[<10>] ====== Толкования на Ин. 17:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 6-8 **Явих имя Твое человеком, ихже дал еси Мне от мира: Твои беша, и Мне их дал еси, и слово Твое сохраниша: ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть: яко глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси** Сын Божий называется Ангелом Великого Совета, как по причине других (истин), которые Он открыл, так особенно потому, что Он возвестил людям об Отце. Вот об этом-то Он и теперь говорит: **явих имя Твое человеком.** Сказав: Я совершил Твое дело, Он снова подробнее говорит о том же, объясняя, какое это дело. Но ведь имя было уже известно? Исаия, например, говорит: //клятися будут Богом истинным// [[old:is:65:16|(65, 16)]]. На это я и теперь скажу то же, что много раз говорил, то есть: оно было известно, но только иудеям, и то не всем; а теперь говорит о язычниках. Притом Он показывает не только это, но и то, что познали Бога как Отца; а не одно и то же значит, что (Бог) есть Творец и – что Он имеет Сына. Явил же Христос имя Его и словами, и делами. **Ихже дал еси Мне от мира.** Как прежде сказал: //никтоже приидет ко Мне, аще не будет дано ему//, и: //аще не привлечет его Отец Мой// [[new:in:06:65|(Ин. 6, 65]], [[new:in:06:44|44)]], так и здесь говорит: **ихже дал еси Мне.** Но так как Он же говорит, что Он Сам есть путь, то отсюда явно, что в этих словах Он высказывает две (мысли), именно: что Он не противен Отцу и что такова воля Отца, чтобы люди веровали Сыну, **Твои беша, и Мне их дал еси**. Этим Он хочет научить, что Отец весьма любит Его. А что Ему действительно не нужно было принимать их, это видно из того, что Сам Он и сотворил их, Сам постоянно и промышляет о них. Как же возможно, чтобы Он принял их? Нет; это, как я сказал, означает только единомыслие Его с Отцом. Если же кто захочет понимать это по-человечески и так, как сказано, то (люди) не будут уже принадлежать Отцу. В самом деле, если в то время, как Отец имел их, Сын их не имел, то очевидно, что, когда Он отдал их Сыну, Сам перестал ими владычествовать. А отсюда опять выйдет еще большая нелепость, именно: доколе они были у Отца, они были несовершенны, а как скоро перешли к Сыну, стали совершенными. Но смешно это и сказать! Итак, что же Он выражает этим? То, что и Отцу угодно, чтобы они веровали Сыну. **И слово Твое сохраниша. И ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть** [[new:in:17:06|(17, 6–7)]]. Каким образом они слово Твое сохранили? Они уверовали в Меня и не внимали иудеям, потому что, кто верует в Него, тот утверди, как он говорит, //яко Бог истинен есть// [[new:in:03:33|(3, 33)]]. Некоторые, правда, читают так: ныне разумех, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть; но этого нельзя допустить. Как, в самом деле, возможно, чтобы Сын не знал того, что принадлежит Отцу? Нет, это сказано об учениках. Как скоро, говорит, Я сказал, – они уразумели, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть; что нет у Меня ничего чуждого, ничего особенного от Тебя, – потому что особенное как бы предполагает уже много чуждого. Итак, они уразумели, что все, чему Я учил, – Твое: и наставления, и догматы. Но откуда они узнали? Из Моих слов, потому что Я так и учил. И не только это, но и то, что Я от Тебя пришел [[new:in:17:08|(17, 8)]], – как это действительно Он и старался внушить во всем Евангелии. ===== Свт. Николай Сербский ===== **Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое** Какое же имя Божие Господь наш Иисус Христос открыл человекам? Имя Отец. Имя сие было равно не известно ни язычникам, ни иудеям. Имя сие есть совершенно новое откровение человекам. Ветхозаветные пророки и праведники знали Бога под именем Бога, или Творца, или Господа, или Царя, или Судии, но никак не под именем Отца. Это имя Божие было для людей вековою тайной. И никто из смертных не мог открыть сего сокровенного имени Божия, ибо под бременем греховного мрака и страха никто из них и не мог ощутить Отцовство своего Создателя. А то, что нельзя ощутить, не имеет большой цены, даже если случайно и придет на язык. Лишь