[<10>] ====== Толкования на Ин. 16:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 21-23 **жена егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир: и вы же печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас: и в той день Мене не воспросите ничесоже. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще (чесо) просите от Отца во имя Мое, даст вам** Потом, чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, – обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: **жена, егда раждает, скорбь имать** [[new:in:16:21|(ст. 21)]]. При этом Он употребляет притчу, которою часто пользовались и Пророки, сравнивая скорбь с тяжкими болезнями рождения. Слова Его значат вот что: вас постигнут как бы болезни рождения, но болезнь рождения бывает причиною радости. В одно и то же время Он и уверяет в истине воскресения, и показывает, что отшествие отсюда подобно исшествию на свет из утробы матерней. Как бы так говорит: не удивляйтесь, что чрез такую печаль Я веду вас к полезному; и мать также чрез печаль достигает того, что становится матерью. Здесь Он намекает и на нечто таинственное, именно – что Он разрушил болезни смерти и соделал то, что родился новый человек. И не сказал только, что скорбь пройдет; но что о ней нет и воспоминания: так велика следующая за нею радость. Так будет и со святыми. Но ведь жена радуется не потому, что пришел человек в мир, а потому, что у нее родилось дитя; если бы она по той причине радовалась, то ничто не препятствовало бы и женам нерождающим радоваться за других, рождающих. Для чего же Он так сказал? Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна, что (смерть) есть переход к жизни и что от скорби бывает великая польза. И не сказал: родилось дитя; но: человек. Этим, мне кажется, Он намекает на Свое воскресение и на то, что Он имел родиться не для этой болезненной смерти, но для Царства. Поэтому не сказал: родилось у нее дитя; но: **родися человек в мир. И вы же печаль имате убо ныне; паки же узрю вы... и печаль ваша в радость будет** [[new:in:16:22|(ст. 22]], [[new:in:16:20|20)]]. Затем, показывая, что Он уже не умрет, говорит: **и никтоже ю возмет от вас. В той день Мене не воспросите ничесоже** [[new:in:16:22|(ст. 22–23)]]. Этим опять показывает не что иное, как то, что Он – от Бога. Тогда вы уже будете знать всё. Что же значит – **Мене не воспросите**? Вы не будете нуждаться в посреднике, но довольно будет произнесть только имя, чтобы получить все. **Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое** [[new:in:16:23|(ст. 23)]]. Показывает силу Своего имени, так как (Апостолы), не видя и не прося Его, но только называя Его имя, будут иметь великую цену у Отца. Когда же так было? Тогда, когда они говорили: //призри на прещения их, и даждь рабом Твоим со дерзновением глаголати слово Твое и творить во имя Твое чудеса. И подвижеся место, идеже бяху// [[new:act:04:29|(Деян. 4, 29–31)]]. ===== Прп. Серафим Саровский ===== - Что же еще вы чувствуете? - Необыкновенную радость во всем моем сердце! И батюшка о.Серафим продолжал: - Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостию, ибо Дух Божий радосотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: **Жена егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея; егда же родит, отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир**. //В мире скорбни будете, но егда узрю вы, возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас//. Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в сравнении с той, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той //ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, яже уготова Бог любящим Его//. //**Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир** (В этом сравнении Господа рождающей жены с скорбями учеников.) Нечто подобное указанному обстоятельству в жизни женщин, возлюбленные братия, совершается ныне пред нашими глазами. Спасая род человеческий от вечных мучений, от вечной смерти в жизнь вечную, Господь Иисус терпит ныне как бы муки рождения, – только Его скорби, Его мучения несравнимы ни с какими муками рождения. Жена претерпевает муки рождения ради первой жены Евы, подвергшей греху, болезням и смерти весь род человеческий, и за свои грехи, и ради рождения в мир человека по образу своему, такого же грешника, как сама. Господь Иисус Христос, совершенно безгрешный, терпит муки рождения в вечную жизнь всего человеческого рода, правосудием Отца Небесного обреченного за грехи на вечные мучения; чем больший плод, тем сильнейшие муки, – эти муки должны были равняться всем тем мучениям, которые должен был вечно претерпевать весь грешный род Адама за все свои грехи. И вот Он, милосердый наш Спаситель, мучась как бы родами, терпит скорбь, и скорбь терпит волею, ибо предвидит, что эта скорбь избавит избранное человечество от вечной смерти и сделает его наследником живота вечного – Царства Небесного. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир** См. Толкование на [[new:in:16:19#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 16:19]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Жена егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея** т.е. время мучительных болей. **Егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир** Как для рожающей женщины кратковременная скорбь вследствие мук рождения доставляет продолжительную радость о родившемся, так и для вас, как бы так говорит Иисус Христос ученикам, временная печаль о Моей смерти доставит постоянную радость о Моем Воскресении. ===== Прп. Макарий Великий ===== Ибо раньше человеческое естество, [отказавшись] от Бога, стало мертвым и бесплодным, и душа [человеческая также] стала бесчадной и неплодной. Ныне же [эта душа] восприняла в себя небесное семя, дабы возможно было ей приносить плоды Духа. [Первоначально] Адам был один, а [затем] из него была сотворена жена. И если бы Адам не сочетался с женой своей, то не произвел бы он плодов. Так и душа, если она не сочетается и не вступает в общение с Христом, не может приносить плодов Духа. Ибо Божественное Семя — Слово [Божие], упавшее в Богородицу Марию, падает и во все верующие души. Подобным образом рождают они от духовного Источника спасения, как гласит [Писание]: //Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом и родихом дух спасения// [[old:is:26:18|(Ис. 26, 18)]] — так плодоносит душа [плоды] Богу. **Ибо женщина, когда рождает, терпит скорбь... когда же родит, радуется, потому что родила человека в мир**. И душа, принимая в себя небесное семя, до тех пор, пока не родит, терпит скорбь, подвергаемая многоразличным искушениям; а когда она родит, то есть станет совершенной, радуется радостью постоянной и неизреченной, потому что родился небесный и новый человек в горний мир. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 52.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир** См. Толкование на [[new:in:16:19#lopuxin_ap|Ин. 16:19]] [<10>]