[<10>] ====== Толкования на Иуд. 1:4 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа** Относящие славу сыновства только к одному рожденному от Бога Отца Слову, они говорят, что другой сын, который от семени Иессея и Давида, лишь соединен с Первым и причастен Сыновству Его <...>; что он все получил от Него, не имея совершенно ничего своего. //**Послание на святой символ веры.**// ===== Свт. Лука Крымский ===== **Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа** Он обратился к верующим с этим посланием, **ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа**. Вот почему: потому что уже тогда, в его время, вкрались некоторые люди, предназначенные к вечному осуждению. О ком говорит здесь апостол? О первых, древних еретиках: о Симоне Волхве, который выдавал себя за великую силу Божию, об окаянных гностиках Василиде, Николае, Маркионе. Почему говорит он, что эти нечестивые обратили благодать Божию в повод к распутству? Потому, что эти еретики придумали и ввели новые обряды — обряды ночного радения, подобные нашим хлыстовским радениям, на которых, вместо того, чтобы проповедовать благодать Божию, учили предаваться распутству — свальному греху! Уже тогда был этот ужас, так давно. Почему святой апостол говорит, что они отверглись единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа? Потому что эти еретики не признавали Господа Иисуса Христа истинным Сыном Божиим, Вторым Лицом Святой Троицы; потому что Его Тело считали они призрачным, не истинным человеческим телом. А если было призрачным Тело Его, то, следовательно, не страдал Он за грехи мира, значит, не было искупления. Это ли не полное отвержение Владыки Бога нашего Господа Иисуса Христа?! //**Спешите идти за Христом. Послание апостола Иуды.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа** Увещевает тех, которые однажды признали Господа нашего Иисуса Христа Спасителем и уверовали в Него, чтобы подвизались за веру. Ибо, если мы приняли вочеловечившееся Слово и однако говорим, что Иной Тот, Который прежде веков от Отца, и Иной Тот, Который от Матери, и что Сей – особое лице, то как не отвергаемся единого Господа и Владыки? Ибо Господь Иисус един по единению домостроительства; потому что предвечное Слово Божие и Бог, имея насажденную в славу Божества плоть, воспринятую Им от Святой Девы, с самого зачатия, есть Один и Тот же Владыка всех. //**Толкование на Послание Иуды.**// ===== Андрей Монах ===== **Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа** То есть предузнанные. Он говорит о последователях Симона Волхва. Эти чревоугодники и распутники притворялись учителями благочестия, чтобы найти возможность входа в чужие дома. //**Фрагменты.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа** Благодать нашего Господа смягчила жесткость закона, в котором говорилось: кто сделает то-то и то-то, да будет побит камнями; кто сделает то-то и то-то, да будет предан огню. Господь смягчил суровость закона благодатью Евангелия, позволившего очищать совершённые беззакония через покаяние и милостыню. Но некоторые теперь превратили Божию благодать в повод к распутству и предаются греху без меры, считая, что за содеянное они неподотчетны строгости закона. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Дидим Слепец ===== **Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа** Те некоторые **нечестивые люди**, использующие священное Писание с каким-то коварством и злобностью, которые вкрались, притворяясь, что оно провозглашает их правила, - то есть написанные для того суда, которым они сами себя судят, - они преданы нечестивому чувству. Ведь они из-за безмерного нечестия поскольку бесстыдны, милость Господа нашего Иисуса Христа обратили **к распутству**, из-за своей грязи отрицающие единого Владыку Господа Иисуса Христа тех, кто призван через Евангелие. И потому, что он вновь призывает тех, кто поверил злым и нечестивым, апостол показывает, сколь велико могущество Господа, которого они отвергали, объявляя, что Он есть Тот, Кто вывел народ из Египта и дал спасение. //**На Послание Иуды.**// ===== Экумений ===== **Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа** Ведь если, приняв вочеловечившееся Слово, мы говорим, что один Логос есть прежде веков от Отца, а другой человек - в последнее время от матери и у каждого своя ипостась, то как же мы не отрицаемся единого Господа и Владыки? Ведь един Господь Иисус согласно домостроительному единству. Ибо Божие Слово и Бог прежде веков, имея плоть, восшедшую в славу Божества, которую Он воспринял от святой Девы от начала зачатия, есть единый и тот же Владыка всех. //**Комментарий на Кафолическое послание Иуды.