рожденный от Бога может назвать Бога Отцом; лишь он может явить Его как Отца, не солгав ни сердцем, ни языком. //«Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»// [[new:in:01:18|(Ин. 1:18)]]. Кому Господь открыл сие прелюбезное имя Отец? **Человекам**, – глаголет Он, – **которых Ты дал Мне от мира**. Некоторые толкователи считают: Господь намеренно сказал **от мира**, дабы было понятно, что речь идет не об ангелах, человеках небесных, но о человеках обычных, земных. Но, несомненно, правильнее полагать, что Господь здесь имел в виду учеников Своих, в более узком и в более широком смысле. Это ясно из последующих слов молитвы сей, где говорится: //«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их»// [[new:in:17:20|(Ин. 17:20)]]. Совсем не обосновано, между тем, мнение проповедников фатализма, которые в этих речах видят Божие предопределение одних людей ко спасению, а других – к погибели. **Они были Твои, и Ты дал их Мне.** То есть: они были Твои как творения и рабы, кои знали Тебя лишь как Творца и Судию; а ныне они научились от Меня Твоему сладчайшему и более драгоценному имени и чрез Меня усыновлены. Ты дал их Мне рабами, чтобы Я привел их к Тебе сынами. И они явили себя достойными сей чести, ибо сохранили слово Твое. Так человеколюбивый Господь воздает великую похвалу ученикам Своим пред Отцем Небесным. И продолжает эту похвалу: [[new:in:17:07|ст. 7.]] **//Беседы на Евангелие.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Явих имя Твое человеком** См. Толкование на [[new:in:01:18#svt_ignatij_brjanchaninov|Ин. 1:18]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое** **Они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое**. Вот почему апостолы сделались апостолами, вот отчего Господь удостоил их избрания: они были по незлобию и чистоте сердец своих детьми Отца Небесного еще прежде: **были Твои**. Их Отец Небесный знал как Своих и дал Спасителю как предуведенных. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира** См. Толкование на [[new:in:17:04#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 17:4]] Ст. 6-8 **Они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть; Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня** Господь хочет утвердить две мысли: одну ту, что Он не противник Отцу, а другую, что Отец хочет, чтобы они веровали Сыну. Посему говорит: //"они были Твои, и Ты дал их Мне".// В словах: //"Ты дал Мне",// показывается то и другое. Я не похитил их, но Ты соизволил, чтобы они пришли ко Мне. Посему не вражду, но единомыслие и любовь имеешь Ты, Отче, ко Мне.// "Они сохранили слово Твое"//, потому что поверили Мне и не вняли иудеям. Ибо кто верит Христу, тот сохраняет слово Божие, то есть Писание, Закон. Ибо Писание возвещает о Христе. Еще иначе. Все, что говорил Господь ученикам, принадлежало Отцу. Ибо //Я, //говорит//, говорю не от Себя// [[new:in:14:10|(Ин. 14, 10)]]. А Он сказал им между прочим: //"будьте во Мне"// [[new:in:15:04|(Ин. 15, 4)]]. Вот они и соблюли это: //"Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть"//. Некоторые греческое //"уразумели"// читают как //"ныне Я познал"//; но такое чтение неосновательно. Ныне, говорит, ученики Мои узнали, что Я не имею ничего особенного, и что Тебе Я не чужой, но что все, что Ты дал Мне (дал не в дар, как созданию какому-нибудь, ибо это не приобретено Мною), есть от Тебя, то есть принадлежит Мне, как Сыну и Лицу властному над тем, что принадлежит Отцу. Откуда же узнали это ученики Мои? //"Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им"//, то есть из Моих слов, из Моего учения, ибо Я всегда учил их тому, что есть от Отца, и не только этому учил, но и тому учил, что Я исшел от Тебя, и что Ты послал Меня. Ибо во всем Евангелии Он хотел утвердить ту истину, что Он не противник Богу, но исполняет волю Отца. ===== Евфимий Зигабен ===== **Явих имя Твое человеком** Сказав: дело соверших, Иисус Христос поясняет теперь эти слова. Так как иудеям уже было открыто имя Божие и они знали, что есть Бог, то значит здесь Иисус Христос говорит о других народах, которым не известно было это имя. Или же под именем Он разумеет здесь имя – Отца, т.