[<10>] ====== Толкования на Ин. 17:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 19-21 **и за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину. Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да (и) мир веру имет, яко Ты Мя послал еси** **И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину** [[new:in:17:19|(17, 19)]]. Что значит: **свящу Себе**? Приношу Тебе жертву. Жертвы же все называются святыми, как и действительно свято все, принесенное Богу. Но так как в Ветхом Завете освящение было в прообразе, под видом овцы, а теперь оно уже не в прообразе, но в самой истине, то Он говорит: **да и тии будут священи во истину Твою**. И их самих Я посвящаю Тебе, и делаю приношением. Это Он говорит или потому, что Глава их делается жертвою, или потому, что они и сами будут жертвою. //Представите//, сказано, //уды ваша жертву живу, святу// [[new:rim:12:01|(Рим. 12, 1)]], и еще: //вменихомся яко овцы заколения// [[old:ps:043:23|(Пс. 43, 23)]]. Таким образом, и без смерти Он делает их жертвою и приношением. А что словом **свящу** Он намекал на Свою жертву, это видно из того, что следует далее. **Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя** [[new:in:17:20|(Ин. 17, 20)]]. Так как Он умер за верующих, а между тем сказал: **за них Аз свящу Себе**, то, чтобы кто не подумал, что Он умер только за Апостолов, Он прибавил: **не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя** Чрез это Он опять ободрил их души, показав, что будет много учеников. Так как Он сделал общим достоянием то, что им принадлежало по преимуществу, то опять утешает их, объявляя, что они же будут виновниками и спасения других. А сказав и о спасении их, и об освящении верою и жертвою, Он говорит, наконец, о единомыслии и тем заключает Свое слово. Этим Он начал, этим и оканчивает. В начале Он сказал: //заповедь новую даю вам// [[new:in:13:34|(13, 34)]], а теперь: **в Нас едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе** [[new:in:17:21|(17, 21)]]. Слово **якоже** опять не означает, по отношению к ученикам, точного равенства, потому что для них таковое и невозможно было. Оно значит: сколько возможно для людей, – подобно тому, как и в словах: //будите милосерды, якоже и Отец ваш// [[new:lk:06:36|(Лк. 6, 36)]]. А что значит: **в Нас**? По вере в Нас. Так как ничто столько не соблазняет всех, как раздор, то он старается, чтобы были едино. Что же, скажешь, достиг ли Он этого? И очень достиг, – потому что все, уверовавшие чрез Апостолов, суть едино, хотя некоторые из них и отделились. Впрочем, и это (отделение) не укрылось от Него; напротив, Он предсказал и о нем и показал, что оно происходит от человеческого нерадения. **Да и мир веру имет, яко Ты Мя послал еси** [[new:in:17:21|(17, 21)]]. Это же самое Он говорит и в начале: //о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою// [[new:in:13:35|(13, 35)]]. Но каким образом другие могли чрез это уверовать? Уверуют, говорит, потому что Ты – Бог мира. Итак, если они будут соблюдать все то, чему научились, то слушающие их узнают Учителя по ученикам. Если же они будут в несогласии, то никто не скажет, что они – ученики Бога мира; а не признавая Меня миротворцем, никто не будет исповедовать и того, что Я послан Тобою. Видишь ли, как до самого конца Он старается утвердить Свое единомыслие с Отцом? ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною** ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ МЫ НАЗЫВАЕМ СВЯТОЙ? В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: «Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть... **И за них Аз свящу Себе** (Я посвящаю Себя), **да и тии будут священи во истину**» (освящены истиной) [[new:in:17:19|(Ин. 17:19)]]. //**О девятом члене Символа веры. § 266. Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною** См. Толкование на [[new:in:17:17#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 17:17]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И за них Аз свящу Себе ** Я добровольно приношу Себя в жертву. Под освящением здесь Иисус Христос разумеет принесение в жертву, так как слово – освящение – может иметь и такое значение, кроме многих других. **Да и тии будут священи во истину** чтобы и ученики Мои принесены были в истинную жертву, так как жертва законная была только прообразом, а не истиной, – чтобы и они были принесены в жертву так, как принесен был и Глава их. Или: //да и тии будут священи во истину//, как сами пожертвовавшие собою. //Вменихомся//, сказано в Писании, //яко овцы заколения// [[old:ps:043:23|(Пс. 43, 23)]]; и //представите телеса ваша жертву живу// [[new:rim:12:01|(Рим. 12, 1)]]. Значит, можно принести себя в жертву и не быть убитым. А чтобы кто-либо не подумал, что Иисус Христос говорит это только об апостолах, Он продолжает Свою речь. ===== Лопухин А.П. ===== **И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною** Раньше Христос просил Отца, чтобы Он освятил учеников для их высокого служения. Теперь Христос прибавляет, что и Он Себя посвящает Богу в жертву, чтобы ученики были вполне освящены. //«За них»,// т. е. к их пользе (ὑπὲρ αὐτῶν). //«Посвящаю Себя»//. По толкованию святых отцов, здесь речь идет именно о принесении Христом Себя в жертву (см., например, у свт. Иоанна Златоуста). Некоторые из новых толкователей возражают против такого объяснения, указывая на то, что Христос принес Себя в жертву за всех людей, тогда как здесь идет речь только об апостолах. Ввиду этого «//посвящение//», о котором здесь говорит Христос, понимается, например, у Цана не как принесение искупительной жертвы, а как принесение так называемой жертвы посвящения, какая была некогда принесена Аароном за себя и своих сыновей [[old:chis:08:11|(Чис.8:11)]]. Но если и можно принять такое объяснение, сущность дела, о котором говорит здесь Христос, не изменится, а важно то, что Он приносит в жертву, хотя бы и посвятительную, при вступлении Своем на служение первосвященника («Себя», ἐμαυτόν). На это Свое самопожертвование и указывает Христос для того, чтобы оттенить особую важность призвания учеников. //«Чтобы и они были освящены».// Здесь уже «//освящение//» (поставлен тот же глагол ἀγιάζειν, что и в главном предложении) понимается, несомненно, как посвящение учеников в собственность Бога, посвящение их на служение Богу без прямого намека на принесение апостолами в жертву Богу собственной жизни. «//Истиною//»: точнее, «в истине» (ἐν ἀληθείᾳ), в противоположность символическому прообразовательному посвящению, которое имело место в Ветхом Завете. [<10>]