[<10>] ====== Толкования на Ин. 20:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят** См. Толкование на [[new:in:20:20#svt_ioann_zlatoust|Ин. 20:20]] ---- Вникни, почему дунул Спаситель на апостолов в самый день воскресения? Потому ли, что без дуновения не мог дать апостолам Духа Святого? Нет, но как при создании первого человека //«вдунул (Господь) в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою»// [[old:gen:02:07|(Быт. 2:7)]], но потом человек своим грехопадением погубил дар вдохновения и, потеряв животворящую силу, разрешился в прах и низвел в гроб Его произведение, так теперь, обновляя Свое создание и восстановляя прежний дар, Господь дунул в лицо апостолов, возвращая созданию древнюю жизнедеятельную силу. И тем самым исполнились предсказания пророков. Так, блаженный пророк Наум, провидя, что Спаситель, восставши из мертвых, дуновением исполнит святых апостолов божественной благодати, проповедует народу, говоря: //«празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен. Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами»// [[old:naum:01:15|(Наум. 1:15]], [[old:naum:02:01|2:1)]]. И вот Господь говорит: **«Мир вам! ...Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого»**. Спаситель видел, что человеческая природа изнемогает под игом работы и уклоняется от борьбы по слабости; поэтому Он восполняет недостаток ее силой Духа, чтобы утешить ее, удрученную нашей немощью, и как бы какой уздой укрепляет ее божественной благодатью, чтобы, восприняв от благодати то, чего не имела по природе, она вышла на борьбу, возбужденная силой Духа. **«Примите Духа Святого: как послал Меня Отец, /так/ и Я посылаю вас»**. Но Ты, Господи, шествуя как Владыка, увидел грешников – и помиловал их, отпустил нам грехи наши. Это – высшая милость. **//Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Беседа первая.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== Ст. 22-23 **Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся** Итак, мы видели, как Господь сперва вооружил Своих учеников обилием мира; потом – как Он возвысил их достоинство, сравнивая их апостольство со Своим и посылая их так, как Он Сам был послан Отцем; а вот, ныне мы видим, как Он дает им силу и власть. Силу Он дает им, дунув им в лице, а власть – чрез сказанное им слово. Обновитель мира поступает так же, как и Творец мира. Создав человека из праха земного, Творец «//вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою//» [[old:gen:02:07|(Быт.2:7)]]. Точно так же поступает ныне Обновитель мира. Он вдувает дыхание жизни в людей, обессиленных грехом. Своим животворящим дыханием Он оживляет, обновляет, воистину воскрешает оземленевшие и увядшие души человеческие. Дунув в лице ученикам, Господь сказал им: примите Духа Святаго. Сие есть первое дарование Духа Святаго. Второе произойдет в пятидесятый день после этого знаменательного вечера. Сие первое дарование – чтобы оживить и укрепить самих учеников, а то второе – для их апостольского служения в мире – чтобы оживить мир. Дав им таким образом силу, Господь теперь дает им и власть прощать грехи и оставлять грехи. О, коль страждет мир от людей, кои цепляются за власть, не имея в себе силы Божией, не имея Духа Святаго! Бичом для людей становится бессильный человек, дорвавшийся до власти судии и старейшины. Это труп, привязанный к седлу необузданного коня. Так бывает у язычников, у которых за власть борются; но так не должно быть у христиан, у которых власть дается от Бога тем, кому сперва дается сила Духа Святаго. Посмотрите, как все стройно, и продуманно, и премудро в Царстве, созидаемом Христом! Власть прощать и оставлять грехи, власть вязать и решить Господь еще ранее обещал сперва апостолу Петру [[new:mf:16:19|(Мф. 16:19)]], а затем и другим апостолам [[new:mf:18:18|(Мф. 18:18)]]. Се, Господь исполняет это обетование Свое в самый день Своего преславного Воскресения. Ныне Он не выделяет Петра из прочих, но всем равно дает и силу, и власть. Никогда Господь не давал отдельно Петру силы и власти, но дал ему отдельно лишь обетование, и при этом – в то светлое мгновение, когда Петр по вдохновению исповедал Христа как Сына Бога Живаго. В знак одобрения исповедания сего и для утверждения всех учеников в вере сей Господь дал Петру то самое обетование, которое чуть позднее дал всем Своим ученикам; которое теперь, в день Своего Воскресения, и исполнил по отношению к ним всем в равной мере. Эту силу и власть апостолы позднее переносили на своих преемников, епископов, а чрез них – на священников, так что сила и власть сии и до нынешнего дня действуют и правят в Церкви Божией. //**Беседы. Неделя вторая по Пасхе. Евангелие о сомнении и вере апостола Фомы.