е. что Бог есть Отец истинного Сына; этого имени и иудеи не знали, оно было открыто им Иисусом Христом. ** Ихже дал еси Мне от мира: Твои беша ** были Твои, как Бога. **И Мне их дал еси** как равному с Тобою. Речь идет об апостолах. И этими словами Иисус Христос показывает, что Он не противится Богу, и что только по воле Отца апостолы уверовали в Сына. Если бы они, принадлежа Богу, не принадлежали Сыну, как говорят безрассудно некоторые, то отсюда следовало бы, что давая их Сыну, Отец как бы лишился их, – что нелепо. //Дал еси Мне//, говорит Иисус Христос, таким же образом, как Он прежде сказал: //никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его// [[new:in:06:44|(Ин. 6, 44)]]. Но почему Иисус Христос сказал: //ихже дал еси Мне от мира//, когда Он прежде говорил к ученикам: //от мира несте// [[new:in:15:19|(Ин. 15, 19)]]? Прежде под миром он разумел злых людей, а в этом месте разумеет мир, как творение Божие. **И слово Твое сохраниша** исполнили волю Твою, уверовав в Меня. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое** Это Иисус Христос говорит об апостолах, которым Он открыл учение о Боге Отце и которых Бог Отец, отделив от мира, перепоручил Иисусу Христу для научения их первых вере и для дела проповедования Евангелия. И они **сохранили Твое слово**, т.е. и научены, и приготовлены Иисусом Христом сколько было можно. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-8 **Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня** Говоря об исполнении порученной Ему задачи в субъективном отношении, именно о тех результатах, которых Он достиг в тесном кругу данных Ему от Отца избранников, достиг Своим учением и делами (ср. [[new:in:14:09|Ин.14:9]] и сл.), Христос указывает на то, что Он открыл этим людям «//имя//» Отца, т. е. дал познать этим избранникам, что Бог есть воистину Отец, что Он любит всех людей и потому от века предрешил искупить их от греха, проклятия и смерти. //«Они были Твои»//. Апостолы принадлежали Богу еще ранее того, как они обратились ко Христу. Таков был, например, Нафанаил – истинный израильтянин [[new:in:01:48|(Ин.1:48)]]. //«Они сохранили слово Твое»//. Христос таким образом признает Евангелие, которое Он возвещал, не Своим, а словом Отца. За таковое его приняли и апостолы, сохранившие его в своей душе доселе. Господь, говоря, что апостолы сохранили переданное им через Него слово Отца, имеет здесь в виду, вероятно, те заявления, какие сделаны были от их лица апостолом Петром [[new:in:06:68|(Ин.6:68)]] и всеми ими [[new:in:16:29|(Ин.16:29)]]. //«Ныне уразумели они...»// С уразумением того, что все сказанное им Христом дано Ему от Бога, соединено, конечно, и вступление на путь к вечной жизни (ср. стих 3). //«Ибо слова, которые Ты дал Мне...»// K такому пониманию ученики пришли потому, что Христос со Своей стороны ничего не скрывал от них (понятно, исключая то, что они не могли понять, ср. [[new:in:16:12|Ин.16:12]]) и, с другой стороны, потому, что апостолы принимали с верой слова Христовы. По-видимому, здесь уразумение божественного достоинства Христа (//«что Я исшел от Тебя»//) предшествует вере в его Мессианское достоинство (//«что Ты послал Меня»//). Но на самом деле то и другое идет одновременно, и вера в Божество Христа поставлена на первое место только в силу ее преимущественного значения. **//Толковая Библия.//** ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== **Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира** В этой молитве Иисус как бы подводит итоги Своей земной миссии и говорит Отцу о том, что Он считает самым важным. И главный итог Его миссии сформулирован в словах:** Я открыл им имя Твое**. Эти слова можно понять в том смысле, что Иисус открыл Своим ученикам значение имени Божия — то значение, которое до того было сокрыто от них. Однако, учитывая синонимичность понятий "Бог" и "имя Божие" в библейской традиции, можно понимать слова Иисуса в том смысле, что Он открыл Своим ученикам Самого Бога. **//Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.//** [<10>]