[<10>] ====== Толкования на Ин. 20:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 20-23 **И сие рек, показа им руце (и нозе) и ребра Своя. Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа. Рече же им Иисус паки: мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся** **Возрадовашася же ученицы, видевше Господа** [[new:in:20:20|(20, 20)]]. Видишь ли, как слова Его оправдались на деле? Что сказал Он пред страданием: //паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас// [[new:in:16:22|(16, 22)]], – то исполнил теперь самим делом. Все же это привело учеников к совершенной вере. А так как они имели непримиримую брань с иудеями, то Он часто повторяет: //мир вам//, – предлагая таким образом равносильное брани утешение. Вот какое первое слово сказал Христос по воскресении. Потому-то и Павел повсюду говорит: //благодать вам и мир//. Женам Господь благовествует радость, так как женский пол был в печали и на печаль осужден был первым проклятием. Таким образом Он, совершенно прилично, мужам благовествует мир – по причине брани, а женам радость – по причине печали. Уничтожив все, что было поводом к скорби, Христос далее говорит о благотворных следствиях креста. Таким следствием был мир. Значит, все препятствия теперь отстранены, Христос одержал блистательную победу, и все приведено к вожделенному концу. Поэтому Он, наконец, говорит: **якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы** [[new:in:20:21|(20, 21)]]. Для вас не будет никакой трудности, как по причине совершившихся уже событий, так и по достоинству Моего лица, так как Я посылаю вас. Этим он возвышает души учеников и показывает, что их слова будут вполне достоверны, так как они примут на себя Его дело. И теперь Он уже не умоляет Отца, но собственною властию дарует ученикам силу. **Дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся** [[new:in:20:22|(ст. 22–23)]]. Как царь, посылая правителей, дает им власть и заключать в темницу, и освобождать из темницы, так и Христос, посылая учеников, облекает их такою же властию. Как же Он прежде сказал: //аще не иду Аз, Утешитель не приидет// [[new:in:16:07|(16, 7)]], а теперь дает Духа? Некоторые говорят, что Христос не сообщил ученикам Духа, а только посредством дуновения сделал их способными к Его принятию. Ведь если Даниил, при виде ангела, пришел в ужас [[old:dan:08:17|(Дан. 8, 17)]], то чего не испытали бы и ученики, если бы приняли эту неизреченную благодать, не будучи наперед к тому приготовлены? Потому-то, говорят, Христос не сказал: вы прияли Духа Святого, но – **приимите Дух Свят.** Но не погрешит тот, кто скажет, что и тогда ученики получили некоторую духовную власть и благодать, только – не воскрешать мертвых и совершать чудеса, а отпускать грехи, так как различны дарования Духа. Потому-то Христос и присовокупил: **имже отпустите, отпустятся**, – показывая, какой род благодатной силы даруется им. А впоследствии, спустя сорок дней, они получили силу чудотворений, почему Христос и говорит: //приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи// [[new:act:01:08|(Деян. 1, 8)]]; а свидетелями они сделались посредством чудес. Неизреченна поистине благодать Духа и многоразличны дары Его! Сообщает же Христос дары Духа, чтобы ты знал, что у Отца и Сына и Святого Духа один дар и одна власть. В самом деле, что присвояется по видимому Отцу, то же самое оказывается принадлежащим и Сыну, и Святому Духу. Как же сказано, что никто не приходит к Сыну, //аще не Отец привлечет его// [[new:in:06:65|(Ин. 6, 65)]]? Но это же самое, очевидно, принадлежит и Сыну: //Аз есмь//, говорит Он, //путь: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною// [[new:in:14:06|(14, 6)]]. А вот, смотри, это же приписывается и Духу: //никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым// [[new:1kor:12:03|(1 Кор. 12, 3)]]. Так точно и Апостолы представляются дарованными Церкви то от Отца, то от Сына, то от Духа Святого. И разделение дарований, как