[<10>] ====== Толкования на Ин. 16:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и в той день Мене не воспросите ничесоже. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще (чесо) просите от Отца во имя Мое, даст вам** См. Толкование на [[new:in:16:21#svt_ioann_zlatoust|Ин. 16:21]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **и в той день Мене не воспросите ничесоже. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще (чесо) просите от Отца во имя Мое, даст вам** См. Толкование на [[new:in:14:13#svt_ignatij_brjanchaninov|Ин. 14:13]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== Ст. 23-24 **и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна** Что такое — просить во имя Господа Иисуса? Просто сие для простых, искренних и смиренных сердец и без исследовательного объяснения, или понятно для них, или ощутительно.// Миро излиянное имя Твое// [[old:pp:01:02|(Песн. 1:2)]], Господи Иисусе! Когда изливается миро — его благоухание распространяется, и непритупленное или неподавленное обоняние без искусства и усилия получает ощущение услаждающее и ободряющее. Когда имя Господа Иисуса изливается в молитве — от него распространяется благоухание Святого Духа, и не отягченное земными пристрастиями сердце, не заглушенное страстями чувство внутреннее, легко и просто приемлет ощущение благодати, услаждающее и возвышающее. Так верующая душа в имени Господа Иисуса и чрез то в благодати Духа Святого приближается к Отцу Небесному и с дерзновением вопиет Ему: Авва Отче, с детскою простотою сказует Ему свои прошения; и Он благоприемлет ее прошения, сопутствуемые ходатайством Его Единородного Сына и Единосущного Духа. //**Из Слова в день обретения мощей прп. Сергия**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 23-24 **И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна** Когда, говорит, Я воскресну, а затем придет Утешитель к вам и наставит на всякую истину, тогда вы не спросите Меня ни о чем, как, например, прежде спрашивали: //куда Ты идешь?// [[new:in:14:05|(Ин. 14, 5)]], //покажи нам Отца// [[new:in:14:08|(Ин. 14, 8)]]. Ибо силою Духа вы будете знать все. Или //"спросите"// употреблено вместо: попросите, потребуете. Итак, когда Я, по воскресении из мертвых, пошлю вам Утешителя, тогда вы уже не попросите Меня, то есть не будете нуждаться в Моем посредничестве, но довольно будет вам произнести имя Мое, чтобы желаемое получить от Отца. Итак, здесь Он показывает силу Своего имени; так как Его не будут видеть и не будут просить, а только назовут имя Его, и Он будет творить такие дела. //"Доныне вы ничего не просили во имя Мое"//, а отныне// "просите и"// непременно //"получите"//. Посему полезнее, чтобы Я умер; ибо отныне вы получите большее дерзновение пред Отцом Моим. Хотя Я и разлучусь с вами, но вы не думайте, что вы оставлены Мною; ибо разлучение Мое даст вам большее дерзновение, и радость ваша тогда будет самая полная, когда вы получите все просимое. Примечай же: получает тот, кто просит во имя Христа. А из тех, кои желают предметов мирских и душевредных, никто не просит во имя Христово, а потому и не получает. Ибо имя Христа Божественно и спасительно. Если же кто просит пагубного для души, то неужели мы скажем, что он просит во имя Спасителя? ===== Евфимий Зигабен ===== **И в той день Мене не вопросите ничесоже ** //В той день//, т.е. когда придет Утешитель, //Мене не вопросите ничесож//е из того, о чем вы теперь спрашиваете, именно – //камо идеши?// //покажи нам Отца// и т.п., потому что все это вы узнаете от Утешителя (или иначе: не будет необходимости в том, чтобы Я жил с вами телом – такое значение имеют слова: //Мене не вопросите ничесоже//, – но, призвав имя Мое, вы получите все, о чем ни попросите. Об этом говорит далее Иисус Христос). **Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще (чесо) просите от Отца во имя Мое, даст вам ** А чье имя имеет такую силу, Тот без сомнения есть Бог. Поэтому и Давид, воспевая это имя в различных местах, между прочим говорит: //яко чудно имя Твое по всей земли// [[old:ps:008:02|(Пс. 8, 2)]], – а также: //яко вознесеся имя Того единаго// [[old:ps:148:13|(Пс. 148, 13)]]. Следует заметить, что удовлетворение просьбы Иисус Христос приписывает иногда Богу Отцу, иногда же Себе, как и многие другие дела, – а здесь и Богу Отцу и Себе, так как прибавляет: во имя Мое. Так нужно объяснять и все те места, где есть такое прибавление (Елика аще чесо просите, разумеется, достойного, полезного). ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 23-24 **и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна** Господь изображает счастливые последствия Своего пришествия к ученикам по воскресении. //«В тот день»// (ср. [[new:in:14:20|Ин.14:20]]), т. е. во время бесед с воскресшим Господом. //«Вы не спросите Меня ни о чем».// Мы знаем, что и после воскресения ученики спрашивали Господа о том, что особенно их занимало (например, об устроении царства Израилева; [[new:act:01:06|Деян.1:6]]). Поэтому выражение οὐκ ἐρωτήσετε лучше понимать в смысле «не будете обращаться с вопросами постоянно, по поводу всякого Моего непонятного для вас слова и даже постоянно повторять одни и те же вопросы, как вы делали во время этой Моей беседы с вами» (стих 18). Положение апостолов в настоящее время – положение неопытных детей, которые обо всем расспрашивают старших по возрасту, изменится после того, как они увидят воскресшего Христа, на положение взрослых людей. //«О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам».// Здесь указан другой признак нового положения, какое займут апостолы по воскресении Христа по отношению к Богу. Прежде, под гнетом мысли о судьбе Сына Божия они чувствовали какой-то испуг перед карающей так грозно – за грехи человечества – неповинного Христа десницей Господней. Тогда они будут смотреть на эту десницу как на заключающую в себе всякие милости для искупленных страданиями Христа. «//Доныне//», т. е. до тех пор, пока Христос не вошел к Отцу и не получил вечного прославления и по человечеству, они ничего не просили в Его имя (см. [[new:in:14:13|Ин.14:13]]), т. е. в своих молитвах обращались прямо к Господу, Богу отцов своих, не опираясь на «//имя//» своего Учителя и Господа. Тогда же, после прославления Христа, им будет особенно радостно, что в своих молитвах они будут призывать имя столь близкого им Христа и в этой близости Его к ним находить ручательство в том, что молитвы их не останутся неисполненными. [<10>]