[<10>] ====== Толкования на Ин. 17:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да (и) мир веру имет, яко Ты Мя послал еси** Если бы нам возможно было сделаться тем, что Сын в Отце, то надлежало бы сказать: и тии в Тебе едино да будут, как Сын в Отце. Теперь же не сказал сего, а говоря: **«в Нас»**, показал расстояние и различие, а именно, что Он единый есть в едином Отце как единое Слово и Премудрость, мы же – в Сыне и чрез Сына в Отце. Но говоря это, не иное что дал разуметь, как следующее: «Нашим единством **«и тии»** да сделаются едино друг с другом так же, как Мы едино по естеству и в действительности, иначе не сделаются едино, если не научатся единству **«в Нас»**. А что речение **«в Нас»** имеет это значение, послушай Павла, который говорит: //«сия же... преобразих на себе и Аполлоса... да от нас научитеся не паче написанных мудрствовати»// [[new:1kor:04:06|(1Кор. 4, 6)]]. Итак, речение **«в Нас»** не значит «во Отце», как Сын во Отце, но есть только пример и образ и употреблено вместо слов: да научатся от Нас. Как Павел для коринфян, так и единство Сына и Отца для всех служит образцом и уроком, из которого, взирая на естественное единство Отца и Сына, люди могут научиться, как и они должны в образе мыслей сделаться едино друг с другом. Если же в рассуждении сего изречения должно защищаться и иным образом, то можно еще сказать, что речение **«в Нас»** равнозначительно словам: силою Отца и Сына да будут едино, говоря то же самое, потому что без Бога невозможно стать **«едино»**. И это опять можно найти и в божественном слове, например: //«о Бозе сотворим силу»// [[old:ps:059:14|(Псал. 59, 14)]], и: //«Богом... прейду стену»// [[old:ps:017:30|(Псал. 17, 30)]], и: //«о Тебе враги наша избодем роги»// [[old:ps:043:06|(Псал. 43, 6)]]. Итак, явно, что о имени Отца и Сына можем сделаться **«едино»**, возыметь твердый союз любви. Ибо ту же опять мысль распространяя, Господь говорит: //«и Аз славу, юже дал еси Мне, дах им: да будут едино, якоже Мы едино»// [[new:in:17:22|(Иоан. 17, 22)]]. Весьма прилично и здесь не сказал: да будут в Тебе, как и Я в Тебе, но говорит: //«якоже и Мы»//. А говоря //«якоже»//, показывает в сказанном не тождество, но образ и пример. Посему Слово подлинно и истинно имеет тождество естества с Отцом, а нам, как сказано: возможно только подражать. Итак, Спаситель, говоря о нас: **«якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут»**, не означает этим, что будем иметь с Ним тождество. Но это есть моление к Отцу, как написал Иоанн, чтобы чрез Него подавался верующим Дух, чрез Которого и надеемся быть в Боге и сочетаться с Ним. Поелику Слово в Отце, а Дух дается Словом, то хочет, чтобы прияли мы Духа и чтобы, когда приимем Его, имея в себе Духа Слова, сущего в Отце, оказались и мы по Духу сделавшимися **«едино»** в Слове, а чрез Слово и во Отце. Если же говорит: как мы, то это не иное что значит, как следующее: таковая данная благодать Духа да сделается в учениках неутратимою и непреложною. Ибо что, по сказанному прежде, Слову в Отце естественно, о том желает, чтобы и нам чрез Духа дано сие было непреложно. Зная это, Апостол сказал: //«кто ны разлучит от любве Христовы?»// [[new:rim:08:35|(Рим. 8, 35)]]. //«Нераскаянна бо дарования»// Божия и благодать призвания [[new:rim:11:29|(Рим. 11, 29)]]. Следовательно, Дух пребывает в Боге, а не мы сами по себе. Как мы – сыны и боги по сущему в нас Слову, так будем в Сыне и в Отце и будем почитаемы сделавшимися **«едино»** в Сыне и в Отце, потому что в нас тот же Дух, Который и в Слове, сущем в Отце. Посему, когда отпадает кто от Духа по причине какого – либо порока, то хотя непреложная благодать пребывает в желающих, если кто по падении раскаивается, однако же сей падший уже не в Боге, потому что отступил от Него сущий в Боге Святой и утешительный Дух; напротив же того, согрешающий будет в том, кому подчинил себя, как было это с Саулом. Ибо //«Дух Господень отступи от него, и давляше его дух лукавый»// [[old:1ts:16:14|(1Цар. 16, 14)]]. Слыша это, надлежало бы, наконец, устыдиться богоборцам и не воображать себя равными Богу. Но они не разумеют этого, ибо сказано: //«нечестивый не разумеет разума»// [[old:pr:29:07|(Притч. 29, 7)]]. Они не терпят благочестивых словес, потому что тяжко им и слышать их. **//На ариан слово третье.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да (и) мир веру имет, яко Ты Мя послал еси** См. Толкование на [[new:in:17:19#svt_ioann_zlatoust|Ин. 17:19]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня** См. Толкование на [[new:in:17:20#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 17:20]] ===== Евфимий Зигабен ===== **да вси едино будут** См. Толкование на [[new:in:17:20#evfimij_zigaben|Ин. 17:20]] **Якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут** Как Ты в Моей любви и Я в Твоей, так и они пусть будут едино в Нас, т.