[<10>] ====== Толкования на Ин. 17:10 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **и Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя: и прославихся в них** Посему-то говорит Господь: **«Моя вся Твоя суть»**, потому что к Отцу возводится начало созданий, **«и Твоя Моя»**, потому что от Отца приемлет Он и то, чтоб стать причиною созидания, не в том смысле, что Сын в действовании пользуется пособием Отца, и что Ему особыми частными приказаниями вверяется служение каждого дела – это было бы рабственно и чрезмерно ниже Божеского достоинства, но в том смысле, что Слово, исполнившись Отчими благами, от Отца возсияв, все творит по подобию Рождшего. Ибо если не имеет с Ним разности по сущности, то не будет иметь разности и по могуществу. A у кого сила равная, у тех непременно и действование равное. Христос же //«Божия сила и Божия премудрость»// [[new:1kor:01:24|(1Кор 1:24)]]. Посему //«вся Тем быша»// [[new:in:01:03|(Ин 1:3)]], и //«всяческая Тем и о Нем создашася»// [[new:kol:01:16|(Кол 1:16)]], не в том смысле, что Он исполняет какое-то орудное и рабское служение, но в том, что Он зиждительно совершает Отчую волю. **//О Святом Духе.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя: и прославихся в них** Потом, так как Он многократно говорил: Твои суть, и Ты Мне их дал еси, то, чтобы не подумал кто-нибудь, что власть Его недавняя и что Он только теперь принял их, – Он, устраняя эту неправую мысль, говорит: **Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя, и прославихся в них**. Видишь ли равночестие? Чтобы ты, слыша: //дал еси Мне//, не подумал, что они отчуждаются теперь от власти Отца или – еще прежде – Сына, Он уничтожил и то и другое, сказав те слова. Он как бы так говорит: когда ты слышишь: //Мне их дал еси//, – не думай, что они становятся уже чуждыми Отцу (потому что все Мое принадлежит Ему); равным образом, когда слышишь слова: Твои беша, – не думай, что они были чужды Мне, потому что все, принадлежащее Ему, есть Мое. Таким образом //дал еси// сказано только по одному приспособлению; все, что имеет Отец, принадлежит Сыну, и все, что имеет Сын, принадлежит Отцу. Этого нельзя сказать даже о Сыне по человечеству; но (говорится о Нем), так как Он больше (человека). Всякому известно, что принадлежащее меньшему принадлежит и большему, но – не наоборот; а здесь говорится и наоборот, что и показывает равенство. Это же Христос показал и в другом месте, когда, беседуя о ведении, сказал: //вся, елика имать Отец, Моя суть// [[new:in:16:15|(16, 15)]]. А выражения: //дал еси Мне// и все подобные, – чтобы показать, что Он, не как чуждый, пришел и привлек их к Себе, но принял их, как Своих. Затем Он представляет причину и доказательство, говоря: **и прославихся в них**, то есть что Я имею власть над ними или что они прославят Меня, веруя Тебе и Мне, и прославят одинаково. Если же Он прославился в них не одинаково, то принадлежащее Отцу не принадлежит уже Ему. А никто не прославляется тем, над чем не имеет власти. Как же Он прославился одинаково (с Отцом)? Все одинаково умирают за Него, как и за Отца, проповедуют Его, как и Отца, и как говорят, что все совершается именем Отца, так – и именем Сына. **//Беседы на Евангелие от Иоанна.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них** Кроме ипостасных свойств, Сын полностью равен Отцу и Духу Святому; равен в превечности и бессмертии, равен в силе и власти, равен в премудрости и праведности. По ипостасным же свойствам Отец не рождается, Сын рождается, а Дух Святый исходит от Отца. Отец по отношению к Сыну является Родителем, а по отношению к Духу Святому – Изводителем. Господство и власть над всем сотворенным миром, видимым и невидимым, одинаково и нераздельно принадлежат Отцу, как и Сыну, и Сыну, как и Духу Святому. По естеству и сущности Сии Трое представляют Собою Единицу Нераздельную, а по ипостасям – Троицу Неслиянную. Отсюда, все, что имеет Отец, имеет и Сын и Дух Святый – **и все Мое Твое, и Твое Мое**. Это действительно и в отношении последователей Христовых. Они принадлежат Отцу, как и Сыну, как и Духу Святому. Почему Господь, только что сказав: они были Твои, и Ты дал их Мне, – теперь говорит: **И все Мое Твое, и Твое Мое?** Потому что Он, Отчий Посланник, принял их от Отца как сырой материал, облагородил их и искупил от греха; ныне же из любви вновь дает их, облагороженных и искупленных, в достояние Отцу. Итак, Отчее достояние – и Его достояние, а Его достояние – Отчее. Как трудно разделить любовь двух любящих друг друга лиц, так трудно разделить и достояние их. И еще глаголет Господь: и Я прославился в них. Как Бог Он прославился пред людьми, а как Человек – пред Святою Троицей и ангелами. Чем прославляется дерево, если не плодами своими? И Господь не ищет пустой славы, но полагает славу Свою в плодах Своих, то есть в последователях Своих, кои последовали Ему верою, добрыми делами, любовью и ревностью. Ищут ли родители славы большей, чем быть прославленными в детях своих? И для Господа величайшая радость, что Он прославился в детях Своих, в верных Своих. **//Беседы на Евангелие.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них** См. Толкование на [[new:in:17:09#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 17:9]] ===== Евфимий Зигабен ===== ** И Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя** Видишь ли из этой перестановки слов совершенную равночестность Отца и Сына? Сказав раньше: //Твои суть//, Иисус Христос показал, что и те, которые даны Ему, подвластны и Богу Отцу; а чтобы кто-либо не подумал, что Отец могущественнее, Он прибавил: //и Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя// (Отсюда следует, что даже прежде, чем они даны были Сыну, они принадлежали Сыну, и после того как даны Ему, принадлежат и Отцу, т.е. всегда они принадлежат Им Обоим, как равночестным. Итак, слова Спасителя имеют такой смысл: Ты дал Мне Моих. Слово //дал еси// Он употребил и для того, чтобы знали, что Он не против воли Отца привлек их к Себе). **И прославихся в них** И Я имею даже власть над Твоими, как над Своими, подобно тому как и Ты имеешь власть над Моими, как над Своими. Или: Я прославился в данных Мне учениках, которые признают Меня Господом своим, покланяются Мне и признают Меня Богом. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них** См. Толкование на [[new:in:17:09#prot_ioann_buxarev|Ин. 17:9]] ===== Лопухин А.П. ===== **И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них** Заметив, что не только апостолы, но и всё у Него общее с Отцом, Христос как побуждение к особой молитве за них выставляет на вид то обстоятельство, что Он уже прославился в них. Kонечно, Он говорит о будущей деятельности апостолов, но по уверенности в них Он изображает их деятельность как уже прошедшую, как составляющую достояние истории («//Я прославился в них»//). **//Толковая Библия.//** [<10>]