[<10>] ====== Толкования на Ин. 21:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 12-14 **Глагола им Иисус: приидите, обедуйте. Ни един же смеяше от ученик истязати Его: Ты кто еси; ведяще, яко Господь есть. Прииде же Иисус, и прият хлеб и даде им, и рыбу такожде. Се уже третие явися Иисус учеником Своим, востав от мертвых** Что же Иисус? **Приидите**, говорит, **обедуйте. Ни един же смеяше истязати Его** [[new:in:21:12|(ст. 12)]]. Теперь они уже не имели своей обычной смелости, не дерзали, как прежде, и не обращались к Нему с речью, но в молчании, с великим страхом и благоговением сидели и смотрели на Него. Они знали, **яко Господь есть** [[new:in:21:12|(ст. 12)]], и потому не спрашивали: //кто еси?// Видя изменившееся лицо, исполненное необычайного величия, они были очень изумлены и хотели бы что-нибудь спросить об этом; но страх и сознание, что это был не другой кто, а именно Он, удерживали их от вопроса, и они лишь вкушали то, что Он создал Своею высокою властию. Здесь Он уже не взирает на небо и не делает ничего человеческого, как это было прежде, показывая, что и тогда это делалось по снисхождению. А что Он не постоянно и не так, как прежде, обращался с учениками, об этом говорит (евангелист): **се уже третие явися им, востав от мертвых** [[new:in:21:14|(ст. 14)]]. Христос повелевает принести и часть рыбы, чтобы показать, что видимое ими – не призрак. Впрочем, здесь не говорится, чтобы Он Сам ел с ними, но Лука в другом месте говорит о Нем: //с нимиже и ядый// [[new:act:01:04|(Деян. 1, 4)]]. Как это было, мы не можем сказать. Без сомнения, это происходило как-нибудь чудесно, не потому, чтобы естество еще нуждалось в пище, но – по снисхождению, для доказательства воскресения. ===== Свт. Григорий Палама ===== **Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь** Господь, желая быть явленным для каждого из них в отдельности, говорит им: **«Приидите обедуйте»**; Своими руками дает им реченные хлеб и рыбу, явив чрез это служение еще и то, что Он Сам – Печальник и Промыслитель как о настоящем, так и о будущем наслаждении, наслаждении – которое наступит после ловитвы Апостольской сети, т.е. после того, как Апостолы, чрез Евангельскую проповедь, соберут в истинное Богопочитание всех достойных из каждого народа; среди этих (собранных) тогда будут видимы и 153 великие – считаемые в тысячах или же в десятках тысяч – что ведает Сам Он, Творящий чудеса, и Производящий сие исполненным тайнами; а бесплодный труд в течение всей ночи – символически показал бесплодность учения, бывшего прежде Его явления. А закидывание сети одесную корабля, бывшее утром, и улов рыбы – показали успешность Евангельской проповеди, бывшей после Его Пришествия (в мир); ибо по сей причине это было утром, что Само Солнце Правды явилось нам во плоти, и благоприятно и успешно было учение, собирающее и извлекающее множество спасаемых. **//Омилия 23. На 10-е утреннее воскресное Евангелие.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь** См. Толкование на [[new:in:21:09#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 21:9]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Глагола им Иисус: приидите, обедуйте** так как уже наступало обеденное время и пора была отдохнуть после трудов. Вероятно, немного пойманной рыбы было испечено для голодных учеников, а остальная часть ее была роздана бедным. **Ни един же смеяше от ученик истязати Его, Ты кто еси; ведяще, яко Господь есть ** Видя, что образ Его изменился и исполнен поразительного величия, ученики хотели бы спросить, но не смели, зная из вышеизложенных чудесных обстоятельств, что это Господь. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-14 **Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых** Благоговейный страх не позволял ученикам самим начать беседу с Христом, когда Он пригласил их обедать. Господь при этом ничего не сказал ученикам о цели Своего явления, но те и без особых объяснений должны были понять смысл всего происшедшего. Чудесный улов рыбы предуказывал им на тот успех, какой они будут иметь в деле привлечения ко Христу душ человеческих, если только во всем будут следовать указаниям Христа. Обед, к которому пригласил их Христос, обозначал, во-первых, восстановление тесных дружеских отношений между ними и Христом, а во-вторых, служил ручательством за то, что в то время, когда они будут заняты делом проповеди, Господь позаботится об удовлетворении их земных нужд. [<10>]