[<10>] ====== Толкования на Иуд. 1:22 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И к одним будьте милостивы, с рассмотрением** См. Толкование на [[new:iud:01:20#blzh_feofilakt_bolgarskij|Иуд. 1:20]] ===== Андрей Монах ===== **И к одним будьте милостивы, с рассмотрением** То есть к сомневающимся в истине из-за слов ложного учения. О //сомневающихся// же Иаков говорит, что они //подобны морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой// [[new:iak:01:06|(Иак. 1:6)]], из-за непостоянства души. Они достойны жалости и несчастны, ибо носимы всяким ветром учения. //**Фрагменты.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **И к одним будьте милостивы, с рассмотрением** Последнее наставление апостола относится к тем, которые в большей или меньшей мере заразились обольщениями нечестивых обольстителей. Из них **к одним**: тем, которые подверглись этому искушению по неразумию, неопытности, увлечению и так далее, а не по злому направлению сердца и не по упорству и нераскаянности, **будьте милостивы**, или снисходительны, но **с рассмотрением**, внимательно расследуя причины их искушения, которому они подверглись, и принимая потребные средства к уврачеванию от их недугов. — //Других// же, далее зашедших по пути увлечения и обольщения, более упорных и злых в этих действиях, но еще не отчаянных грешников и нечестивцев, которых еще можно образумить, //страхом спасайте//, страхом суда Божия и наказания и в сей временной и вечной жизни, и всякими мерами устрашающими. //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-23 **И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью** После пастырских наставлений ко всем верующим (ст. 20-21) Апостол в последнем своем наставлении воспоминает тех, которые в большей или меньшей степени поддались обольщению лжеучителей. При этом, соответственно неодинаковой степени падения обольщенных, Апостол указывает читателям и неодинаковые способы воздействий на них. Чтение ст. 22-23 очень спорно. Придерживаясь авторитетного кодекса Синайского, следует так передать их: "и одних милуйте - сомневающихся, других же спасайте, исторгая из огня, кого же милуйте со страхом...", т. е. к сомневающимся будьте милостивы; кого зараза со стороны лжеучителей уже значительно коснулась, тех спасайте своею христианскою любовью, - спасайте скорее, как бы из огня, пока есть возможность; **будьте милостивы** и к самим упорным, но **со страхом**, - опасайтесь, как бы в этой своей милости самим не подвергнуться нравственной порче или опасности нравственной заразы (проф. прот. Д. И. Богдашевский, с. 259). Эта осторожность должна простираться до того, что верующий должен избегать **даже** прикосновения **к одежде** лжеучителей, как символу греховной заразы. [<10>]