[<10>] ====== Толкования на Ин. 17:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание** См. Толкование на [[new:in:17:11#svt_ioann_zlatoust|Ин. 17:11]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **Kогда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание** Никто из избранных Господом не погиб, кроме Иуды предателя, как и сказано в Священном Писании. Однако и Иуда погиб не потому, что так написано, но потому, что не был верен Богу и был идолопоклонником серебра. В Писании же проречено об Иуде: //«ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание – ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою»// [[old:ps:040:10|(Пс. 40:10;]] [[new:in:13:18|Ин. 13:18)]]. И еще стоит: //«епископство его да приимет ин»// – //«достоинство его да приимет другой»// [[old:ps:108:08|(Пс. 108:8;]] [[new:act:01:20|Деян. 1:20)]]. Оба эти пророчества исполнились на Иуде. Он ел хлеб с Господом Иисусом Христом и поднял на Него пяту свою. После предательства Иуда удавился, а его апостольское достоинство принял Матфий. **//Беседы на Евангелие.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание** Эти слова можно приложить и к нынешним благочестивым христианам. Представь, что и об них то же говорит Отцу Своему Спаситель наш: как это утешительно! //А Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же// [[new:evr:13:08|(Евр. 13,8)]]. Может ли, в самом деле, быть, чтобы Господь и ныне не соблюдал нас во имя Отца Своего и не хранил нас так же, как и учеников, чтобы никто из нас не погиб, токмо сыны погибельные, которые сами себе строят погибель! **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое** См. Толкование на [[new:in:17:11#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 17:11]] Ст. 12-13 **Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание **[[old:ps:108:17|(Пс. 108, 17)]]** Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную** Много уничижения в этих словах, если кто примет их не так, как следует. Ибо смотри, что здесь представляется. //"Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил"//. По-видимому, Он заповедует Отцу, чтобы и Отец хранил, - подобно тому, как кто-нибудь, передавая имение на сохранение другому, сказал бы: смотри, я ничего не утратил, не потеряй же и ты. Но все это Он говорит для утешения учеников. //"Сие"//, говорит, //"говорю в мире"// для успокоения, утешения и радости учеников, чтобы они одушевились и не беспокоились, так как Ты принимаешь их целыми и будешь хранить их, как и Я сохранил их и никого не погубил. Как же, Господи, никого не погубил Ты, когда Иуда погиб, и многие иные отошли обратно [[new:in:06:66|(Ин. 6, 66)]]? Со Своей стороны, говорит, Я никого не погубил. Что только зависело от Меня, Я ничего не оставил без исполнения, но соблюдал их, то есть всячески старался сохранить их. Если же они сами собою отпадают, это нисколько не относится к Моей вине. //"Да сбудется Писание"//, то есть всякое писание, предсказывающее о сыне погибели. Ибо о нем сказано в различных псалмах [[old:ps:108:08|(Пс. 108, 8]]; [[old:ps:068:26|68, 26)]] и в прочих книгах пророческих. О частице "//да//" мы много раз говорили, что Писание имеет обыкновение называть причиною то, что сбывается впоследствии. ===== Евфимий Зигабен ===== ** Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое ** Когда Я был в мире, как Человек, потому что как Бог Я был в нем всегда, – тогда Я сохранял их Твоею силой, так как Твоя сила есть и Моя, и Я и Ты составляем одно. Эти и им подобные слова Иисус Христос говорит, как Человек, а также снисходя к слабости учеников (Часто ученики слышали уже о помощи Иисуса Христа; слышали также, как Он говорил им: //паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас// [[new:in:16:22|(Ин. 16, 22)]], но все-таки они не переставали еще смущаться. Поэтому Иисус Христос говорит теперь за них Богу Отцу, чтобы, порученные Отцу, они, наконец, ободрились. Будучи несовершенными, они не столько доверяли возвышенным и Божественным словам Его, сколько уничиженным и приличным человеку). **Ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный ** Иуда, предатель, величайший друг погибели, возлюбленный ею и любящий ее. Под погибелью разумей здесь отпадение и отчуждение от Бога, или даже самого диавола, как погубляющего тех, которые повинуются ему (Погиб же Иуда добровольно, вследствие злой воли своей. Может быть, и другие из числа семидесяти учеников погибли, но не в это время, а теперь погиб один только предатель). **Да сбудется Писание** Давидово, которое часто говорит о предательстве Иуды и в особенности в сто восьмом псалме. И здесь выражение с //ινα (да)// указывает не на причину, а вообще на будущее, именно – что должно исполниться Писание. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание** См. Толкование на [[new:in:17:11#prot_ioann_buxarev|Ин. 17:11]] ===== Лопухин А.П. ===== **Kогда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание** Доселе Христос Сам делал то дело, которое теперь Он просит Отца взять на Себя. И делал это дело Христос успешно: одиннадцать апостолов сохранены, они стоят здесь, около Христа. Если один из порученных Ему и погиб, то не Христос виновен в его погибели. Само Священное Писание предвозвестило этот факт [[old:ps:108:17|(Пс. 108:17)]]. Господь, очевидно, хочет этой ссылкой на слова Псалмопевца сказать то же, что сказал в 13-й главе [[new:in:13:18|(Ин. 13:18)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]