[<10>] ====== Толкования на Ин. 21:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть. Симон же Петр слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг, и ввержеся в море** См. Толкование на [[new:in:21:02#svt_ioann_zlatoust|Ин. 21:2]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть. Симон же Петр слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг, и ввержеся в море** Эпендима – это своего рода верхняя одежда, которую сирийцы и финикийцы носят поверх остальной одежды, почему и называется она «эпендима», «эпендит». Бывает же, что она обвивается прямо на нагое тело, как тот юноша, который следовал за Господом, арестованным иудеями, был одет в покрывало прямо на нагое тело, которое оставив в руках схвативших его воинов, бежал нагим. Петр же, будучи нагим, не оделся в эту эпендиму, но, сложив ее, препоясался ею, хотя и предстояло ему плыть вплавь, потому что он был далек от земли на 200 локтей. Итак, таким образом Петр, будучи горячее всех, прибыл раньше всех; другие же ученики прибыли на лодке, влача сеть с рыбою, еще и как бы для того, чтобы принести ее Дарователю и возмочь как бы изречь Ему оное священное выражение: «Твоя – от Твоих». **//Омилия 23. На 10-е утреннее воскресное Евангелие.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море** Блаженный Петр вместо огня во дворе Каиафином [[new:in:18:18|(Ин. 18:18)]], где подвергся искушению, нашел впоследствии Божественный огонь при море Тивериадском. Ибо, будучи наг по причине отречения, – не подумай, что отвергаю Евангельскую историю и примешиваю нечто от своего ума, – Итак, будучи наг, блаженный Петр **«препоясуется епендитом»** упования на Христа [[new:in:21:07|(Ин. 21:7)]], ввергается в море щедрот Божиях, приходит к Иисусу, как цепью какою влекомый, к Нему любовью. И поскольку во время отречения Петр был утружден, изнурен, огорчен плачем и печалью, как лишившийся Господа, то Владыка ободрил его чудным хлебом и чудесною рыбою. И после вечери говорит Спаситель с ним, желавшим услышать блаженный голос, и успокаивает и утешает его по множеству болезней сердца Петрова, и таким образом усладив его, поставляет пастырем целой вселенной [[new:in:21:25|(Ин. 21:25)]]. **//Письма на разные темы. Подвижнику Зосе.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море** См. Толкование на [[new:in:21:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 21:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть** заключив так из удачной ловли и из того, что как будто по повелению Его собралось в одном месте такое множество рыбы. **Симон же Петр слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг, и ввержеся в море ** Иоанн был проницательнее вследствие величия чистоты, а Петр – пламеннее вследствие жара любви. Поэтому Иоанн узнает Иисуса Христа прежде Петра, но Петр приходит к Нему прежде Иоанна. Лишь только Петр услышал, что это – Господь, тотчас бросил все, что у него было в руках, и не дожидаясь, пока судно приблизится к берегу, бросился в море, чтобы скорее придти к Нему. Епендитом называлась льняная одежда без рукавов, покрывающая тело до колен. Она обыкновенно употреблялась рыбаками ради удобства и приличия. Петр был наг, т.е. не имел на себе никакой другой одежды, а только один епендит и то не подпоясанный; быть же совершенно нагим было уже совсем неприлично. Теперь он, подпоясавшись, выразил свое почтение к Иисусу Христу. ===== Монах Феоклит Дионисиатский ===== **Симон же Петр слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг, и ввержеся в море** Что же подвигнуло на это божественного Петра? Его великое желание как можно скорее приблизиться к возлюбленному Учителю. Как далеко был корабль от суши и сколько времени потребовалось бы, чтобы Апостол оказался близ Господа Иисуса? И, несмотря на это, истинно любящий Бога совершает поступки, разрывающие логическую цепь событий. Он не ждет, не довольствуется простым видением, ему не достаточно уверенности в том, то через несколько минут он достигнет Возлюбленного. Как апостол Павел //не имел покоя духу своему// в Троаде из-за отсутствия Тита, хотя и //отверста была великая дверь//, как святой Петр не стерпел задержки всего в пять минут <...> //**Преподобный Никодим Святогорец. Жития и труды.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою** Видя необычайно быстрое исполнение слов незнакомца, Иоанн первый признал в этом незнакомце снова явившегося Господа. Притом ему мог прийти на память другой подобный случай [[new:lk:05:01|(Лк.5:1–11)]]. Но тогда как сам Иоанн остался с другими учениками, чтобы помочь им управиться с таким богатым уловом, Петр, всегда стремительный в своей любви ко Христу, вылезает из лодки, чтобы доплыть поскорее до берега и прийти к Иисусу. Так как он ловил рыбу в одной рубашке, то, из уважения к Господу, он надел при этом на себя нечто в роде короткой блузы, какую носили сирийские и финикийские рыбаки (блж. Феофилакт) и крепко подпоясался поясом (нагим же он назван именно потому, что был в одной рубашке или хитоне). //«200 локтей»// – о локте см. комментарии к [[new:mf:06:27|Мф.6:27]]. [<10>]