[<10>] ====== Толкования на Ин. 18:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Симон же Петр, имый нож, извлече его и удари архиереова раба и уреза ему ухо десное: бе же имя рабу Малх** См. Толкование на [[new:in:18:09#svt_ioann_zlatoust|Ин. 18:9]] =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XXXIX.// Почему Иоанн пишет, что Пётр осёк ухо рабу архиерея, а прочие – что [это сделал] один из бывших со Христом [[new:in:18:10|(Ин. 18:10]]; [[new:mf:26:51|Мф. 26:51]]; [[new:mk:14:47#prp_isixij_ierusalimskij|Мк. 14:47]]; [[new:lk:22:50|Лк. 22:50)]]? //Разъяснение.// Иоанн, твёрдо полагаясь на любовь Петра, что [тот] не будет негодовать на объявление правды, в точности [это] изложил. Ибо по горячности Петра это было [им] сделано. Вероятно, что прочие [евангелисты] по почтительности к Петру (αἰδοῖ τοῦ Πέτροῦ)более кратко произошедшее описали. Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов. **//«Собрание недоумений и разъяснений». //** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 10-11 **Симон же Петр, имея меч, извлек его и ударил первосвященнического раба и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец** Петр видел, что Господь поверг их на землю; слова Господа: //"оставьте их, пусть идут"//, исполнили его смелости, и - он подумал, что время уже отмщать, вынимает меч и ударяет раба. Если ты спросишь, зачем меч у того, которому заповедано не иметь ни сумы, ни двух одежд [[new:mf:10:09|(Мф. 10, 9)]]: то знай, что он имел нужду в нем для заклания агнца, нес его при себе и после вечери; или же - что он, опасаясь нападения, еще прежде заготовил меч на этот случай. Если ты недоумеваешь, как тот, которому не велено ударять в ланиту [[new:mf:05:32|(Мф. 5, 32)]], готов был совершить убийство, то слушай, что Петр в особенности отмщал не за себя самого, а за Учителя. Притом же они не были еще вполне совершенны. Ибо впоследствии прошу тебя посмотреть на Петра: он крайне страдает и радуется. А теперь, негодуя на несправедливость к Учителю, он покушается на самую голову и, не усекнув ее, по крайней мере отсекает ухо, Иисус прикладывает и исцеляет ухо, и этим чудом снова удерживает безумных иудеев от рвения к убийству. А как чудо над ухом было велико, то евангелист замечает имя раба, чтобы читающие, в случае сомнения, могли разыскать и исследовать, точно ли так это было. Господь удерживает Петра и с угрозою говорит: //"вложи меч твой в ножны"//. В то же время и утешает, говоря: //"неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?"// Ибо сим показывает, что страдания зависят не от силы их, но от Его соизволения, и что Он не противник Богу, но исполняет волю Отца даже до смерти. Назвав страдания //"чашею",// дает знать, что смерть для спасения человеческого приятна и вожделенна. - Я прошу тебя заметить, что отсечение правого уха у первосвященникова раба было знаком непослушания их. Ибо ослепление пришло на Израиля, чтобы слышащие не слышали, за нечестие их против Спасителя, которое особенно сильно было в первосвященниках, почему и знак - отнятие уха - был на рабе первосвященника. Восстановление уха указывает на будущее восстановление разумения израильтян, которого они лишились ныне. Ибо Илия придет и приведет их ко Христу, и их, отцов, соединит с нами, сыновьями, о чем пророчествовал и Малахия [[old:mal:04:06|(4, 6)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Симон же Петр, имый нож, извлече его и удари архиереова раба и уреза ему ухо десное: бе же имя рабу Малх ** Об этом сказано и в вышеупомянутой главе Евангелия от Матфея: //и се, един от сущих со Иисусом, простер руку, извлече нож свой// [[new:mf:26:51|(26, 51)]]. (А Иоанн обозначил и имя раба, которого ударил Петр, и часть тела, по которой он ударил, для большей ясности дела, не только потому, что Иисус Христос тотчас же исцелил раба, как мы знаем из Евангелия Луки ([[new:lk:22:51|22, 51)]], но и потому, что этот раб спустя немного ударил по лицу Иисуса Христа, как пояснил Златоуст). ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец** Повторяя здесь рассказ синоптиков об отсечении мечом уха архиерейскому рабу, Иоанн прибавляет, что это сделал именно апостол Петр и что рабу было имя Малх (имя это не иудейское, а арабское, и, вероятно, этот раб был язычником). Замечание Христа апостолу Петру первой своей половиной сходно с тем, что имеется у евангелиста Матфея [[new:mf:26:52|(Мф.26:52),]] вторая же его половина хотя и содержит в себе мысль, подобную мысли, выраженной у [[new:mf:26:54|Мф.26:54,]] однако человеку, которому было известно о молитве Христа в Гефсимании, оно должно было напомнить именно то, что говорил в то время Христос [[new:lk:22:42|(Лк.22:42)]]. [<10>]