[<10>] ====== Толкования на Ин. 18:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Отвеща ему Иисус: аще зле глаголах, свидетелствуй о зле: аще ли добре, что Мя биеши** См. Толкование на [[new:in:18:21#svt_ioann_zlatoust|Ин. 18:21]] ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня** Если скажешь, что и Христос тому, кто ударил Его в ланиту, сказал: **аще зле глаголах, свидетельствуй о зле, аще ли добре, что мя биеши?**, – то знай, что Господь Иисус сказал сие не с тем, чтоб противиться, как ты думаешь, но поелику Он //греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его// [[new:1pet:02:22|(1Пет.2:22)]], то и сказал так, чтоб не подумали, что раб тот право ударил Его, как погрешившего и виновного. Вот для чего Он сказал это слово, – для того, чтоб показать, что Он неповинен. Христос Господь в начале страданий сказал так, но после все терпел, что было гораздо хуже этого, и не видно, чтоб сказал где что-либо против; напротив, видно, что молил и просил Бога и Отца Своего простить тех, которые распяли Его. **//Слова (Слово 50-е).//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня** О мудрости, обиде и оскорблении; указание на слова: **аще зле глаголах, свидетельствуй о зле; аще ли добре, что Мя биеши**? Можно, чудный, когда другие оскорбляют, не оскорбляться, и когда обижают, не обижаться. Если же кажется тебе это загадкою, то постараюсь немедленно ее решить. Любомудрый и кроткий, перенося оскорбления и обиды от врагов, когда оскорбляют, не оскорбляется, и когда обижают, не обижается. А если надлежит говорить правду, то обиженными и оскорбленными бывают сами обидчики и оскорбители: их и люди осуждают, о них и отзываются худо. А тот, кто выше оскорбления и обиды, и здесь будет увенчан от всех похвалами как препобедивший не только врага, но и раздражительность, и там приимет от Бога самые великие награды. Если же скажешь: много нужно пота и труда, чтобы оскорбляемому это перенести, - не буду этого отрицать, но скажу, что наибольшими трудами порождаются венцы. А если угодно тебе угасить воспламенение души удобоприменимым примером, то приведи себе на мысль, что, когда скверная рука заушала священное лицо Господа, тогда изрек Он слова, которые лучше и выше всякого любомудрия: **аще зле глаголах, свидетельствуй о зле; аще же добре, что Мя биеши?** И сим изречением не переставай врачевать душу. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня** См. Толкование на [[new:in:18:19#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 18:19]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Отвеща ему Иисус: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что Мя биеши ** //Свидетельствуй о зле//, т.е. скажи, что именно худого было сказано, обличи сказавшего худо (Некоторые спрашивают, почему Иисус Христос не подставил и другой щеки ударившему, как Он заповедал делать апостолам, а высказал даже неудовольствие? На это мы говорим, что эта заповедь о немстительности была дана вследствие тех раздоров, которые происходят из мщения; и теперь Иисус Христос не ответил тем же ударившему, а напротив, не оттолкнув его, и не отойдя в сторону, Он показал этим Свою готовность претерпеть и другие удары. Оправдывался же Иисус Христос для того, чтобы в случае Его молчания не сочли Его гордым, – в чем и обвиняли Его). ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня** См. Толкование на [[new:in:18:22#lopuxin_ap|Ин. 18:22]] [<10>]