[<10>] ====== Толкования на Ин. 17:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 2-3 **якоже дал еси Ему власть всякия плоти, да всяко, еже дал еси Ему, даст им живот вечный: се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа** Затем Христос говорит и о самом образе славы, и как Он прославит Отца. **Якоже дал еси Ему власть всякия плоти, да всяко, еже дал еси Ему, не погибнет** [[new:in:17:02|(Ин. 17, 2)]]. Слава Божия в том действительно и состоит, чтобы всегда благодетельствовать. Что же значит:** якоже дал еси Ему власть всякия плоти**? Этим показывает, что дело проповеди не ограничится одними иудеями, но прострется на всю вселенную и полагает начало призванию язычников. Так как Он сказал: //на путь язык не идите// [[new:mf:10:05|(Мф. 10, 5)]], а впоследствии скажет: //шедше научите вся языки// [[new:mf:28:19|(28, 19)]], то теперь показывает, что это угодно и Отцу. В самом деле, проповедь язычникам весьма соблазняла иудеев и даже учеников. Ученики и впоследствии не легко дозволяли себе входить в общение с язычниками, пока не получили наставления от Духа, – так как отсюда происходил немалый соблазн для иудеев. Оттого-то даже после столь великого явления Духа Петр, пришедши в Иерусалим, едва мог избегнуть порицаний, рассказав о плащанице [[new:act:11:01|(Деян. 11, 1–19)]]. Что же значит: **дал еси Ему власть всякия плоти**? А когда, – спрошу я еретиков, – Он получил эту власть? Прежде ли создания людей или после создания? Сам Он говорит: после распятия и воскресения, так как тогда сказал: //дадеся Ми всяка власть. Шедше научите вся языки// [[new:mf:28:18|(Мф. 28, 18, 19)]]. Что ж? Ужели Он не имел власти над делом Своим? Ужели Он только сотворил людей, а власти над ними после сотворения не имел? Но и в предшествующие времена Он, как видно, все делает Сам: одних наказывает как грешников; других, обращающихся, исправляет: //еда утаю//, говорит, //от Авраама раба Моего, яже Аз творю// [[old:gen:18:17|(Быт. 18, 17)]]; а иных и удостаивает чести как праведников. Или тогда Он имел, а теперь потерял и опять получил? Но какой демон может сказать это? Если же одна и та же власть и тогда, и теперь: //якоже//, говорит, //Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, их же хощет, живит// [[new:in:05:21|(Ин. 5, 21)]], – то что значит сказанное? Он намерен был послать Апостолов к язычникам; а чтобы они не почли этого нововведением, – так как Он говорил: //несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева// [[new:mf:15:24|(Мф. 15, 24)]], – Он показывает, что это угодно и Отцу. А что Он говорит об этом с великим уничижением, в том нет ничего удивительного; таким образом Он и их (Апостолов) тогда назидал, и тех, которые будут после, и, как я уже говорил, такою чрезмерностию уничижения всегда ясно внушал, что Он говорит приспособительно. Что же значит: **всякия плоти**? Ведь известно, что не все уверовали. Сколько от Него зависело, – все уверовали. Если же не внимали словам Его, то в этом вина не учащего, но не принимающих (учения). **Да всяко, еже дал еси Ему, даст им живот вечный** [[new:in:17:02|(Ин. 17, 2)]]. Не удивляйся, что и здесь Он говорит человекообразно. Он поступает так и по вышесказанным причинам, и потому, что всегда остерегался говорить Сам о Себе что-нибудь великое, так как это неприятно было слушающим, которые все еще не думали о Нем ничего великого. Оттого-то Иоанн, когда говорит от своего лица, поступает не так, но возводит слово до высокого, говоря таким образом: //вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть// [[new:in:01:03|(1, 3)]]; и: //живот бе// [[new:in:01:04|(1, 4)]]; и: //свет бе// [[new:in:01:09|(1, 9)]]; и: //во своя прииде// [[new:in:01:11|(1, 11)]]; не то, что Он не имел бы власти, если бы не получил ее, но что Он и другим //дал власть чадом Божиим быти// [[new:in:01:12|(1, 12)]]. Подобным образом и Павел называет Его равным Богу. Сам же Он просит, как обыкновенный человек, говоря так: **да всяко, еже дал еси Ему, даст им живот вечный. Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа** [[new:in:17:03|(17, 3)]]. **Единаго истиннаго Бога** – говорит так для отличия от ложных богов, так как хотел послать Апостолов к язычникам. Если же не согласятся с этим, но на одном этом основании станут отвергать, что Сын есть истинный Бог, то, идя таким образом дальше, они отвергнут и то, что Он есть Бог. В самом деле, (Христос) говорит: //славы, яже от единаго Бога, не ищете// [[new:in:05:44|(5, 44)]]. Что же? Ужели поэтому Сын уже не Бог? Если же Сын – Бог, хотя Отец и называется единым, то явно, что Он и истинный, хотя (Отец) и именуется единым истинным. Притом, когда Павел говорит: //или един аз и Варнава// [[new:1kor:09:06|(1 Кор. 9, 6)]], – ужели он исключает Варнаву? Совсем нет; слово //един// употреблено только для различения от других. И если – не истинный Бог, то каким образом Он есть истина? Истина от истинного различается весьма немного. Чем назовем мы, скажи мне, не истинного человека? Конечно уже и не человеком? Так точно, если Сын не есть истинный Бог, то как Он может быть Богом? Да как Он и нас может делать богами и сынами, не будучи Сам истинным? Но об этом подробнее сказано нами в другом