[<10>] ====== Толкования на Кол. 1:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 25-26 **которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие** См. Толкование на [[new:kol:01:24#svt_ioann_zlatoust|Кол. 1:24]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **eйже бых аз служитель по смотрению Божию, данному мне в вас исполнити слово Божие** //Ейже// — Церкви Божией, за которую, по любви к Господу и делу Его, столько страдал и такие нес лишения. //Бых// — сделан, поставлен служителем. Прежде говорил, что поставлен служителем благовестия, а здесь говорит, что поставлен служителем Церкви. Сначала не было Церкви; были только избраны и снабжены всем нужным соорудители ее; снабжены же словом благовестия и благодатию: //шедше научите — крестяще//. Благовестие собирало материал для построения Церкви, а благодать обделывала сей материал, приспособляла к зданию Церкви и полагала на свое место в самом здании. За тем образовавшуюся уже Церковь благовестие — освежало, оживляло и укрепляло. Таким образом, служение Церкви без служения благовестию не было и не бывает. Почему и здесь говорит святой Павел, что он поставлен служителем Церкви: //исполнити слово Божие//, — в сем исполнении полагая главное дело своего служения. «Мне, говорит, спасение Церкви поручено и вверено служение проповеди, чтобы всех вас исполнить Божественного учения» (блаженный Феодорит). Другие наши толковники делают при сем такое наведение: я служитель, и сам собою ничего не делаю, но исполняю, что повелено не человеком; а Богом. Почему вы беспрекословно должны слушаться поставленного Богом служителя. Зачем же вводите вы тут Ангелов? об этом я не давал вам заповеди (см.: святой Златоуст, блаженный Феофилакт, Экумений). //По смотрению Божию, данному мне в вас// — //По смотрению, κατα την οικονομιαν//, — по экономии Божией, по домостроительству Божию. Дом Божий есть святая Церковь. Дому сего Владыка есть Христос Господь с Богом Отцом и Духом Святым. Домоправители и приставники — святые Апостолы. Каждому из них дано свое дело; дано свое дело и святому Павлу «Вознесшись на небо, Господь нас оставил преемниками служения в деле домостроительства Церкви» (святой Златоуст, Экумений, блаженный Феофилакт). Об этом распределении служений по домостроительству Церкви и говорит здесь Апостол. Что именно ему поручено, это указывает он вслед за сим: //исполнити слово Божие в вас//, — то есть язычниках. При этом как у Апостола, так и у читающих, знавших его, не могло не воспроизвестись в памяти и то, как это ему поручено: что в настоящем случае было столь важно, что нельзя не предположить, что Апостол намеренно помянул об особенном распоряжении Божием относительно его. Я ваш Апостол, по Божию смотрению: зачем же вы допускаете к себе других? Такое напоминание об особом избрании Апостола оживляло убеждение в истине его проповеди и еще более сильным делало это: зачем? Такое наведение при сем делает святой Златоуст, а за ним и другие — наши. //Слово Божие// — слово о спасении в Господе Иисусе Христе. — //Исполнити// — исполнить или до конца довесть дело проповеди о сем спасении, или исполнить ею всю вселенную, как Апостолу языков, коими была полна вся вселенная. Соединяя слово: //исполнити// — со словом: //по смотрению//,— получим наведение, что Апостол хотел внушить: если это по смотрению Божию, то ведайте, что, только благодатию Божиею, как я довольным являюсь к тому, чтобы просвещать вас словом, так и вы — способными воспринять сие просвещение. Без сей благодати ни я не мог бы убедить вас, — столь омраченных и в такое неведение погруженных, — ни вы не могли бы принять столь высокие догматы. Не Павловой и не вашей силы это дело, а Божией,— Божия смотрения (см.: святой Златоуст, блаженный Феофилакт).— //В вас// — в таком сочетании поставлено у Апостола, что его можно относить и к данному в вас служению, и к: //исполнити слово Божие в вас//. Мысль одна, куда ни отнесть сие слово: ибо и служение, данное в них, есть исполнение слова Божия,— и исполнение в них слова есть совершение данного служения. Пространство же слова: //в вас// — такое: или //в вас// — всех языках, или //в вас// — колоссянах, яко единых от язык. Можно не напрягаться установить одно определение; потому что не в этом дело, а мысль и та и другая уместна. Блаженный Феодорит и здесь не пропускает случая сделать наведение, что Апостол сам видел колоссян: «явствует отсюда, что, видев их, написал Послание» Но под словом: //в вас// — блаженный Феодорит разумеет не одних колоссян, а верных в целой вселенной. //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие** **Коей соделался я служителем**, не по делам моим, но **по** таинственному **домостроительству** Божества, призвавшего меня с дороги Дамасской, - **данному мне у вас**, то есть, чтобы у вас** исполнить слово** Христово. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **которой сделался я служителем** Говорит: я служитель, и сам собой ничего не делаю. Но если я - служитель, как же выставляете вы ангелов служителями? **по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие** Словами //по домостроительству Божию// или то говорит, что Господь, вознесшись на небо, послал нас на проповедь, чтобы вы не были оставлены и не впали в отчаяние; или то говорит: мне попустил Он преследовать Церковь потому, главным образом, чтобы сделаться достойным веры при проповеди. Или же: не дел Он искал и не добродетели, а веры и крещения. И в этом заключается величайшее //домостроительство Божие//. Ибо кто мог бы спастись, если бы требовались дела? Или же в словах: //по домостроительству Божию, вверенному мне для вас//, то есть для людей, принадлежащих язычеству, - просто говорит о благодати и силе, которую дал ему Бог, чтобы просветить язычников. Ибо убедить людей помраченных, неразумных и непослушных принять такие догматы - дело не Павловой силы, а домостроительства Божия. И как страдания свои он назвал принадлежащими Христу, так и о распространении этого учения между ними говорит, что оно есть дело Божие. Словом же //исполнить// показывает, что нечто им недостает. Заметь и в том //домостроительство Божие//, что теперь сказана им тайна, что они сделались способными принять ее. Ибо Бог, устрояя все предусмотрительно, и то, конечно, предусмотрительно сделал, что тайна была открыта теперь, когда люди скорее могли принять ее. Поэтому безрассудны те, которые соблазняются словами, что в последние дни Сын приведет нас. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П.===== Ст. 25-26 **которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его** Что именно он, Павел, а не кто другой, должен осушить то, что оставалось в чаше скорбей Христовых, это Апостол доказывает тем, что именно он сделался проповедником спасения для язычников по воле Божией (//по домостроительству Божию//). - //Чтобы исполнить,// т. е. чтобы сделать полным чрез повсеместное распространение, довести до конца дело христианской проповеди или Слово Божие (ср. [[new:rim:15:19|Рим 15:19]]) - //Тайну//... см. [[new:ef:03:09|Еф 3:9]] и [[new:ef:03:05|5.]] - //Святым//, т. е. христианам. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:01:03#lopuxin_ap|Кол. 1:3]] [<10>]