[<10>] ====== Толкования на Иуд. 1:5 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил** Очевидно, чтобы их наставлять через наказание. В настоящее время, разумеется, они, пока не обратятся к Господу, наказываются и погибают рядом с теми, что спасаются. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== СТ. 5-7 **Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример** Сказав о разврате нечестивых николаитов, валентиниан и маркионитов, присовокупляет и то, что Господь - избавил народ из земли египетской, и так далее. Этим показывает, что Основатель Ветхого и Нового Завета есть один и тот же Бог, а не как эти гнусные говорят, будто один Бог, гневный и жестокий, дал Ветхий Завет, а другой Бог, негневный и человеколюбивый, дал Новый Завет. Тем же показывает и то, что ныне нечествующие не останутся ненаказанными, как не остались вышедшие из Египта. Ибо хотя Бог превосходной Своею силой и по клятве отцам их освободил их от египетского рабства, однако, когда они преступили закон, не оставил их без наказания, но воздал им должное возмездие: им нисколько не помогли ни благоволение Божие к предкам их, ни сверхъестественная сила чудес; и те, кои тогда перешли Чермное море посуху, впоследствии за отступления от веры погибли. Тех же, которые, получив честь ангельского достоинства, по нерадению не пребыли в первоначальном своем состоянии, но отринули данный им благостью небесный образ жизни, Бог сокрыл в наказание на суд, то есть на осуждение, великого дня; ибо это значит слово //соблюдает//. Почему и Господь говорит: //идите в огонь, уготованный диаволу и ангелам его// [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]]. В пример того, что их обнимет неугасающий Огонь, приводятся и жители Содома. //Плотью иной// называет мужескую природу, как не служащую такому соитию, чтобы рождать. Ибо к такому соитию способна плоть женская, по изречению прародителя: //кость от костей моих, и плоть от плоти моей// [[old:gen:02:23|(Быт. 2:23)]], а плоть мужчины, как сказал я, чужда такого соития. Да и женская плоть, по законам, одна для одного есть своя и собственная плоть, а смешивающаяся со многими есть иная и чужая и в сквернении мало отстающая от мужеской. //**Толкование на Послание Иуды.**// ===== Андрей Монах ===== **Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил** Иуда показывает, кто есть отрекшийся от них. Это Тот, Кто вывел из Египта Израиль. Вместе с этим апостол угрожает им погибелью, если они не захотят покаяться. //**Фрагменты**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил** Вам известны все тайны веры, и вы не нуждаетесь в учителях, поскольку никто не может научить вас чему-то более святому, чем то, что вы уже слышали. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Дидим Слепец ===== **Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил** Иисус, однажды освободивший народ из Земли Египта, затем тех, кто не уверовал, погубил. //**На Послание Иуды.**// ===== Экумений ===== **Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил** Сказав о распутстве нечистых николаитов, и валентиниан, и маркионитов , и как бы клеймом выделив их из присущей им грязи, апостол приводит и следующие слова: **Господь, избавив народ из земли Египетской**, и т.д. Ведь через это он одновременно показывает, что один и Тот же Бог - установитель Ветхого и Нового Заветов (а не так, как эти мерзавцы, говорящие, что иной есть Бог Ветхого Завета - карающий и жестокий, а иной - Нового - милостивый, человеколюби- вый и заботливый), а также то, что эти бесчестные люди не пребудут всегда. Ведь и вышедшие из Египта по причине превосходящей силы и клятвенного обещания Бога, избавившего их от жизни в Египте, их отцам, не остались безнаказанными, преступив закон, но понесли достойное наказание, так как милость Бога к их отцам не принесла им никакой пользы. //**Комментарий на Кафолическое послание Иуды.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил** **Я хочу напомнить вам** и проч.: апостол приводит три поразительных примера Божественного суда и наказания за нечестия: суд и наказание израильтян, выведенных из Египта, падших ангелов и городов Содома и Гоморры. — **Напомнить вам**: [[new:2pet:01:12|(2 Пет. 1:12)]]. — **Господь**: апостол Иуда, точно так же, как и апостол Павел ([[new:1kor:10:01|1 Кор. 10:1]] и далее), ветхозаветные события Божественного откровения приписывает не Богу Иегове, Богу Отцу, а Богу Сыну до Его воплощения, как ипостасному Слову Божию, Который являлся и действовал в истории ветхозаветного откровения, как Ангел Иеговы, Который избавил, или спас, как Спаситель, и народ еврейский из рабства египетского, каковое спасение, или избавление, было прообразом спасения, или избавления, всего рода человеческого воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом от рабства греха, смерти и диавола. Освобождение народа из рабства египетского во всем Ветхом и Новом Завете представляется величайшим делом Божественного милосердия. Но, совершив великое дело Своей милости в спасении израильтян из Египта, Господь явил и Свой праведный суд над народом в том, что **неверовавших** в Господа, при разных случаях в течение сорокалетнего странствования в пустыне, **погубил**, так что из вышедших из Египта вошли в землю обетованную только двое: Иисус Навин и Халев (ср. [[new:1kor:10:05|1 Кор. 10:5—10]]). Все это, заключает апостол Павел в указанном месте речь свою, все это происходило с ними как //образы//, или примеры, и написано в наставление нам [[new:iud:01:11|(Иуд. 1:11)]]. Таким образом, апостол Иуда первым из указываемых им примеров напоминает своим читателям два поразительных действия всемогущей силы Божией, явленных при исходе и по исходе евреев из Египта: во-первых, спасение, или избавление, всего народа из рабства египетского и, во-вторых, (с подлинника) погубление его за его неверие в Господа. «Хотя Бог превосходною Своею силою и по клятве отцам их освободил их от египетского рабства, однако, когда они преступили закон, не оставил их без наказания, но воздал им должное возмездие... и те, кои тогда перешли Чермное море посуху, впоследствии за отступление от веры погибли» (Феофилакт). То и другое должны помнить христиане, ибо это для них примеры для назидания и увещания. — Другой пример Божия суда заимствован апостолом из мира Ангелов (ср. [[new:2pet:02:04|2 Пет. 2:4]] и прим.). Как не пощадил Господь освобожденных из рабства египетского не веровавших из народа, так еще прежде //не пощадил согрешивших Ангелов//, но блюдет на великий суд. //**Толковый апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-8 **Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, -так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти** Опровергая эту теоретическую и нравственно-практическую ложь новоявленных учителей, их дуалистическое разделение двух заветов и их нравственный антиномизм, Апостол показывает, что Христос Сын Божий и в Ветхом Завете действовал, как всемогущий праведный Судия, и с этою целью приводит три известных из Библии примера грозного суда Божия над нарушителями вечного в существе своем закона Божия. Первый разительный пример суда Божия, особенно внушительный для христиан из евреев, осуждение на гибель в пустыне Аравийской народа израильского, только что спасенного Богом из рабства египетского, но затем за неверие осужденного на гибель [[old:chis:04:11|(Чис. 14:11,]] [[old:chis:14:22| 22-35,]] [[old:vtor:01:32|Втор. 1:32;]] [[new:1kor:10:05|1 Кор. 10:5)]]. "Хотя Бог превосходною силою Своею и по клятве отцам их освободил их от египетского рабства, однако, когда они преступили закон, не оставил их без наказания, но воздал им должное возмездие... и те, которые перешли Черное море посуху, впоследствии за отступление от веры погибли" (блаж. Феофил.). Из этого грозного примера читатели послания и вообще христиане должны убедиться, что и дарованная им благодать не только не освобождает от обязанности свято жить и подвизаться в вере и благочестии, - что утверждали лжеучители, но, напротив, непременно требует от них этих добродетелей, в противном же случае ст. 6, из жизни мира Ангелов, именно от факта падения известной части ангельского мира (ср. [[new:2pet:02:04|2 Пет. 2:4]]): ангелов падших, "которые, получив честь ангельского достоинства, по нерадению не пребыли в первоначальном своем состоянии, но отринули данный им благостию небесный образ жизни" (блаж. Феофил.), Бог соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Грех ангелов состоял в том, что они не сохранили своего достоинства (archn), - не остались верными тому назначению, какое определено им Богом при сотворении их, - и оставили жилище (oikhthrion) свое - небо, - высшую светоносную область мира. Вопреки мнению многих западных комментаторов, едва ли в образе выражения ст. 6 можно видеть указание на учение о падении ангелов чрез соединение их с дщерями человеческими (ср.[[old:gen:06:02| Быт. 6:2]] по LXX), имеющееся в книге Еноха и других иудейских апокрифах. Третий пример Божественного суда над нечестивцами, подобными лжеучителям, о которых идет речь, - суд над жителями Содома, Гоморры и соседних с ними городов (ст. 7, см. [[new:2pet:02:06|2 Пет. 2:6;]] [[old:gen:14:04|Быт. ХIX:4-25;]] [[old:vtor:29:23|Втор. XXIX:23]]). Приведенными примерами Апостол "показывает, что виновник Ветхого и Нового Завета есть один и тот же Бог, а не как эти гнусные говорят, будто иной Бог, гневный и жестокий, дал Ветхий Закон, а иной Бог, негневный и человеколюбивый, дал Новый Завет... Выставив упомянутые сейчас примеры, Апостол предоставил подразумевать следствие их самому слушателю. Какое же? Такое поведение: если так поступил Бог с этими, не посмотрев на прежний их хороший жребий, то ужели нынешних нечестивцев избавит то, что для людей в мир пришел Сын Божий, претерпел за них поношение и понес страдания? Никто не может сказать этого. Ибо, хотя Он человеколюбив, однако, и праведен поистине, и по истинному правосудию не пощадил согрешивших, а по человеколюбию ввел в царство блудников и мытарей[[new:mf:21;31| (Мф. 21:31)]]. Такое вытекает следствие, но апостол опустил оное" (блаж. Феофил.). В ст. 8 продолжается характеристика лжеучителей, начатая в ст. 4. Здесь этим "мечтателям", кроме осквернения плоти (ср. [[new:2pet:02:10|2 Пет. 2:10]]), приписывается еще грех: "господства отметаются, славы же хулят" (kuriothta de aqetoϋsi, doxaV de blasfhmousi. Под этими "господствами и славами" большинство новых толкователей справедливо видят ангелов двух различных чинов (ср. [[new:ef:01:21|Еф. 1:21;]] [[new:kol:01:16|Кол. 1:16]]). Возможно, что лжеучители, отвергая закон, данный при посредстве ангелов [[new:act:07:53|(Деян. 7:53;]] [[new:gal:03:19|Гал. 3:19;]] [[new:evr:02:02|Евр. 2:2)]], хулили и ангелов, через которых он был получен Моисеем, - в противоположность колосским "философам", считавшим ветхозаветный закон обязательным и содержавшим культ служения ангелам [[new:kol:02:18|(Кол. 2:18)]] (проф. прот. Д. И. Богдашевский, с. 261-262). **//Толковая Библия.//** [<10>]