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа** **Ибо вкрались** и проч. [[new:2pet:02:01|(2 Пет. 2:1—3)]]: апостол любвеобильно предостерегает верующих от вторжения в среду их //лжеучителей//, или //обольстителей//, каковое вторжение и подвигло его писать к верующим о сем. Что это за //лжеучители//, апостол точно не говорит и не поименовывает их, как и апостол Петр; но, судя по всему, видно, что это те же самые //лжеучители//, которым противодействовали святые апостолы Петр и Павел, а потом, несколько после, Иоанн, — //лжеучители//, вторгшиеся в малоазийские Церкви. — **Вкрались**: слово указывает на лукавство и льстивость. — **Предназначенные**: точнее — преднаписанные, о которых преднаписано древними пророками и потом апостолами, которые предрекали о появлении таковых и подобных //лжеучителей//, или //обольстителей//. — **Нечестивые**: люди, не имеющие в душе своей ни правильного богопознания, ни правильного богопочтения, нравственно и умственно испорченные люди (ср. [[new:2tim:04:03|2 Тим. 4:3]] и далее; [[new:2tim:03:01|2 Тим. 3:1]] и далее). — **Благодать в повод к распутству**: благодать разумеется в общем смысле, как все и всякие дары, подаваемые верующим искупительною жертвою Христовою. Эти-то высочайшие дары //лжеучители// и **нечестивые** прелагают в скверну; не только погашают дары благодати, но оскверняют в сердце своем эти дары. — **Отвергающиеся** и проч.: или отрицаясь и отрицая (ср. [[new:mf:10:33|Мф. 10:33]]). Такое отрицание, или отвержение, происходит в сердце и уме чрез неверие, в устах — чрез злословие или неискреннее, или неправильное исповедание и на деле — чрез нехристианский образ жизни и поведение. Противоположное сему действию отрицания есть действие исповедания и сердцем, и устами, и делом, или жизнию (ср. [[new:rim:10:10|Рим. 10:10;]] [[new:1kor:12:03|1 Кор. 12:3;]] [[new:2tim:01:12|2 Тим. 1:12;]] [[new:1tim:06:12|1 Тим. 6:12]]). Здесь разумеется не такое полное и всецелое отрицание, или отвержение, Христа, чтобы отрицалось Его мессианское достоинство и не признавался Он истинным Богом, в каком случае таковые лжеучители не были бы христианами, находились бы вне Церкви, тогда как по связи речи они считались и считали себя в единении с Церковию; разумеется здесь отрицание как перетолкование, или извращение, догмата искупления, как его исповедует Церковь. Они, может быть, и вероятно, считали себя христианами, но лжеучением своим они отрицали и отрицались Христа, искупившего их и весь мир. Весь мир вследствие первородного греха повинен был пред Богом и подлежал вечному осуждению, но Христос Своею смертию и кровию принес умилостивительную за все человечество жертву Богу, или выкупил человечество от греха, проклятия и смерти и, таким образом, стал искупителем всех (см. прим. к [[new:mf:20:28|Мф. 20:28]]). //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа** Не давая пока подробной характеристики лжеучителей, Апостол тяжесть и гибельность заблуждений их показывает тем, что **осуждение** (κρίμα) их издревле предуставлено и предсказано боговдохновенными носителями откровения. Затем, начиная обрисовывать умственный и нравственный облик лжеучителей, Апостол называет их **нечестивыми**,ἀσεβεῖς, безбожниками и, раскрывая это понятие, характеризует лжеучителей с обеих существенных сторон: с нравственно-практической: **обращают благодать Бога нашего в повод к распутству**, и – со стороны теоретических верований: **отвергаются единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа** (ст. 4). Таково общее определение характера лжеучения появившихся ересеначальников, близко напоминающее изображение лжеучителей во 2-ом послании Ап. Петра ([[new:2pet:01:02|II:1-2]] и сл.). Из описания ереси Симона волхва и других ересеначальников у Евсевия (Ц. И. 2:13 сл.), равно и из прямого свидетельства св. Афанасия Великого и блаж. Феофилакта с очевидностью следует, что явившиеся лжеучители учили, что грех безразличен, и отвергали Христа (Синопсис). Христа они считали не более, как одним из эонов, а из учения христианского о благодати выводили допустимость разврата в целях ослабления плоти (ср. [[new:rim:06:01|Рим 6:1]]). [<10>]