е. по вере в Нас. Составляя одно по вере в Нас, они будут составлять одно и по взаимной любви между собою, так как Иисус Христос прежде говорил:// имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя// [[new:in:14:21|(Ин. 14, 21)]], и: с//ия есть заповедь Моя, да любите друг друга// [[new:in:15:12|(Ин. 15, 12)]]. Начав свою речь с любви и единомыслия, Иисус Христос в заключение возвращается к тому же, показывая этим, что любовь весьма желательна и приятна Богу **Да (и) мир веру имет, яко Ты Мя послал еси** чтобы и мир уверовал, что Ты Меня послал, поверив апостолам, которые будут проповедовать об этом. И ничто не будет служить таким препятствием для проповеди, как разделение проповедников, вследствие различия веры и взаимной вражды между собой. Если они будут спорить между собой, то скажут, что они ученики не миролюбивого Учителя; а если они ученики не миролюбивого Учителя, то, значит, они не Тобою, Отче, посланы; а если они будут между собой в согласии и будут исполнять Мои заповеди, то все узнают, что они – Мои ученики, и что Ты, Отче, Меня послал. ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня** **Да будут все едино**: в единении духа, стремлений, любви и т.п. на основании веры (ср. [[new:ef:04:03|Еф. 4:3]]; [[new:act:04:32|Деян. 4:32]]). — **Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе**: см. прим. к [[new:in:10:38|Ин. 10:38]]; 14, 10. 20. — **И они да будут в Нас едино**: см. прим. [[new:in:15:05|Ин. 15:5—6]]. («Частица — как опять не означает совершенного равенства. Ибо нам невозможно объединиться друг с другом так, как Отец с Сыном» (Феофил., ср. Злат.). Разумеется единение верующих со Христом и Богом нравственное, по образу или подобию единения Сына с Отцом по существу или природе. — Такой духовный организм Церкви на земле будет таким поразительным явлением, что при созерцании его самый неверующий и враждебный делу Христову мир будет мало-помалу приходить и придет к вере в Иисуса как Мессию: да уверует мир, что Ты послал Меня. Это начало приходить в исполнение с самых первых времен христианства, идет чрез всю его историю и придет в совершение по исполнении времен: первое малое общество верующих во Христа было явлением, которое все более и более привлекало неверующий иудейский мир в недра Христовой Церкви (ср. [[new:act:21:20|Деян. 21:20]]); по перенесении христианства в среду языческих обществ, быстро возрастала Церковь Христова, и враждебный языческий мир все более и более переходил на сторону христианства; наконец, по пророческому изображению ап. Павла, и самый враждебный представитель неверующего и враждебного мира — народ еврейский в массе, как национальность — придет к вере во Христа ([[new:rim:11:25|Рим. 11:25]] и д.). Исключаются из сего только отдельные члены этого враждебного мира, которые совершенно ослепли духовно и ожесточились сердцем, для которых вера во Христа (Мессию) стала нравственной невозможностью (ср. [[new:in:12:39|12, 39—40]]). //**Толковое Евангелие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня** Здесь указаны три предмета или три цели, на которые устремлено внимание молящегося Христа (три раза употреблена частица ἵνα – чтобы). Первая цель заключена в просьбе: //«да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе»//. Единение верующих понимается здесь, очевидно, как согласие в побуждениях и цели их духовных стремлений. Kонечно, такого в точности единения, какое существует между Отцом и Христом, между людьми быть не может. Но, во всяком случае, это высшее единство между лицами Божества должно всегда преподноситься верующему сознанию как идеал. Вторая цель определена словами //«и они да будут в Нас едино»//. Верующие только тогда смогут сохранить взаимное единение, когда будут пребывать в Отце и Сыне: единение, существующее между Отцом и Сыном, будет содействовать и укреплению единства между верующими. Третья цель – особенная: «//да уверует мир, что Ты послал Меня»//. Мир, терзаемый эгоистическими стремлениями, никогда не мог мечтать о достижении настоящего единства в мыслях и чувствах. Поэтому то единодушие, какое он увидит в христианском обществе, поразит его удивление, и от такого удивления недалек будет переход и к вере во Христа как Спасителя, посланного людям Самим Богом. История Церкви действительно показывает, что такие случаи бывали. Таким образом, единение всех верующих, в свою очередь, само должно послужить делу божественного домостроительства. Неверующие, видя тесное единение верующих между собой и с Отцом и Сыном, придут к вере во Христа, установившего такое чудное единство (ср. [[new:rim:11:14|Рим.11:14]]). ===== Прот. Николай (Афанасьв) ===== **да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня** См. Толкование на [[new:1kor:12:27#prot_nikolaj_afanasev|1 Кор. 12:27]] [<10>]