[<10>] ====== Толкования на Ин. 17:5 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть** Если Сын просил у Отца прославлении по Божеству, а не по человечеству; то просил, чего не имел, и ложно говорят Евангелист: //«видехом славу Его»// [[new:in:01:14|(Иоан. 1, 14)]], и Апостол: //«не быша Господа славы распяли»// [[new:1kor:02:08|(1Кор.2, 8)]], и Давид: //«и внидет Царь славы»// [[old:ps:023:07|(Псал.23,7)]]. Поэтому просит не приумножения славы, но явления домостроительства. Если Сын действительно просил у Отца славы, **«юже име прежде мир не бысть»**; то просил, как утративший ее. Ибо не пожелал бы получить то, что уже имел. А если так, то утратил не только славу, но и Божество; потому что слава с Божеством неразлучна. Следовательно, был Он простой человек, как думал и Фотин. Из сего оказывается, что сказал таким образом по домостроительству человечества, а не по оскудению Божества. **//Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть** См. Толкование на [[new:in:17:04#svt_ioann_zlatoust|Ин. 17:4]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира** Что могли бы сказать на это утверждающие, будто Христос – обычный человек и такое же творение Божие, как и прочие творения? Се, Господь говорит о славе, которую Он имел у Отца прежде создания мира! Однажды Господь изрек о Себе иудеям: //«прежде нежели был Авраам, Я есмь»// [[new:in:08:58|(Ин. 8:58)]], а в другой раз на вопрос: кто же Ты? – ответил: //«от начала Сущий»// [[new:in:08:25|(Ин. 8:25)]]. Что Он есть, прежде нежели был Авраам, и что Он от начала Сущий – сие благоизволил Он сказать неразумным иудеям; но что Он пребывал и был во славе и прежде бытия мира – того Он не хотел раскрывать им. Ныне, чрез эту молитву, Он раскрывает сие всему миру. Почему именно теперь? Потому что Он заранее знает: молитва эта достигнет слуха людей только после Его славного Воскресения, после коего людям легче будет веровать и в предвечную славу Его. Слава Его равна славе Отчей, ибо сие есть слава Единородного от Отца [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]]. Не Сам ли Господь засвидетельствовал: //«Все, что имеет Отец, есть Мое»// [[new:in:16:15|(Ин. 16:15)]]? Значит, и слава Отца есть слава Его. И в славе, как и в силе, Он равен Отцу. Но почему тогда Он молит Отца прославить Его? Он молит о прославлении не Божественной Своей природы, но человеческой. Его человеческая природа, а не Его Божественная природа является новостью для сотворенного мира. Ее нужно обожить и ввести в славу Божественную, чтобы и мы, люди, могли приблизиться к славе сей. В этом – венец всего служения Спасителя мира. В этом – великая тайна примирения людей с Богом и их благодатного усыновления чрез славу Богочеловека. Обратите внимание и на такой очень важный момент: Господь молит Отца прославить Его после того, как сказал, что совершил дело, которое Отец поручил Ему исполнить. Сие есть ясное поучение всем нам: лишь исполнив волю Божию, мы можем надеяться на награду от Бога. Вспомните пророчество Христово о том, что в конце времен, когда приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего, Он воздаст каждому по делам его [[new:mf:16:27|(Мф. 16:27)]]. Блаженны в те дни праведники, ибо во сто крат будут они вознаграждены за добрые дела свои и воссияют, как солнце, во свете славы Христовой пред престолом Всевышнего. **//Беседы на Евангелие.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира** См. Толкование на [[new:in:17:04#prav_ioann_kronshtadtskij|Ин. 17:4]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира** См. Толкование на [[new:in:17:04#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 17:4]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть** Я прославил Тебя на земле, а Ты прославь Меня у Тебя Самого славой Божества, которую Я имел прежде бытия мира, – прославь Меня, как человека, удостоив царского престола, – о чем пророк сказал: //рече Господь Господеви моему//, т.е. Отец Сыну, //седи одесную Мене// [[old:ps:109:01|(Пс. 109, 1)]], – прославь Меня славой, которую Я имел, как Бог, прежде бытия мира, в Твоей власти, т.е. прежде всего, всегда. Ныне вместо: //после того//. И мы будем наслаждаться этой славой, если будем подражать Иисусу Христу, так как апостол Павел сказал: //понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся// [[new:rim:08:17|(Рим. 8, 17)]]. Как много слез нужно, чтобы оплакать тех, которые, в виду такой славы, теряют сами ее через свое нерадение и сами себе делают зло, подобно сумасшедшим и беснующимся. Даже если бы не было никакого наказания, то и в таком случае несчастнейшими нужно считать тех, которым уготовано было царствование и прославление вместе с Сыном Божиим, но которые сами лишили себя таких благ, так //как недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас// [[new:rim:08:18|(Рим. 8,18)]]. ===== Лопухин А.П. ===== **И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира** См. Толкование на [[new:in:17:04#lopuxin_ap|Ин. 17:4]] [<10>]