вы вспомнили, что Я все это наперед сказал вам, потому что все знал, и чтобы на основании верного предсказания несчастий вы были убеждены, что исполнятся и обещанные Мною блага. Никакой обманщик не предсказывает того, что разоблачает обман, а только то, что вовлекает в него. Такие и им подобные предсказания часто повторяет Иисус Христос ученикам с той целью, чтобы во время бедствий они не смущались, зная о них наперед, и чтобы не ослабевали, зная, что страдают за Бога. В борьбе за добродетель великим подкреплением служит – знать, за что идет борьба. И для нас, если мы страдаем за хорошего человека, должно служить утешением то, что мы страдаем за хорошего. Если же кто-либо с радостью страдает за дорогого ему человека, то тем более – за Бога и за добродетель. **Сих же вам исперва не рех, яко с вами бех** потому что Я был с вами и вам не предстояли такие страдания, пока Я с вами был. А теперь Я вам говорю это, потому что Я разлучаюсь с вами и самые бедствия уже приближаются. Но и сначала, когда Иисус Христос призвал учеников Своих, Он сказал им: //се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков// [[new:mf:10:16|(Мф. 10, 16)]], и: //предадят бо вы на сонмы, и на соборищих их биют вас, и пред владыки же и цари ведени будете Мене ради//;//... и будете ненавидими всеми имене Моего ради//, а также: //и не убойтеся от убивающих тело// ([[new:mf:10:17|Мф. 10, 17.]] [[new:mf:10:18|18.]] [[new:mf:10:22|22.]] [[new:mf:10:28|28)]]. Почему же Он сказал, что //сих же вам исперва не рех//? Потому что слово сих указывает здесь на нечто отличное от вышесказанного; оно относится к словам: //но приидет//, или приближается, //час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу// [[new:in:16:02|(Ин. 16, 2)]], а это предсказание гораздо страшнее прежних всех. ===== Лопухин А.П. ===== **Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами** О страданиях, ожидающих апостолов, Господь не говорил им в начале их следования за Христом. Причина этого состояла в том, что Он Сам был постоянно с ними. В случае каких-либо неприятностей, какие могли постигнуть апостолов со стороны иудеев, Христос всегда мог успокоить их. Да таких неприятностей с ними раньше и не было. Но теперь Он удаляется от апостолов, и они должны знать всё, что их ожидает. Отсюда есть основание заключать, что евангелист Матфей в речь Христа, сказанную апостолам при отправлении их на проповедь [[new:mf:10:16|(Мф. 10:16–31]]), поместил предсказания ученикам об ожидающих их страданиях не потому, что Господь уже тогда ознакомил учеников с ожидающей их участью, а просто потому, что хотел в одном разделе соединить все наставления Христа ученикам как проповедникам Евангелия. **//Толковая Библия.//** [<10>]