видим, усвояется и Отцу, и Сыну, и Святому Духу. ---- Как возвратившийся с войны полководец, украшенный приобретенными в победах ранами, не стыдится этих ран, потому что они славнее венков, так и Спаситель, претерпев раны за истину и за весь род наш, не скрывает Своих страданий, но показывает (знаки их), чтобы засвидетельствовать Свое мужество. Показал руки, израненные гвоздями, показал и ребро, из которого источил нам таинственный источник. Показал руки, чтобы удостоверить воскресение, чтобы убедить сомневающихся, что восстал действительно Пострадавший, что воскресло действительно умершее и погребенное тело. **«Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа»**. Дарован мир, разрешен страх, процвела радость. **//Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Беседа первая.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа** Поприветствовав Своих учеников, Господь начинает уверять их, что Он не дух, как некоторые из них могли в ту минуту подумать [[new:lk:24:37|(Лк. 24:37)]], но истинный и живый их Учитель и Господь: **Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.** Почему Господь показал руки и ноги и ребра? Понятно, что из-за ран, нанесенных Ему на Кресте гвоздями и копьем. Показывая им Свои раны, Господь хочет и убедить их, и известить. Убедить в том, что это Он – ибо кто еще мог иметь раны сии на руках и ногах и под ребрами, кроме Него? Известить же о том, что Он будет носить рубцы от этих ран и в Своей бессмертной славе как вечное свидетельство Его любви и Его страданий за род человеческий. Ученики обрадовались, увидев и познав своего Господа. Проницая, Спаситель ранее предсказал даже и сей радостный миг Своей новой встречи с учениками. Это было пред самыми Его страданиями, когда ученики были весьма опечалены. Он, более всех как Человек нуждавшийся в утешении накануне Крестных мук, забыв о Себе, старался утешить скорбящих учеников: Так и вы теперь имеете печаль; «//но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас//» [[new:in:16:22|(Ин. 16:22)]]. Се, минута, когда сбылось то дивное пророчество! Се, нечаянное преображение печальных сердец в радостные сердца! //**Беседы. Неделя вторая по Пасхе. Евангелие о сомнении и вере апостола Фомы.**// =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение LIX.// Когда случилась трапеза, рассказанная Лукой? Если прежде исполнения сорока дней, а значит и вознесения, как сразу вознесён был, ведь написал [Лука] что //«вывел их из [города] до Вифании»// и прочее и что //«стал возноситься на небо»//? Если же в сороковой [день], как тогда учениками был осязаем [[new:lk:24:50|(Лк. 24:50-51]]; [[new:lk:24:39|39)]], ведь в первый день и в восьмой по Воскресении уже был осязаем [учениками] [[new:in:20:20|(Ин. 20:20]]; [[new:in:20:27|27)]]? //Разъяснение// см. [[new:lk:24:50#prp_isixij_ierusalimskij|Лк. 24:50-51]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа** См. Толкование на [[new:in:20:19#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 20:19]] ===== Евфимий Зигабен ===== ** И сие рек, показа им руце (и нозе) и ребра Своя ** Найди и прочитай необходимое для объяснения этого стиха толкование двадцать четвертой главы Евангелия от Луки, начиная с того места, где говорится: //и та поведаста, яже быша на пути...// до слов: е//ще же неверующым им от радости и чудящымся...// [[new:lk:24:35|(Лк. 24, 35]]; [[new:lk:24:41|41)]]. ** Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа ** Видишь ли исполнение на деле слов Господа? Прежде страданий Он говорил ученикам: //паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше// [[new:in:16:22|(Ин. 16, 22)]]. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа** Для чего Иисус Христос показал ученикам своим руки, ноги и ребра свои? Чтобы уверить, что это – Он, распятый и воскресший, а не призрак, как показалось бы апостолам. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа** См. Толкование на [[new:in:20:19#lopuxin_ap|Ин. 20:19]] [<10>]