[<10>] ====== Толкования на Ин. 16:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам** См. Толкование на [[new:in:16:12#svt_ioann_zlatoust|Ин. 16:12]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам** Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины [[new:in:15:26|(Ин. 15.26)]]. Он — Дух, от Отца исходящий [[new:in:15:26|(Ин. 15.26)]]. Он — Дух Святый Божий [[new:in:14:26|(Ин. 14.26)]]. Он — Дух Сына [[new:gal:04:06|(Гал. 4.6)]] как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцем и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа: потому-то Всесвятая Истина возвещает о Себе, что она пошлет Святого Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует Святая Истина, и печатлеть ее действия. Равным образом, где действует Святый Дух, там бывает обильнейшее явление Истины, как и Господь сказал ученикам Своим: **Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину**. Изображая чудное отношение Божественного Слова к Божественному Духу, Господь сказал о Духе: //Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам. Вся елика имать Отец, Моя суть// [[new:in:16:14|(Ин. 16.14-15)]]. Дух возвещает и являет человекам соестественного Ему Сына — Дух, привлеченный человеками верою в Сына, соестественного Духу. Истинного христианина Святый Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие [[new:ef:02:22|(Еф. 2.22)]]; Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа [[new:ef:03:16|(Еф. 3.16-17)]]. Он усыновляет человеков Богу, соделывая их подобными Христу, водворяя в них свойства Христовы. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам** См. Толкование на [[new:in:16:12#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 16:12]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину** чтобы вы знали всякую истину Божественного учения, какую только вам следует знать. Затем, чтобы ученики, слыша все это о Святом Духе, не почли Его большим и от этого не впали в крайнее нечестие, Иисус Христос сейчас же предупреждает и говорит: **Не от Себе бо глаголати имать ** подобно тому как и Я, – что выше уже в различных местах было объяснено. Ни у одного из Лиц Пресвятой Троицы нет ничего Своего особенного; кроме свойств нерожденности, рожденности и исхождения – все у Них общее. **но елика аще услышит, глаголати имать** все, что ни услышит от Бога Отца, как часто Я говорил и о Себе, показывая этим единство существа, единство природы, равенство и совершенное подобие. Как Сын есть исполнение закона и пророков, потому что Он в действительности исполнил то, что там было только предызображено, так и Дух Божий есть исполнение Евангелия, потому что Он восполнил дело Сына, как и Сын – Отца. **и грядущая возвестит вам** и чтобы вы по неосторожности не спотыкались, удостоит вас дара предвидения. ===== Ориген ===== **Kогда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам** См. Толкование на [[new:in:16:12#origen|Ин. 16:12]] ===== Лопухин А.П. ===== **Kогда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам** Выше Христос говорил о деятельности Святого Духа для мира. Теперь Он говорит о значении Духа для личной жизни учеников Христовых. Здесь деятельность Духа даст так много, что ею в избытке будет удовлетворена та жажда к познанию истины, которую ученикам становилось невозможным удовлетворять с удалением от них Учителя. Дух Святой, как Дух истины (см. [[new:in:14:17|Ин.14:17]], [[new:in:15:26|15:26]]), даст им полное познание всякой истины или, точнее, всей (πᾶσα) истины, которая ранее в общих только очертаниях была сообщена им Христом. Впрочем, эти слова не означают, что ученики усвоят действительно всё содержание учения о Боге, что в их познании не будет решительно никаких дефектов. Христос говорит только, что Дух даст им это, а воспримут ли они всё им предложенное, это будет зависеть все-таки от того, насколько они отдадутся водительству Духа. Дух будет их путеводителем при изучении области истины (вместо ὁδηγήσει некоторые древние кодексы читают ὁδηγός έσται). //«Ибо не от Себя говорить будет»//. Свойство Духа, в силу которого Он является источником откровения, основывается на том, что Он так же мало, как и Христос [[new:in:07:17|(Ин.7:17,]] [[new:in:14:10|14:10)]], будет говорить //«от Себя»// Самого, т. е. начинать что-нибудь новое в обучении учеников истине, а будет, как и Христос [[new:in:03:32|(Ин.3:32,]] [[new:in:08:26|8:26,]] [[new:in:12:49|12:49)]], говорить только то, что воспринял или «//слышит//» (ἀκούει у Тишендорфа, 8-е изд.) от Отца (в нашем русском переводе – «//услышит//», будущее время). «//И будущее возвестит вам»//. Особая деятельность Духа будет состоять в раскрытии эсхатологических учений. Ученики Христа могли впадать иногда в удрученное состояние под влиянием тех побед, какие часто сдерживало зло в мире, и вот Дух раскрывал в этом случае перед ними завесу будущего и ободрял их, рисуя пред их духовным взором картины будущей окончательной победы добра. [<10>]