[<10>] ====== Толкования на Ин. 19:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 28-29 **Посем ведый Иисус, яко вся уже совершишася, да сбудется Писание, глагола: жажду. Сосуд же стояше полн оцта. Они же исполнивше губу оцта и на трость вонзше, придеша ко устом Его** **Посем ведый Иисус, яко вся совершишася** [[new:in:19:28|(ст. 28)]], то есть что не остается уже ничего не исполненного в плане Домостроительства Божия. Так во всех случаях Он старался показать, что смерть Его – необыкновенная, потому что все зависело от власти Умирающего, и смерть приступила к телу Его не прежде того, как Сам Он восхотел; а Он восхотел тогда, как все уже исполнилось. Потому-то Он и говорил: //область имам положити душу Мою и область имам паки прияти ю// [[new:in:10:18|(10, 18)]]. Итак, зная, что все уже исполнилось, Христос говорит: **жажду** [[new:in:19:28|(ст. 28)]], – и в этом случае опять исполняет пророчество. Но ты помысли о злодействе стоящих при кресте. Ведь мы, хотя бы имели бесчисленное множество врагов, хотя бы испытали от них нестерпимые обиды, – мы плачем от жалости, когда видим, что их умерщвляют; а враги Христа и при этом не примирились с Ними не смягчились, смотря на Его страдания, но еще более ожесточались и увеличивали насмешки, и, поднесши уксус губкою, напоили Его так, как обыкновенно напояют преступников, – для чего и была при них трость. ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду** Его напоили оцтом. Так все было со Иисусом по Писаниям; даже напоили Его оцтом во время Его жажды потому только, что это было предсказано. Так в точности все предопределено было Богом. Кто не узнает отсюда, что Спаситель есть обещанный Примиритель ([…]) Бога с человеками, что Он есть Сын Божий? Кто не видит, что Вечное, Всемогущее Существо предначертало раньше весь план великого дела нашего искупления? Господу не перебили на кресте голеней, а один воин копьем пронзил Ему ребра, также потому, что это было предсказано [[old:chis:09:12|(Чис. 9:12]], также [[old:ish:12:46|Исх. 12:46)]]. //Кость Его да не сокрушится//, и: //воззрят на Того, Которого пронзили// [[old:zah:12:10|(Зах. 12,10)]]. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 28-30 **После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух** //"Зная"//, говорит, //"Иисус, что уже все совершилось",// то есть, что не остается ничего неисполненного в плане домостроительства Божия. Так свободна была смерть Его. Ибо кончина для тела Его наступила не прежде, как Сам Он восхотел, и Он восхотел после того, как все исполнил. Посему-то и говорил: //"власть имею положить душу Мою"// [[new:in:10:18|(Ин. 10, 18).]] Говорит: //"жажду"//, и в этом случае опять исполняет пророчество. А они, выказывая злодейский нрав свой, напояют Его уксусом, как они делали с преступниками. Ибо иссоп для того и прилагается, что он вредоносен. Некоторые же говорят, что иссопом называется трость, ибо такова вершина трости. Губу приложили к трости, потому что уста Иисуса были высоко. И таким образом исполнилось пророчество, говорящее: //"во время жажды Моей напоили Меня уксусом"// [[old:ps:068:22|(Пс. 68, 22)]]. После напоения Он сказал: "//совершилось//!" то есть: и это пророчество со всеми прочими сбылось, ничего не остается, все кончено. Он все творит без смущения и с властью. Это видно из последующего. Ибо, когда все совершилось, Он, //"преклонив главу"//, так как она не была пригвождена, //"предал дух"//, то есть испустил последнее дыхание. С нами бывает наоборот: у нас прежде дыхание прекращается, а потом глава преклоняется. Он же прежде преклонил главу, а потом испустил дух. Из всего этого ясно открывается, что Он был Господь смерти и все творил по Своей власти. ===== Евфимий Зигабен ===== **Посем ведый Иисус, яко вся уже совершишася** все другое, что должно было совершиться по планам Божественного Домостроительства... **Да сбудется Писание, глагола: жажду** См. Толкование на [[new:in:19:29#evfimij_zigaben|Ин.19:29]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 28-30 **После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Kогда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух** Здесь евангелист рисует перед нами третью картину – картину смерти Распятого Христа. //«После того»,// т. е. после того как Христос исполнил Свой сыновний долг по отношению к Матери. //«Зная, что уже все совершилось»//, т. е. зная, что доведено до конца все, что подобало Ему совершить в Своей земной жизни. //«Да сбудется Писание, говорит: жажду»//. Некоторые толкователи (из наших, например, еп. Михаил) относят выражение //«да сбудется Писание»// к глаголу «//говорит//» и делают заключение, что евангелист в восклицании Христа «жажду» видит будто бы точное исполнение пророчества, содержащегося в псалме: //«в жажде моей напоили меня уксусом»// [[old:ps:068:22|(Пс.68:22)]]. Но с таким заключением трудно согласиться, во-первых, потому, что в приведенном месте из псалма нет выражения «//жажду//», а во-вторых, потому, что выражение греческого текста, переведенное по-русски выражением //«да сбудется»//, правильнее было бы заменить выражением «дабы было доведено до конца» (употреблен глагол τελειοῦν, а не πληροῦν), поэтому правдоподобное мнение Цана, что здесь евангелист хочет сказать, что хотя и «//совершилось//», но, однако, не доставало одного самого важного, в чем должны были найти себе завершение все писания Ветхого Завета (//«да сбудется Писание//») – именно смерти Христа. Но смерть Христа Его собственному сознанию и сознанию апостолов представлялась как свободное и сознательное предание в руки Бога Отца жизни Христа, как добровольное дело любви Христа к человечеству [[new:in:10:11|(Ин.10:11,]] [[new:in:14:31|14:31)]]. Поэтому, мучимый страшной жаждой, которая у повешенных на кресте затмевала сознание, Христос просит пить, чтобы получить облегчение хоть на несколько мгновений и с полным сознанием испустить Свой последний вздох. И только один Иоанн сообщает, что Христос, подкрепившись уксусом, сказал: «//совершилось//», т. е. для Него нет уже никакого долга, который бы Его привязывал к жизни (Об иссопе см. комментарии к [[old:ish:12:22|Исх.12:22]]). [<10>]