[<10>] ====== Толкования на Ин. 17:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **святи их во истину Твою: слово Твое истина есть** См. Толкование на [[new:in:17:14#svt_ioann_zlatoust|Ин. 17:14]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина** ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ МЫ НАЗЫВАЕМ СВЯТОЙ? В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: «**Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть**... И за них Аз свящу Себе (Я посвящаю Себя), да и тии будут священи во истину» (освящены истиной) [[new:in:17:17|(Ин. 17:17)]]. //**О девятом члене Символа веры. § 266. Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 17-19 **Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир; за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною** Сделай их святыми чрез преподание Духа, сохрани их в правоте слова и догматов и наставь их, и научи истине. Ибо святость состоит в хранении правых догматов. А что Он говорит о догматах, это видно из объяснения: //"слово Твое есть истина"//, то есть, нет в нем никакой лжи. Посему, если Ты дашь им сохранить слово Твое и самим сохраниться от зла, они освятятся истиною. Слова //"освяти их истиною Твоею"//, означают нечто и иное, именно; отдели их для слова и проповеди и соделай их жертвою; пусть они послужат этой истине, пусть посвятят ей собственную жизнь. Прибавляет: //"как Ты послал Меня в мир... и за них Я посвящаю Себя"//, то есть приношу в жертву; так Ты и их освяти, то есть отдели в жертву за проповедь и поставь их свидетелями истины, подобно как и Меня Ты послал свидетелем истины и жертвою. Ибо все принесенное в жертву называется святым. //"Чтобы и они"//, как и Я, //"были освящены"// и принесены Тебе, Богу, не как жертвы подзаконные, закалаемые в образе, но //"истиною"//. Ибо ветхозаветные жертвы, например, агнец, голуби, горлицы и прочее, были образами, и все святое в прообразе было посвящаемо Богу, предъизображая собою нечто иное, духовное. Души же, принесенные Богу, в самой истине освящены, отделены и посвящены Богу, как и Павел говорит: //"представьте члены ваши жертвою живою, святою"// [[new:rim:12:01|(Рим. 12, 1)]]. Итак, освяти и посвяти души учеников, и сделай их истинными приношениями, или укрепи их потерпеть и смерть за истину. ===== Евфимий Зигабен ===== **Святи их во истину Твою** Освяти их истиной учения через Всесвятого Духа, так как истинное учение освящает человека. Затем Иисус Христос объясняет, что Он назвал истиной. ** Слово Твое истина есть** Истина есть слово, т.е. учение Твое, сообщенное ученикам Тобой через Духа Святого. И прежде Иисус Христос сказал: //Дух истины, наставит вы на всяку истину // [[new:in:16:13|(Ин. 16, 13)]]. (А слово это Иисус Христос приписывает Отцу в том же смысле как и прежде Он сказал: //Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю// [[new:in:12:49|(Ин. 12, 49)]]). ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина** **Освяти их истиною Твоею**: ученики уже пребывали во истине, ибо преданное им Христом от Бога учение (слово) они приняли и уразумели и уверовали в Иисуса как Мессию, а в этом — сущность христианской истины. Господь молит теперь Отца Своего Небесного не о том только, чтобы Он сохранил их в этой истине (молитва о сем выше, [[new:in:17:11|Ин. 17:11]]), а о том, чтобы благоволил освятить их в этой истине. Освятить значит в общем смысле сделать святым, в частном — принести в жертву Богу или отделить для особенного служения Богу. В приложении к апостолам освящение их означает поставление их на дело особенного служения Богу, их особенное должностное служение именно как проповедников и служителей Евангелия [[new:in:17:18|(Ин. 17:18)]], поставление — чрез сообщение им особенных даров и сил для прохождения сего служения. Это совершилось в излиянии на них даров Святого Духа ([[new:in:14:17|Ин. 14:17]]; [[new:in:15:26|Ин. 15:26]]; [[new:in:16:17|Ин. 16:7]] и д.). В сем особенно открылась истина Божия, как и называется Дух Святой Духом истины во всей последней беседе Господа, где Он говорит о Нем как ином Утешителе. — **Слово Твое есть истина**: т.е. освяти их истиною в Духе Святом, для служения особенного их этой самой истине, которая есть слово Твое или учение Твое, следовательно, для особенного служения слову Твоему или учению истины, которое они должны распространить и утвердить в мире после Его отшествия от них ко Отцу. Это особенное служение их должно простираться до самоотвержения, до принесения себя в жертву истине или слову истины, и в сем случае они будут как жертва посвященная и освященная Богу. Таков здесь смысл молитвы — освяти: отдели их Себе на особенное служение Тебе в слове истины, даруй им потребные к тому силы и особенные дарования и приими их как посвященную тебе жертву, приносимую ими в сем служении до самоотвержения (ср. 3лат. и Феофил.). Ученикам Господа потребно такое освящение именно потому, что они предназначаются на таковое особенное служение. Бог, посылая в мир Сына Своего единородного на особенное служение, освятил Его ([[new:in:10:36|Ин. 10:36]]; см. прим.); и для апостолов, посылаемых в мир также на особенное служение, нужно также освящение от Отца: как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир; следовательно, как освятил Ты Меня, так освяти и их (как: ср. прим. к [[new:in:17:14|Ин. 17:14]]). Послание учеников на всемирную проповедь совершилось по воскресении Господа (ср. [[new:in:20:21|Ин. 20:21]]; [[new:mf:28:19|Мф. 28:19]]), но Господь во всей этой молитве созерцает дело Свое как бы уже совершившимся, и притом в самом избрании апостолов заключалась уже мысль о таковом их служении. //**Толковое Евангелие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина** //«Освяти их»// (ἀγίασον αὐτούς). Здесь Господь говорит не только о сохранении апостолов от порочных мирских влияний: об этом Он просил Отца уже раньше, а и о снабжении их святостью в положительном смысле этого слова, которая им необходима для совершения будущего служения. //«Истиною Твоею»:// правильнее – «в истине» (ἐν τῇ ἀληθείᾳ). Христос сейчас Сам объясняет, что эта истина есть «слово Отца», которое передал апостолам Христос (стихи 8, 14). Раз апостолы с помощью благодати Отца, Kоторый преподаст им эту благодать во Святом Духе, усвоят это «//слово//», то они окажутся вполне готовыми (освященными) для распространения этого слова в мире. [<10>]