**// ===== Прп. Серафим Саровский ===== **И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят** Когда же Он, Господь наш Иисус Христос, изволил совершить все дело спасения, то по воскресении Своем **дунул** на апостолов, возобновив дыхание жизни, утраченное Адамом, и даровал им эту же самую Адамовскую благодать Всесвятого Духа Божиего. Но мало сего - ведь говорил же Он им: Уне есть им, да Он идет ко Отцу; аще же бо не идет Он, то Дух Божий не приидет в мир; аще же идет Он, Христос, ко Отцу, то пошлет Его в мир, и Он, Утешитель, наставит их и всех последующих их учению на всякую истину и воспомянет им вся, яже Он глаголал им еще сущи в мире с ними. Это уже обещана была Им благодать-возблагодать. И вот в день Пятидесятницы торжественно ниспослал Он им Духа Святого в дыхании бурне, в виде огненных языков, на коемждо из них седших, и вошедших в них, и наполнивших их силою огнеобразной Божественной благодати, росоносно дышащей и радостотворно действующей в душах причащающихся Ее силе и действиям. //**Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго** Из этого видим, что все святые Ангелы и святые человеки живут и дышут Духом Святым, как внешний человек дышит воздухом или как животные дышат воздухом. Мыслят ли они, говорят ли они – в них мыслит и говорит Дух Святой: //не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас// [[new:mf:10:20|(Мф. 10, 20)]]. Оттого смотрите, какая сила, какая жизнь, какой свет в словах святых Божиих! Истинно чрез них говорит Дух Божий, истинно в их словах и писаниях дышит Дух Святой. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго** См. Толкование на [[new:in:20:19#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 20:19]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся ** Ст. 22-23: Но прежде Иисус Христос сказал: //аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам// [[new:in:16:07|(Ин. 16, 7)]]; каким же образом Он теперь дает ученикам Святого Духа? Он дунул, сообщая им благодать к восприятию Святого Духа, делая их способными к принятию Его, и говорит им: //приимите Дух Свят//, но не теперь, а когда Он сойдет. Или – Духом Святым Иисус Христос назвал здесь духовное дарование разрешать и не разрешать грехи, которое Он тогда сообщил ученикам (и которое больше дара чудес. Когда Иисус Христос сказал расслабленному: //отпущаются ти греси твои// [[new:mf:09:02|(Мф. 9, 2)]], то книжники говорили: //кто может оставляти грехи, токмо един Бог// [[new:mk:02:07|(Мк. 2, 7)]]? Правда, и прежде крестных страданий Иисус Христос сказал ученикам: //елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех// [[new:mf:18:18|(Мф. 18, 18)]] но тогда Он только обещал им, а теперь даровал. Найди в седьмой главе этого Евангелия изречение: //не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен// [[new:in:07:39|(Ин. 7, 39)]] и прочитай его объяснение. Итак, Иисус Христос дунул, как источник благодатных дарований, – дунул для того, чтобы мы отсюда узнали, что и прежде Он вдунул в Адама дыхание жизни). Под держанием разумей то же, что связывание, непрощение. Как царь, назначая полководцев, так и Иисус Христос, посылая учеников, облекает их властью преимущественно пред всеми. Те, которые из опасения демонов прочно укрепились на высоте Божественных созерцаний и затворили свои внешние чувства подобно дверям, – те принимают незаметным образом пришедшее к ним Слово Божие, которое является, не поражая их внешних чувств, которое сообщает им мир, т.е. свободу от страстей, и дуновение, т.е. благодать Святого Духа, и которое обнаруживает свое невидимое действие во внешних знамениях. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 22-23 **Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся** **Примите Духа Святого**, т.е. примите силу Св. Духа, которую тут же Он и дал им через дуновение, отпускать и вязать грехи (вязать грехи, т.е. не отпускать до времени раскаяния и исправления грешников). **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-23 **Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Kому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся** Для укрепления учеников Христос сообщает им дар Святого Духа, причем употребляет и внешний знак (символ) – дуновение. Некоторые древние толкователи и видели здесь только один символ. Так, Феодор Мопсуетский был осужден на V Вселенском Соборе за то, что утверждал, будто бы Христос в первом явлении ученикам не дал им Святого Духа, а сделал только вид, что вдохнул в них этот Дух (пр. 22). В наше время Цан возобновил эту ересь, утверждая, что в рассматриваемом нами месте Христос только говорит о будущем ниспослании Духа. Дуновение, которое здесь употребляет Христос, есть, согласно Цану, только символ. Оно не дало апостолам никаких особых сил и иерархических преимуществ. Если им предоставляется здесь право отпускать и не отпускать грехи, то не в Таинстве Исповеди, о котором здесь и речи нет, а только посредством возвещения всем людям той великой истины, что отныне во Христе всякий может получить отпущение грехов под условием покаяния и веры, какие требуются от вступающих в Церковь Христову... Но с таким толкованием нельзя согласиться. Нужно слишком много фантазии для того, чтобы в предоставлении апостолам права вязать и решить видеть поручение возвещать Евангелие. Такое поручение Христос выражал прямо [[new:mf:28:19|(Мф.28:19–20)]]. Притом, нет ни одного случая в Евангелиях, когда бы Христос употреблял символ, не заключавший в себе действительного содержания. Более правдоподобным представляется взгляд Б. Вейса, согласно которому здесь Христос подает не того Духа, Kоторого Он обещал всем верующим [[new:in:07:39|(Ин.7:39)]], а особый дар, предназначенный только для апостолов и, конечно, их преемников. Что же касается права вязать и решить, то, давая теперь Своим ученикам это право, Христос исполнял этим обещание, данное Им некогда в лице Петра всем апостолам [[new:mf:16:19|(Мф.16:19)]]. Но в таком случае нельзя не согласиться с теми богословами (например, с Луази), которые говорят, что этим дарованием Духа и власти вязать и решить Христос открывает начало существованию Церкви. **//Толковая Библия.//** [<10>]