[<10>] ====== Толкования на Ин. 16:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и пришед Он обличит мир о гресе и о правде и о суде** См. Толкование на [[new:in:16:07#svt_ioann_zlatoust|Ин. 16:7]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 8-11 **И Он пришел обличить мир о грехе и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня: о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден** Утешитель придет. Какая же от того польза? Он "обличит мир о грехе" и покажет, что они, не веруя, грешат. Ибо, когда увидят, что Дух руками учеников совершает особенные знамения и чудеса, и после того не уверуют: как же они не будут достойны осуждения и не будут повинны в величайшем грехе? Ныне они могут говорить, что Я сын плотника, сын бедной матери, хотя Я и совершаю чудеса. А тогда, когда Дух во имя Мое совершит такие дела, неверие их будет неизвинительно. Итак, Он обличит их //"о грехе"//, то есть покажет, что они согрешили непростительно. Обличит и //"о правде, что Я иду к Отцу Моему"//, то есть докажет им, что Я, будучи праведен и безукоризнен по жизни, умерщвлен ими несправедливо, и доказательство сего в том, что Я иду к Отцу. Ибо Я не взошел бы к Отцу, если бы не был праведен. Так как они убьют Меня, как безбожника и беззаконника, то Дух докажет им, что Я не таков; ибо, если бы Я был противник Богу и преступник Закона, Я не удостоился бы чести у Бога и Законодателя, и притом чести не временной, но вечной. Ибо слова: //"и уже не увидите Меня"// - означают, что Он пребудет вечно у Отца. Обличит //"о суде, что князь мира сего осужден"//, то есть что Я праведен и безгрешен, - это Дух докажет еще и тем, что Мною осужден и побежден князь мира сего. Они говорили: //бесы в Нем// [[new:in:08:48|(Ин. 8, 48-62]]; [[new:in:10:20|10, 20)]]; //Он творит чудеса силою веельзевула// [[new:mf:12:24|(Мф. 12, 24)]]; //Он обольщает народ// [[new:in:07:12|(Ин. 7, 12)]]. Все это окажется ложным, когда диавол осужден и всем доказано, что он побежден Мною. Ибо Я не смог бы совершить это, если бы не был сильнее его, и не был свободен от всякого греха. Чем же это доказано? Тем, что с пришествием Духа все верующие во Христа попирали князя мира и посмеивались над ним. А отсюда видно, что Христом он осужден гораздо прежде. Итак, Дух обличит тех, кои не уверовали, как грешников. Ибо вера разрешает от грехов чрез отпущение их в крещении, а силы Духа, являемые в верующих, в неверующих не обнаруживаются. Отсюда оказывается, что они сосуды злые, скверные и недостойные вместить в себе Духа. И иначе. Дух обличает неверующий мир// "о правде"//, то есть, что тот лишен праведности, кто не верует в Праведника Иисуса, за праведность вознесенного на небеса. Обличает и //"осуждает"// как ленивого, потому что по уязвлении сатаны он не хотел преодолевать его. ===== Евфимий Зигабен ===== **И пришед Он обличит мир о гресе и о правде и о суде** //Обличит//, т.е. осудит, наконец, злых людей, покажет, что они не имеют никакого оправдания, когда, после Моей смерти, откроет возвышенное учение и когда будут совершаться величайшие чудеса с призыванием Моего имени. Что же после этого эти злые люди скажут против Меня основательно? Может ли чье-либо имя, и притом после смерти, творить такие чудеса? Конечно, нет. Далее Иисус Христос объясняет, в чем же именно Дух Святой обличит мир. ===== Лопухин А.П. ===== **и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде** См. Толкование на [[new:in:16:07#lopuxin_ap|Ин. 16:7]] [<10>]