[<10>] ====== Толкования на Иуд. 1:6 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня** Действительно, Иуда называет узами потерю почета, в котором ангелы пребывали прежде, и желание ненадежных вещей, что пленило их и лишило желания обратиться. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Сщмч. Дионисий Ареопагит ===== **и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня** Как сотворенные Богом демоны могут быть злыми? Ведь Благо вводит в бытие и лежит в основании блага. Хотя они, скажет кто-нибудь, и зовутся злыми, но не поскольку существуют, ибо они происходят от Блага и получили благую сущность, но поскольку не существуют, оказавшись не в состоянии, как говорят Писания, **сохранить свое достоинство**. //**Об именах Божиих.**// ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня** Кто постигнет любовь Бога к людям, или кто, рассуждая, может прийти к истине? Ведь ради истины Он не пощадил согрешивших ангелов, а ради человеколюбия допустил войти в Свое Царство мытарям и блудницам. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня** //Вопрос//: Что такое "**начало**" не соблюдавших его ангелов и что – **жилище**, которое они оставили? Каковы **"вечные узы"** и что такое **"мрак"**, под которым они соблюдаются? Что потерпят они **на суде великого дня**? //Ответ//: Точное разумение этого будет соблюдено только теми, кто равен Апостолам по пониманию, кто непосредственно научен Словом Божиим неложному ведению сущих и постижению благого и праведного пути премудрого Промысла о сущем, так как они не имеют в уме своем никакого препятствующего средостения между собой и Словом. Что же касается меня – низменного и имеющего много препятствий для прихождения ко мне Слова, – то, думается, "начало" не соблюдших его Ангелов есть логос, в соответствии с которым они были созданы, или данная им по благодати естественная власть к обожению, или же чин стояния их по достоинству благодати. **"Жилище"** их есть или небо, или премудрость, достигаемая по природному свойству промысленных благ, для обитания в которой они были созданы, – ибо иногда Писание называет и премудрость //домом// [[old:pr:09:01|(Притч. 9:1)]], – или же попечение пренепорочного Божества, охраняющее дарованные им естественные и приобретенные блага, которое они, взбунтовавшись, потеряли. А **вечные узы** есть совершенная и постоянная неподвижность их относительно блага, осуществляемая добровольно, в силу которой они никоим образом и никогда не наслаждаются божественным покоем; или же – промыслительная сила Божия, сдерживающая ради нашего спасения их неистовство против нас и не попускающая их злобе строить западни нам. **Мрак** же есть совершенное и всецелое неведение Божественной благодати, сплошь проникнувшись которым по произволению, они лишились блаженного и всесветлого даяния чистого света, расточив дарованную им по природе умную силу на не-сущее. А что претерпят они в страшный день суда, знает один //праведный Судия// [[new:2tim:04:08|(2 Тим. 4:8)]], назначающий каждому по достоинству праведное воздаяние, определяющий соразмерный злу вид осуждения и праведно выносящий на бесконечные веки подобающий приговор Своими благими повелениями. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня** См. Толкование на [[new:iud:01:05#blzh_feofilakt_bolgarskij|Иуд. 1:5]] ===== Андрей Монах ===== **и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня** Они сохраняются для впадения в сей последний огонь и в вечные узы мрака. А **соблюдает** - относится к будущему времени, как и Петр написал. //**Фрагменты.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня** В этих словах апостола Иуды Сам Святой Дух извещает слушающих о суде, которым осужден князь мира сего. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня** **Не сохранивших своего достоинства** (точнее – начальства, слав.): первоначального высокого, начальственного в мире сравнительно с другими творениями Божиими, «которые, получив честь ангельского достоинства, по нерадению не пребыли в первоначальном своем состоянии, но отринули данный им благостию небесный образ жизни» (Феофилакт). – **Оставивших свое жилище**: разумеется небо, высшая, озаренная духовным светом область мира, от которой ниспали падшие ангелы, пребывающие со времени падения в Тартаре под мраком (см. прим. к [[new:2pet:02:04|2 Пет. 2:4]]). – **Великого дня**: или последнего судного дня; великого и по делам, которые совершатся в нем, и по продолжению, ибо это будет день вечности (ср. [[new:2pet:03:10|2 Пет. 3:10]] и прим. и парал.) //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня** См. Толкование на [[new:iud:01:05#lopuxin_ap|Иуд. 1:5]] [<10>]