месте. Потому пойдем далее. ===== Свт. Николай Сербский ===== **так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную** Вот в чем человеколюбивый Господь видит славу Свою! В том, что Он может дать людям жизнь вечную. О сем Он молится Отцу Своему. Сего прославления Он просит у Отца. В то время как люди приуготовляют Ему горький час страданий, пота и крови, Он молится, да возможет дать людям жизнь вечную. На тягчайший камень отвечает Он сладчайшим хлебом. То, что Отец дал Ему власть над всякою плотью, Господь говорил не раз. //«Все предано Мне Отцем Моим»//, – изрек Он [[new:mf:11:27|(Мф. 11:27)]]; и еще: //Все, что имеет Отец, есть Мое// [[new:in:16:15|(Ин. 16:15)]]. А по Воскресении Своем Он объявил ученикам Своим: //«дана Мне всякая власть на небе и на земле»// [[new:mf:28:18|(Мф. 28:18)]]. Итак, Господь желает от Отца возможности располагать и жизнью вечной в отношении данных Ему душ, то есть возможности дать им жизнь вечную – так же, как Он имел власть над всяким живым творением. Ибо одно – иметь власть над смертным миром, а другое – располагать жизнью вечной. Когда Бог хотел в начале сотворить живого и бессмертного человека, тогда в творении сем участвовала Святая Троица, ибо сказано: //«сотворим человека по образу Нашему»// [[old:gen:01:26|(Быт. 1:26)]]. И ныне, когда Обновитель и Спаситель мира хочет даровать смертным людям жизнь вечную, Он молитвенно советуется со Своим Отцем, при чем подразумевается и присутствие Духа Святаго. И в первом, и во втором случае Святая Троица выделяется как единый Владыка вечной жизни. И в первом, и во втором случае вечная жизнь провозглашается величайшим благом, коим располагает Бог. Сие мгновение возвращения человека в вечную жизнь точно так же величественно и несравненно, как и мгновение сотворения человека из праха земного. Ибо сделать смертного человека бессмертным – такое же возвышенное и Божественное деяние, как и сотворить его из праха. **//Беседы на Евангелие.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную** См. Толкование на [[new:in:17:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 17:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Якоже дал еси Ему власть всякия плоти ** Иисус Христос говорит: //прослави Сына Твоего//, так как Ты дал Ему власть над всеми народами, чтобы прославляться ими; потому что в Писании сказано: //и дам ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли// [[old:ps:002:08|(Пс. 2, 8)]] (Прослави Сына Твоего, так как Ты благоволил, чтобы Его узнала и прославляла вся вселенная. Когда Иисус Христос высказывает Свое желание прославиться, или когда употребляет выражение //дал еси// и т.п., то конечно, говорит о Себе уничиженно и для объяснения различных планов Божественного Домостроительства, как об этом уже сказано несколько раз, – или же Он говорит это, как Человек). **Да всяко, еже дал еси Ему, даст им живот вечный** Если же некоторые не уверовали и не получили вечной жизни, то это их собственная вина. Бог Отец благоволил, чтобы Сын всех покорил через веру в Себя, чтобы все стали под ярмо Его заповедей. Сын Божий также всем людям дал через апостолов Свое Евангелие, которое сообщило бы всем людям познание Бога, или что то же – вечную жизнь (Если же некоторые не покорились вере, не приняли закона, то конечно, они сами виновны в своей погибели, так как Спаситель никого не принуждает насильно. Добродетель – есть дело свободной воли). ===== Лопухин А.П. ===== **так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную** //«Так как Ты дал Ему власть»// правильнее, «сообразно с тем, что» (καθώσ). Христос здесь выясняет Свое право на такое прославление. Право это дает Ему величие порученного Ему Отцом дела спасения людей. //«Над всякою плотью»//. Весь род человеческий, который здесь назван «плотью» по своей духовной немощи, по своему бессилию в деле устроения собственного спасения (ср. [[old:is:40:06|Ис.40:6]] и сл.), отдан во власть Сына. Но, конечно, только с неба, с небесного престола Христос может эту власть осуществить, сделать действительной для бесчисленных миллионов людей, рассеянных по всей земле (а власть эта, раз она дана, не может, не должна остаться у Христа неиспользованной на благо человечества и на славу имени Божия). Следовательно, Господь имеет полное право и основание просить Отца о том, чтобы Он прославил Его и по человечеству высшей, небесной славой. //«Да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную».// Сейчас Христос сказал о том, что данная Ему власть над всем человечеством должна осуществиться. Но как, в каком направлении осуществится эта власть Он еще не определил. Она может сказаться и в том, что Христос спасет многих людей, но, несомненно, в силу той же власти Христос на последнем суде и осудит многих за их нежелание принять спасение из Его рук. Теперь Он говорит определенно, что спасение или, иначе, //«вечную жизнь»// (ср. [[new:in:03:15|Ин.3:15]]) Он хочет, согласно с волей Отца, дать не всем, а только тем, кого отдал, кого особенно привлек к Нему Отец как достойных спасения (ср. [[new:in:06:37|Ин.6:37,]] [[new:in:06:39|39,]] [[new:in:06:44|44,]] [[new:in:06:65|65)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]